Эту книгу я увидела у Идочки, и не могла пройти мимо.
Скорбь Сатаны.
Хочу разобрать эту книгу со стороны знаний, что дало мне образование.
Нужно понимать, что конец 19 века в Европе, это время «кризиса веры». Время, когда наука шагает вперед, появляется теория эволюции Дарвина, Ницше говорит «Бог умер» и он действительно «умирает» как символ веры в тот исторический момент времени, потому что по факту, при научной революции, при изменении философского подхода, человеку кажется, что он «сверхчеловек».
Не песчинка погребенная в пустыне, а буквально король влепленной с буквой В на голове.
Впервые открыто можно обсуждать веру. Открыто обсуждается вопрос теодицеи (почему если Бог есть, в мире есть зло) и свободы воли и детерминизма (может ли человек выбрать, если вокруг столько соблазнов?).
Говорят, чем образованнее человек, тем меньше в нем веры, но зачастую (анализируя поистине великих ученых или людей), вера в них была всегда и зачастую больше, потому что верить без ожидания доказательств - глубина на которую сложно нырнуть.
Возвращаясь к книге.
В этих условиях создается роман и отражает свое время. Проскальзывают пасхалки к позитивистам, которые пытались все выверить эмпирическим путем , к тем, кто верит только в науку и тем, кто осознанно ставит деньги, а не миссию на первое место.
Интересно как представлен Дьявол. Во время чтения кажется, что он пытается сделать больше для спасения души и для него это важнее, чем для многих. И в этом и есть его главная скорбь и ненависть, мечта , которая не может сбыться.
Интересно еще разница между Булгаковым и его Мессиром и Лучио в романе.
Мессир другой. Он скорее философ-наблюдатель и никогда не подходит к людям слишком близко.
Тут же большую часть романа мы наблюдаем за диалогами человека и дьявола.
Мессир степенен, и кажется, он не хочет ничего. Хочет покоя и воли человека.
Тут же вечная тоска, которая не может найти успокоения.
Мне понравилось очень. Часть с огромными описаниями деталей убранств не так сильно, конечно, но все же.
Плюс был момент немного странный и очень черно-белый.
«Если ты беден, ты хорош и честен, а если богат, то ты пал».
Но полагаю это лишь отпечатки того времени и общие штампы, которые были везде, чтобы еще объемнее показать проблему.
Самое главное, что я вынесла из книги, что даже порок не так страшно унижает душу, как эгоизм и эго, мысли о своем величие , или о том, что остальные недостаточно умны.
Эго вообще самый ужасный враг, ведь в этот момент мы разрешаем себе встать рядом с теми, с кем вставать рядом нам нельзя или вести себя так, что после даже Мессир не сможет заступиться.
А на второй картинке карта из моей колоды. Дьявол. Знаете, почему она такая?
Потому что когда мы ищем дьявола в других, порицая и объясняя как людям жить, мы не видим его в зеркале. Свет как и тьма внутри человека. И победит только тот волк из них, которого накормишь ты….?
Такие дела:)
Доброе утро!
Я вас уже нагрузила 😅
Скорбь Сатаны.
Хочу разобрать эту книгу со стороны знаний, что дало мне образование.
Нужно понимать, что конец 19 века в Европе, это время «кризиса веры». Время, когда наука шагает вперед, появляется теория эволюции Дарвина, Ницше говорит «Бог умер» и он действительно «умирает» как символ веры в тот исторический момент времени, потому что по факту, при научной революции, при изменении философского подхода, человеку кажется, что он «сверхчеловек».
Не песчинка погребенная в пустыне, а буквально король влепленной с буквой В на голове.
Впервые открыто можно обсуждать веру. Открыто обсуждается вопрос теодицеи (почему если Бог есть, в мире есть зло) и свободы воли и детерминизма (может ли человек выбрать, если вокруг столько соблазнов?).
Говорят, чем образованнее человек, тем меньше в нем веры, но зачастую (анализируя поистине великих ученых или людей), вера в них была всегда и зачастую больше, потому что верить без ожидания доказательств - глубина на которую сложно нырнуть.
Возвращаясь к книге.
В этих условиях создается роман и отражает свое время. Проскальзывают пасхалки к позитивистам, которые пытались все выверить эмпирическим путем , к тем, кто верит только в науку и тем, кто осознанно ставит деньги, а не миссию на первое место.
Интересно как представлен Дьявол. Во время чтения кажется, что он пытается сделать больше для спасения души и для него это важнее, чем для многих. И в этом и есть его главная скорбь и ненависть, мечта , которая не может сбыться.
Интересно еще разница между Булгаковым и его Мессиром и Лучио в романе.
Мессир другой. Он скорее философ-наблюдатель и никогда не подходит к людям слишком близко.
Тут же большую часть романа мы наблюдаем за диалогами человека и дьявола.
Мессир степенен, и кажется, он не хочет ничего. Хочет покоя и воли человека.
Тут же вечная тоска, которая не может найти успокоения.
Мне понравилось очень. Часть с огромными описаниями деталей убранств не так сильно, конечно, но все же.
Плюс был момент немного странный и очень черно-белый.
«Если ты беден, ты хорош и честен, а если богат, то ты пал».
Но полагаю это лишь отпечатки того времени и общие штампы, которые были везде, чтобы еще объемнее показать проблему.
Самое главное, что я вынесла из книги, что даже порок не так страшно унижает душу, как эгоизм и эго, мысли о своем величие , или о том, что остальные недостаточно умны.
Эго вообще самый ужасный враг, ведь в этот момент мы разрешаем себе встать рядом с теми, с кем вставать рядом нам нельзя или вести себя так, что после даже Мессир не сможет заступиться.
А на второй картинке карта из моей колоды. Дьявол. Знаете, почему она такая?
Потому что когда мы ищем дьявола в других, порицая и объясняя как людям жить, мы не видим его в зеркале. Свет как и тьма внутри человека. И победит только тот волк из них, которого накормишь ты….?
Такие дела:)
Доброе утро!
Я вас уже нагрузила 😅