Театрал фигов

@theatralfigov Like 0
Is this your channel? Confirm ownership for additional features

Пишу о театре, потому что не могу молчать. Написать мне можно сюда - @igeshka
Channel's geo & Language
Russian, Russian
Category
Art & Photo


Channel's geo
Russian
Channel language
Russian
Category
Art & Photo
Added to index
09.05.2017 23:31
advertising
TGAlertsBot
Monitoring of keywords in channels and chats
SearcheeBot
Your guide in the world of telegram channels
TGStat Bot
Bot to get channel statistics without leaving Telegram
156
members
~0
avg post reach
N/A
daily reach
N/A
posts per day
N/A
ERR %
0.16
citation index
Recent posts
Deleted
With mentions
Forwards
Театрал фигов 23 Aug 2018, 09:12
Привет-привет! В общем, я долго боялась в этом признаться, но уже год как ощущаю, что Театрал фигов в своём нынешнем формате изжил себя - у меня просто нет сил вести канал. Это началось, когда я стала готовиться к поступлению на режиссуру в ГИТИС и читать книги, которые заставили меня смотреть на спектакли немного с другой стороны. А я не уверена, что вам будет интересно читать вместо рецензий на спектакли мои размышления на тему художественной целостности или темпо-ритма.

Но есть и хорошие новости. Во-первых, я поступила в ГИТИС на режиссёра музыкального театра. Во-вторых, я завела канал @iamanoperadirmom, который будет на 95 процентов про музыкальный театр и все, что с этим связано, но драмтеатр обещаю не бросать и буду иногда туда что-нибудь писать. В-третьих, я бросила работу, но не бросила писать, ну и веду соцсети проекта Метрополитен оперы в кино, так что если вы любите оперу, то можно вот тут меня читать
https://www.facebook.com/MetLiveRussia/

Спасибо, что были с Театралом фиговым все это время. И надеюсь - не прощаюсь с вами всеми.
Read more
Театрал фигов 13 Apr 2018, 11:42
Друзья, качайте, пожалуйста, VPN. https://meduza.io/feature/2018/04/12/telegram-sovsem-skoro-zablokiruyut-chto-delat — вот тут отличная инструкция подробная.
Театрал фигов 13 Apr 2018, 11:42
Привет-привет! Ну раз суд запретил Телеграм, то и я поделюсь инструкцией. Наверняка вы и так уже знаете, что делать, чтобы оставаться в телеграме, читать любимые каналы и отправлять друзьям любимые стикеры. Но все равно!
Театрал фигов 15 Mar 2018, 12:23
​​
Привет-привет! Тут должно быть нытьё про то, как не хватает времени, и признание, что иногда я смотрю что-то такое, что заставляет меня идти и писать в Театрала. Сегодня мы снова поговорим про драматургию, без которой искусство теряет смысл.
Позавчера была на опере "Родина электричества" композитора Глеба Седельникова в постановке Воронежского театра оперы и балета, режиссёр - Михаил Бычков. Либретто написал сам композитор, взяв за основу рассказы Андрея Платонова. Именно рассказы Платонова и стали причиной, почему в Воронеже вдруг решили поставить невостребованную оперу, написанную в 1981 году.
Про постановку мне сказать нечего. Такая - средняя по стране. Очень красивые декорации, костюмы, свет. На фотографиях смотрится ещё лучше, чем в жизни. Режиссерскую работу оценивать не хочу вообще, потому что снова стоящие-идущие-поющие вокалисты - можно закрыть глаза на минуту и ничего не пропустить совершенно. Собственно, почему меня зацепил этот спектакль - отсутствием конфликта на всех уровнях.
Рассказываю сюжет: в деревне Рогачёвка засуха, местные устроили крестный ход, моля бога о дожде. За этим наблюдает Фрол Дерьменко, потомственный бедняк. Через три года он и группа товарищей уговаривают деревенских дать им в бесплатное пользование на 5 лет яблоневый сад, чтобы построить там электростанцию. Они обещают, что построят мельницу и деревенские будут независимы от кулаков. К строителям присоединяется крестьянка Евдокия. Когда они представляют себе будущую электростанцию, в саду воруют яблоки председатель и милиционер - их ловят, но они оправдываются, что не для себя, а для детского дома. Стройка началась, к артельщикам присоединяются деревенские. Электростанция построена - деревенские восхищаются лампочкой Ильича. Проходит год. Пожар уничтожает электростанцию - вроде бы кулаки подпалили, но только со слов Фрола. Деревенская бабулька просит не печалиться, потом что богатство не в электростанции, а в душах. Евдокия призывает построить новую электростанцию, деревенские ее поддерживают. Конец!
Краткое содержание в программке написано ещё хуже - то есть я хотя бы как-то попыталась свести концы с концами. Конфликт есть разве что в последней сцене пожара, причём постановка сделана так, что происходящее на сцене совершенно не волнует, а вот музыка единственный раз за всю оперу действительно задевает за живое - и прямо представляешь себе этот пожар. В остальной части оперы музыкальная драматургия работает только на характеристику героев, а вот на сюжет - никак.
Мне очень жаль, что композитор умер и его нельзя спросить, что он сам думает про драматургию своей оперы. Не буду на нем топтаться. В теории, можно было докрутить, придумать хотя бы один внятный конфликт, а не вытаскивать из рассказов Платонова "все лучшее" и пытаться это соединить. Как я понимаю, идея была показать силу духа русского народа, но когда тебе с самого начала говорят "у нас очень крутой народ" - и в конце он остаётся таким же крутым, то это агитация, а не искусство. Хотя и в умелой агитации есть конфликт.
Ещё меня удивляет, что эту оперу решили поставить. Вот режиссера что тронуло в этой истории? И если он увидел там конфликт, почему не докрутил? Хотя тут есть сложный момент в виде музыкальной драматургии - нужна смелость, чтобы пойти против неё и придумать то, чего нет в опере. Тут, как я понимаю, Воронеж просто хотел отдать дань Платонову. На сайте театра много гордого текста про эту постановку. И я не очень понимаю отборщиков Золотой маски. То есть я понимаю, что у нас сложно с постановками опер, особенно в регионах, а тут вроде бы не "Кармен" в миллионный раз, а что-то новое. Но номинация "Родины" среди номинаций "Билли Бада", "Чаадского" и "Кантоса" смотрится странно. Впрочем, как я уже писала, костюмы и особенно свет мне очень понравились.
Понимаю, что пишу немного в воздух, но вдруг и у вас были схожие мысли и вы ловили себя на том, что в спектакле всё красиво, но как-то не очень в итоге.
❤ 3
👍🏻 3
🤦🏼‍♀️
🔥
Read more
Театрал фигов 18 Jan 2018, 10:24
Привет-привет! С октября пару раз хотела воскресить Театрала, но то не было времени, то вдохновения от спектаклей, а теперь я очень редко бываю в театрах, потому что смотрю много всякого дома и концентрируюсь на другом, но это вам будет не очень интересно.

Решила написать, потому что на днях прочитала в Фейсбуке у Павла Руднева пост про "Заповедник" Сергея Женовача в Студии театрального искусства - что Женовач достигнув максимум режиссерского аскетизма и сделал спектакль в одной мизансцене. Не видела ещё "Заповедник", но на новогодних каникулах ходила на "Иоланту" в Большом - как раз в постановке Женовача. Большой обычно своими оперными постановками плюет мне в душу - плюнул и в этот раз. Весь спектакль, а перед самой "Иолантой" исполнялись симфонические сюиты из "Щелкунчика", как и задумывал Чайковский, весь спектакль представлял собой одну сплошную мизансцену. Эту мизансцену можно часто встретить в плохих оперных спектаклях. Называется она "певцы стоят и ходят между стульев и иногда поют", а её сверхзадача - не мешать слушать великую музыку. В программке Женовач так и говорит: боялся навредить великой музыке Чайковского. Ну как говорится: волков бояться - в лес не ходить. Евгений Писарев, режиссёр от драмтеатра, почему-то не побоялся в том же Большом навредить Моцарту, ну и в итоге его "Фигаро" - это то, что можно хотя бы раз, но посмотреть.

После "Иоланты" посмотрела в записи "Дона Карлоса" Кшиштофа Варликовского (постановка Парижской оперы). Его кстати можно посмотреть в кино, если на пугает хронометраж в 4 часа (плюс антракты). Считаю, что такие режиссеры, как Варликовский, делают российскую оперу несмотрибельной, потому что как после такой красоты смотреть на скучающие лица певцов в Большом? Равнодушна совершенно и к Верди, и к "Дону Карлосу", но от постановки испытала огромный восторг. Вот уж где точно не стоят, а рассказывают историю. И куча мелких деталей, всякие там движения, взгляды, то есть поют одно, делают другое -то что Немирович-Данченко называл вторым планом. И поскольку в записи модно показать героев крупным планом, то смотреть по-настоящему увлекательно, потому что есть смысл в этих крупных планах. Даже Йонас Кауфман, играющий страдальца, а не Дона Карлоса, не испортил мне просмотра. Получилось даже интереснее - для меня в какой-то момент главным героем стал Филипп II, хотя Варликовский сделал его максимально неприятным. Но вообще, не могу себе представить Ильдара Абдразакова злодеем, хотя он умеет делать демонические лица.

В ближайшее время буду чаще писать про оперы, но не переживайте, для меня все ещё главное драматургия и то, как режиссёр выстраивает мизансцены, а певцы играют. Потому что петь можно и в концертном зале, а в театре надо проживать жизнь своего персонажа, иначе это уже не театр.
❤ 8
👍🏻 7
🤦🏼‍♀️ 2
🔥
Read more
Театрал фигов 2 Oct 2017, 15:09

Наконец-то побывала в обновлённом Центре драмы и режиссуры, причём по вполне радостному поводу: моя подружка участвовала в драматургической лаборатории ЦДР. Несколько молодых драматургов написали пьесы-коротышки, некоторые рассказы - а режиссёр Владимир Панков смонтировал эти истории в единый спектакль "Москва - открытый город. Переход".
В общем, да, сейчас будет про драматургию. Моя подружка талантливая, я читала ее истории - мне они очень нравились. Была ещё одна история, которая понравилась. В остальном - вспоминаем мой любимый тезис про то, что пьеса - всему голова. Не буду нагружать подробностями, претензий много - к диалогам (по актёрам всегда заметно, театральный текст написал автор или нет), к незнанию современных реалий и вообще к оторванности от реалий, к эксплуатации темы "мужик влюбился, а девушка ему не дала", ну и главное - к ненависти к Москве.
Я сидела 2 часа 40 минут без антракта с мыслью: поскорее бы уже всё. Хотя у Панкова хороший вкус и он умеет делать музыкальные сцены. Актёры тоже хорошие, что-то пытались нащупать в каждой истории, но не у всех вышло - щупать было нечего. В спектакле была одна сцена, ближе к концу, совершенно катарсическая - и если бы ею всё закончилось, то я бы даже написала, что мне понравилось. Но заканчивается все тупейшей историей про щенка, которая тянется на протяжении всего спектакля, а бедная актриса (совершенно очаровательная девушка) будто бы ломает язык, когда произносит корявый текст и пытается дать развитие героини, хотя история вообще никакого развития не предполагает.
В принципе я хотела написать про этот спектакль, потому что все знакомые моей подружки, которые успели посмотреть "Переход", хвалили его и говорили, что на одном дыхании. У меня было миллион дыханий. Я не ушла, только потому что сидела в центре ряда и любые мои движения помешали бы актёрам. Как сказала моя подружка: "Ты просто замечаешь то, что обычные зрители не видят, а им такое вот нравится". Не знаю. Я считаю, что искусство - дело такое: зритель может не понимать, что конкретно в спектакле хорошо, а что плохо, но при этом внутри него есть чувства. А если зритель не боится своих чувств и себя (бывает и такое), то он мощно ощущает фальшь и халтуру. Это я к тому, что ничего подобного - зрителям такое не нравится, зрителей таким пичкают и говорят, что такое должно нравиться. Товстоногов, кстати, ужасно ругался, когда ему говорили, что зритель чего-то может не понять, и просил не делать из зрителя дурака.
В общем, сопротивляйтесь! Но если чего-то не поняли - гуглите или спрашивайте опытных товарищей. Я всегда так поступаю.
❤ 1
👍🏻 2
🤦🏼‍♀️ 1
🔥 1
Read more
Театрал фигов 26 Sep 2017, 10:48
Сегодня в рубрике "Написала и стёрла" спектакль "Сны господина де Мольера" Павла Сафонова в Ленкоме по мотивам пьесы Михаила Булгакова "Кабала святош". Я честно написала отзыв, если кто-то хочет его почитать - пишите, пришлю. А потом стала читать, что написали другие - и поняла, что мне тут нужно с вами поговорить о другом.

Вычитала, что Игорь Миркурбанов (Мольер) в спектакле слишком истеричен и переигрывает. Подумала: и правда. Хотя когда я смотрела - я этого не видела. Немного подумав, поняла, почему так произошло, и захотела поделиться с вами. Итак, поговорим сегодня про театральную реальность.

Во время спектакля я обычно живу в театральной реальности. Она не имеет ничего общего с жизнью, но складывается из трёх составляющих - из окружающей нас действительности, из мира героев и из реальности, в которой жил автор пьесы. Если одно из звеньев переврано, то всё - наш с вами внутренний Станиславский топает ножкой и кричит "не верю", даже если в целом спектакль нравится. Но по порядку!

Мир героев: он задаёт предлагаемые обстоятельства, как правило - подогревает конфликт. Ну кто сейчас поверит, что Ромео и Джульетта не могли быть вместе? А если мы обозначим, что дело было в средневековье и в чумной Вероне? Реальность автора: не зря драматург написал именно эту пьесу. Хорошие драматурги пишут про то, что особенно актуально в их время. Можно нащупать самое больное. Например, во времена Шекспира было получше, чем в чумной Вероне в плане гигиены и здоровья, но девушки и юноши не то чтобы сами выбирали себе супругов. Кстати, хороший режиссёр ставит то, что особенно актуально в его время - и это как раз наша с вами окружающая действительность. Чума побеждена, мальчики и девочки могут сами выбирать себе супругов, но тем не менее ещё есть враждебно настроенные родители, которые против, чтоб дочь выходила замуж за армянина или американца, или не дай бог - за женщину! Ну чем вам не чумная Верона?

В "Снах" я увидела комбо. Во-первых, Мольера действительно травила церковь - а обвинения были максимально абсурдными и фарсовыми. Во-вторых, Булгаков жил в крайне фарсовое время. В-третьих, не знаю, как вы, а я замечаю массу фарса вокруг. В итоге "Сны" просто не могли получиться другими - в спектакле должен кто-то переигрывать - и для короля с церковью, и для советской власти, и для нас с вами. Потому что тут невозможно просто проживать на сцене чью-то жизнь. В этом комбо-фарсе нужно орать и мысленно бить молотком по собеседникам и заодно зрителям.

И главное, что звучит со сцены, это фраза "Никогда не унижайся, Бутон! Ненавижу бессудную тиранию!" Кто-то же должен крикнуть эту совершенно безумную реплику не во времена Мольера и не во времена Булгакова, а осенью 2017-го, когда сами знаете что происходит вокруг.
❤ 8
👍🏻 1
🤦🏼‍♀️ 1
🔥
Read more
Театрал фигов 19 Sep 2017, 17:05
Писать ли мне тут про оперы или лучше не надо?
anonymous poll

Да, хочу читать про оперы – 25
👍👍👍👍👍👍👍 45%

Дорогой Театрал, люблю тебя и готов читать всё что напишешь! – 12
👍👍👍 22%

Минуточку, а где вопрос про балет? – 11
👍👍👍 20%

Нет, только не про оперы! – 7
👍👍 13%

👥 55 people voted so far.
Да, хочу читать про оперы – 45%
Нет, только не про оперы! – 13%
Дорогой Театрал, люблю тебя и готов читать всё что напишешь! – 22%
Минуточку, а где вопрос про балет? – 20%
Театрал фигов 19 Sep 2017, 16:54
Привет-привет! Долго думала, писать про спектакль "На траве двора" Светланы Земляковой в Театре им. Маяковского или нет. Решила написать - но больше о своих мыслях, чем о спектакле.

В конце жизни Станиславский переосмыслил свои труды и предложил новый способ работы актёра над ролью, который позднее получил название "этюдный метод", хотя Станиславский не называл это методом. Суть в том, что сначала актёр проигрывает сцену своими словами как этюд, затем этюды нанизываются на нитку, затем актёр учит авторский текст и снова этюдным методом входит в роль. Не буду рассказывать про сложность - которую Станиславский не смог решить из-за смерти. Расскажу потом. Сейчас важно представлять себе этюдный метод. Почему я вообще про это говорю? Потому что многие спектакли, поставленные подобным способом, представляют собой не цельное полотно, а именно этюды, нанизанные на нитку. "На траве двора" был для меня таким спектаклем.

Те, кто давно меня читают, знают, как много моих слез пролито из-за того, что прозу пытаются адаптировать для театра и получается не очень. Тут вышло прямо совсем не очень. Литературной основой стал рассказ Асара Эппеля "Травяная улица" - про обитателей московского дворика 30-х годов. Сюжет мне пересказать сложно, потому что я так и не поняла, кто главный герой и зачем вообще рассказывать эту историю. Могу сказать только, что Вера Панфилова и Евгений Матвеев играют хорошо, с задором. Бог с ней, драматургией пьесы, в конце концов, главное в спектакле - режиссёрская драматургия.

И тут как раз время вспомнить про нитку, о которой я рассказывала. Вроде бы актёры придерживаются линий своих героев, вроде бы декорации не меняются, а ощущение, будто эти набор сцен. Нет режиссёрского клея - нет и цельного полотна. Есть удачная сцена с советским летчиком и его американским "конкурентом" - но удача там именно в том, что сцена будто выдрана из книги и никак не привязана к сюжету. То есть является самим по себе завершёнными этюдом.

Но зрители были в восторге. Кстати, думаю, бабушек или родителей в возрасте вести на такое самое то - ну вдруг они узнают что-то из своей молодости и им будет приятно. Тем более, что сам рассказ живой, остроумный и немного про секс.
❤ 2
👍🏻 3
🤦🏼‍♀️
🔥
Read more
Театрал фигов 12 Sep 2017, 15:00

Привет-привет! Накатала полотнище про "Мужей и жён" Константина Богомолова в МХТ им. Чехова, но осталась недовольна, поэтому стёрла. Вот несколько абзацев про то, что мне было важно во время просмотра.
Первое. Люблю Богомолова за потрясающее литературное чутьё и умение сделать из гигантского прозаического полотна спектакль на пару часов - при этом сохранив пласты и не теряя глубины. Не люблю его "Чайку", но признаю, что этот спектакль идеален для школьников или людей без гуманитарного образования, потому что по сути объясняет, как правильно читать пьесу Чехова. Так вот, в "Мужьях" таких пластов нет - потому что это Вуди Аллен, в котором пласты вообще не нужны, зато нужна особая ирония. По мне - ирония Аллена потерялась, нашлась ирония Богомолова, но было не очень. Хочется пластов и чего-то гениального - на уровне "Карамазовых".
Второе. Мне очень нравится контраст в богомоловских спектаклях - когда рядом с возвышенным находится пошлое, причём иногда в одной и той же сцене. Не особо образованному зрителю просто смешно или "фу-фу", но для человека более или менее культурного - контраст ощущается, причём он действительно ещё больше возвышает достойное и втаптывает в грязь пошлость. В "Мужьях", то ли намеренно, то ли из-за специфики юмора Аллена, контраст переведён на уровень режиссуры. В одной и той же сцене соседствует пошло поставленный фрагмент (уровня инсценировки песни в начальной школе) и хорошо поставленный фрагмент, но например, с совершенно бредовым текстом. Мне кажется, это не особо считывается зрителем, который далёк от изучения режиссуры, но в целом - мне интересно, какой эффект будет возникать теперь. В общем, буду ждать отзывы людей, далёких от театра.
Третье. Совершенно гениальный актёр Игорь Гордин, который выбивается из актёрского, прости господи, ансамбля. Любимые актёры Богомолова разговаривают как дома и без эмоций. У Гордина то ли не получается себя сдерживать, то ли это хитрая задумка режиссёра. Мне это вообще показалось просчётом режиссёра. Я для себя решила, что спектакль стоит смотреть ради Гордина. Это тот редкий нынче тип актёра, который умеет молчать на сцене так, что ничего кроме него и не замечаешь.
❤ 8
👍🏻 1
🤦🏼‍♀️
🔥
Read more
Театрал фигов 6 Sep 2017, 15:08
Давайте я вам тогда сразу наобещаю, что до конца недели напишу вам про "Мужей и жён" Богомолова в МХТ им. Чехова
Театрал фигов 6 Sep 2017, 15:07

Все делают подборку "10 премьер осени, которые нельзя пропустить" - со спектаклями, билеты на которые надо покупать ещё летом, так что если вы читаете это сейчас, то вряд ли вы успеете купить билеты на эти самые премьеры. Давайте я вам просто расскажу про пять спектаклей, которые я уже смотрела в прошлых сезонах и о которых не писала, но с удовольствием сходила бы ещё раз?

"19.14", МХТ им. Чехова
18 сентября, 13, 18 октября
Лучший пацифистский спектакль о войне, в котором драматургия порой спотыкается и падает, но зато актёры сделали эту историю настолько личной, что хочется смотреть и смотреть. Это самый правдивый спектакль о войне - без крови и кишок, потому что война страшна и без натуралистичности.
http://www.mxat.ru/performance/small-stage/1914/

"Циники", Театр Моссовета
26 сентября, 19 октября
Спектакль по роману Мариенгофа идёт на малой сцене театра. Как и во многих камерных постановках, тут главное не сюжет, полный событиями, а то, как своих героев проживают на сцене актёры. Удивительная Егвения Крюкова в роли Ольги взяла меня за душу - и если честно, я частенько вспоминаю, как плакала в конце и жалела героиню, которая в романе мне была не близка.
http://mossoveta.ru/performance/Ciniki/

"Кафка", Гоголь-центр
24 сентября, 19 октября
Я уже писала об этом спектакле тут, но готова писать ещё и ещё. Моё главное впечатление прошлого театрального сезона. Ну и вообще я считаю, что это самый современный и лучший спектакль, который можно посмотреть в Москве. Подробнее про него можно почитать тут.
http://gogolcenter.com/events/performance/details/kafka

"Ивонна, принцесса Бургундская", Театр наций
29 сентября, 23 октября
Про "Ивонну" тоже уже писала. Читайте тут. Те, кто ходил, испытали странные ощущения. Если честно, мало кому понравилось. Всё, что вам нужно знать про этот спектакль, - это авангардная пьеса, эксцентрично поставленная учеником Люпы. Всё как я люблю, в общем.
http://www.theatreofnations.ru/performances/ivonna-printsessa-burgundskaya

"Маскарад", Театр Вахтангова
15 сентября, 11 октября
Спектакль, за который я получила массу проклятий, потому что в моей системе ценностей это лучший спектакль Туминаса, но со мной согласны немногие. Спектакль, в котором пошлость граничит с лиричностью и в котором постоянно идёт снег под знаменитый вальс Хачатуряна.
http://www.vakhtangov.ru/shows/maskarade
❤ 5
👍🏻 3
🤦🏼‍♀️
🔥
Read more
Театрал фигов 6 Sep 2017, 14:12
Уходила в творческий отпуск, но планирую вернуться к вам - ибо жизнь меняется, а театр со мной навсегда.
❤ 12
👍🏻 7
🤦🏼‍♀️ 1
🔥 2
Театрал фигов 20 Apr 2017, 10:28
В номинации "Эксперименты" меня совершенно сразил спектакль "Снегурочка" новосибирского театра "Старый дом". Когда им вчера дали Маску, я готова была прыгать до потолка. Вообще, в Новосибирске все нормально с театрами, как вы понимаете. "Снегурочка" называется оперой, для неё даже была специально написана музыка Александром Маноцковым, но там почти не поют и не говорят, а партии исполняются на подручных инструментах - полиэтиленовом пакете, кружках, медном тазике, брёвнах. Есть скрипка и гитара, но и на них играют не как надо. Единственный герой без инструмента, но зато с голосом - сама Снегурочка (у кого-то в Фейсбуке прочитала, что ее роль исполняет бухгалтер театра, ну и вот как-то внезапно выяснилось, что у неё хороший голос).

В "Снегурочке" меня удивили две вещи. Первое - как оперу исполняли без дирижёра. Дело в том, что на тех же брёвнах играют специфично - их просто роняют на пол. И один неверный шаг - и спектакль может окончится трагедией, ну или по крайней мере травмой. При этом все происходит на маленькой сцене, где вместе с декорациями едва помещается 10 актёров (массовых сцен примерно половина). То есть слаженность - невероятная. Второе - как режиссёру Галине Пьяновой удалось сделать в небольшом провинциальном театре спектакль на грани оперы, пантомимы и драмы. Для большинства московских театров это слишком высокая планка, ну и то что такой спектакль появился в регионе - это прямо заслуживает уважения (и мою огромную радость).

В музыкальном театре радовалась за балет "Ромео и Джульетта", и особенно за исполнителя роли Меркуцио - Игоря Булыцына. Мне не очень нравится трактовка Прокофьева дирижёром Павлом Клиничевым, но должна сказать, что в тандеме с хореографией Вячеслава Самодурова балет смотрится прямо на одном дыхании. Кстати, его записывали для Theatre HD, так что вы можете посмотреть в записи - рекомендую всем, кто любит неклассический балет.

Из тех, кто не получил, но кого я заметила. Во-первых, театр "Парафраз" из Глазова (город с населением меньше 100 тысяч) со спектаклем "Процесс" по роману Кафки. У режиссёра Дамира Салимзянова отличное чувство ритма и умение чувствовать жизнь вокруг. То есть как будто действие происходит даже не в современной России, а именно в небольшом провинциальном городе - хотя многое узнавалось и жителями большого города. Спектаклю не хватает тонкости и вкуса, но зато он сделан на языке, понятном человеку, чья культурная жизнь ограничивается просмотром телевизора (что ценно, Салимзянов нисколько не упрекает таких людей, а вызывает к ним чувство жалости).

Второй год подряд ходила на спектакль режиссёра Пётра Шерешевского - в прошлом году смотрела его "Маленькие трагедии" из Ижевска, в этом - "Дядю Ваню" из Заполярного театра (Норильск). Неприятно было читать отзывы, что это прямо Бутусов (в прошлом году в антракте несколько человек снобски назвали "Трагедии" Богомоловым для регионов). Я увидела в спектакле приёмы, которые используют другие режиссёры (не только Юрий Николаевич), но при этом мне было заметно, что режиссёр продолжает искать себя - и делает это неплохо. Шерешевский ставит очень много в регионах, и я считаю, что его работа помогает выводить театры на новый уровень. Из того, что мне понравилось в его "Дяде Ване" - рефлексия Войницкого (то есть дяди Вани), которая была сделана практически по пятислойной модели невроза (не знаю, задумывались ли так или текст Чехова подсказал).

Последнее - пермский "Театр-Театр" и их "На всякого мудреца довольно простоты" Бориса Мильграма. Режиссер, любитель мюзиклов и музспектаклей, превратил комедию Островского в водевиль без претензий - и именно отсутсвие претензий (а спектакль номинировался в главной драматической номинации) и подкупило меня. Начинается все как стендап, потом уходит в мюзикл, заканчивается трагикомедией - и конец, кстати, окончательно располагает к спектаклю. Мильграм нагоняет пафосу в том месте, где у Островского нравоучение, но не заканчивает им, а переводит в шутку - мол, вы правда думали, что это все серьёзно? Впрочем, все действительно серьёзно.
❤ 2
👍🏻 6
🤦🏼‍♀️
🔥
Read more
Театрал фигов 20 Apr 2017, 10:24
Привет-привет! Осталось немного потерпеть - совсем скоро вернусь к московским спектаклям, а пока - мои небольшие итоги Золотой маски.

Про своего главного фаворита - "Три сестры" Кулябина я уже писала. Жаль, что они получили Маску только за актёрский ансамбль - работа режиссёра там достойная более чем. Про фаворита в главной для меня номинации "драма" (я же драматург, в конце концов) - тоже писала, это "Русский роман" в театре Маяковского. И я несказанно рада, что "Русский роман" получил Маску за пьесу - она у Ивашкявичюса достойная. Расскажу немного и о других.
Театрал фигов
На "Трёх сестёр" новосибирского театра "Красный факел" я собиралась ещё в 2015 году, когда спектакль Тимофея Кулябина привозили на фестиваль "Территория", однако не сложилось. Зато сложилось с показом в рамках "Золотой маски". Конечно, я переживала, что мне не понравится, тем более, я слышала много негативных отзывов - не конкретно о всём спектакле, а о некоторых частях. Но в итоге было лучше, чем я ожидала. Про сюжет сегодня не буду - наверняка вы и так помните пьесу Чехова практически наизусть. Перейду сразу к делу - о спектакле много говорили, потому что он поставлен на языке глухонемых и все действие сопровождается титрами. При этом смотреть на титры довольно тяжело - оторваться от происходящего на сцене просто нереально. Впрочем, многое и так всплывает в голове. Перед тем, как начать репетировать, труппа театра год учила жесты глухонемых. Это помогает актёрам воссоздавать жизнь большого дома на сцене. У Кулябина все герои при деле - и это потрясающая работа с актёрами, когда на сцене 10 человек, которые..
Read more
Театрал фигов 18 Apr 2017, 09:51
На "Трёх сестёр" новосибирского театра "Красный факел" я собиралась ещё в 2015 году, когда спектакль Тимофея Кулябина привозили на фестиваль "Территория", однако не сложилось. Зато сложилось с показом в рамках "Золотой маски". Конечно, я переживала, что мне не понравится, тем более, я слышала много негативных отзывов - не конкретно о всём спектакле, а о некоторых частях. Но в итоге было лучше, чем я ожидала.

Про сюжет сегодня не буду - наверняка вы и так помните пьесу Чехова практически наизусть. Перейду сразу к делу - о спектакле много говорили, потому что он поставлен на языке глухонемых и все действие сопровождается титрами. При этом смотреть на титры довольно тяжело - оторваться от происходящего на сцене просто нереально. Впрочем, многое и так всплывает в голове.

Перед тем, как начать репетировать, труппа театра год учила жесты глухонемых. Это помогает актёрам воссоздавать жизнь большого дома на сцене. У Кулябина все герои при деле - и это потрясающая работа с актёрами, когда на сцене 10 человек, которые чем-то заняты, а не ждут, пока другие произнесут свои реплики. Конечно, нам непонятно, о чем именно говорят герои, но можно догадаться по мимике и движению телу.

Вообще про телесный язык я хотела бы рассказать отдельно. У героев нет возможности кричать в голос и вообще выражать голосом эмоции, они могут эмоционально жестикулировать - однако и это не помогает до конца выпустить эмоции. Поэтому они уходят в тело - актёры двигаются эмоционально. Зрители считывают эти движения на уровне подсознания, то есть умом можно абстрагироваться, но подсознание - оружие помощнее. Во время спектакля ловила себя на мысли, что хоть и знаю историю наизусть и в принципе никаких новых смыслов спектакль не открывает, мне хочется выбежать на сцену и утешить героев. Или наоборот потрясти за плечи и сказать: ну что же ты делаешь! Просто невероятное эмоциональное вовлечение зрителей.

Что мне ещё нравится в Кулябине - умение подмечать мелочи, характеризующие наше время, и переносить их на сцену. Для обитателей дома Прозоровых большое значение имеет телефон: Тузенбах показывает Ирине видео с котятами, "тра-та-та" Маши и Вершинина превращаются в смс; после пожара сбоит электричество, герои ходят с фонариками, встроенными в телефоны, а когда электричество включают - все сразу же бросаются подзаряжать телефоны.

Совершенно чудесное звуковой оформление и то, как герои реагируют на звуки. Для глухонемых звук - это вибрация, поэтому в доме Прозоровых слушать что-то принято приложив ухо к вибрирующей поверхности. В последней сцене наконец-то звучит шум, который в теории слышат герои вместо музыки - и от этого немного жутко. Восприятие звуков происходит и через артикуляцию, Кулябин передаёт это довольно интересно: Ирина смотрит клип Майли Сайрус, но подпевает ей, только когда она видит артикуляцию певицы.

На самом деле в спектакле столько важных деталей, что хватит на большую критическую статью. Были непонятные моменты, но они вообще никак не сказались на моем восприятии - я обращала на них внимание исключительно из профессионального интереса. Четыре с половиной часа пролетели как пара минут. Редко мне бывает так хорошо, как на "Сёстрах" Кулябина, и это в принципе главное.
Read more
Театрал фигов 18 Apr 2017, 09:51
Привет-привет! Сегодня расскажу о спектакле, о котором просто не могу молчать.
Театрал фигов 14 Apr 2017, 10:15
Привет-привет! На следующей неделе обещаю вам рассказать о моих впечатлениях от спектаклей Золотой маски этого года, а пока делюсь с вами своей статьёй с немного провокационным заголовком. Как всегда, статья о том, как прекрасен современный театр и почему он никогда не умрёт https://silakultura.ru/article/ceks-lozh-i-stsena-zachem-sovremennyy-teatr-ispolzuet-video-/
❤ 4
👍🏻 2
🤦🏼‍♀️
🔥 1
Театрал фигов 5 Apr 2017, 10:43
"Золотая маска Плюс" - это программа фестиваля, во время которой в Москву привозят спектакли, заслужившие внимание жюри, но немного не дотянувшие до конкурсной программы. Мне ужасно нравится эта часть фестиваля, потому что я хорошо представляю, что происходит с театральным миром в Москве и Петербурге, ну и про некоторые города-миллионники есть хоть какое-то представления, но в целом театральная Россия - белое пятно, хотя я стараюсь читать региональные новости про театр, но сами понимаете - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

В этом году на "Маске Плюс" я посмотрела всего три спектакля (показы шли каждый день, а я пыталась успеть ещё и на репертуарные спектакли), но в целом осталась довольна и этим. Написала по паре абзацев о каждом.

"Шинель" Передвижного драматического театра (Нюра, Якутия) - удивительный пример того, как можно смешивать европейскую и азиатскую культуру, делая спектакль, понятный всей России. Сам театр довольно самобытный - перед представлением актёры устроили небольшой шаманский обряд, во время которого благословили фестиваль. При этом практически все, кто работают в театре, окончили Щепкинское училище и довольно хорошо знакомы с традициями европейского театра.

Гоголевская "Шинель" играется на якутском языке. Кроме того, герои больше похожи на персонажей азиатских сказок, нежели на петербуржцев из рассказа Гоголя. У актёра, играющего Акакия, мимика Джеки Чана - и все его перипетии в спектакле становятся настоящими испытаниями для ничтожного человека - и от этого героя становится невероятно жалко. Впервые в жизни я плакала, потому что мне было жалко Акакия - вполне себе неприятного персонажа, как вы помните по книге. Личное пространство якутского Акакия - это маленькая комната размером со шкаф или с гроб (кто что увидит). В этом мире ему нет помощи и поддержки. Он мечтает о шинели, то есть на самом деле, он мечтает о близком человеке (у его старой шинели есть душа-девушка), но ему бы хотя бы новую шинель. Но в итоге он остаётся и без неё.

"Малые деньги" театра "Поиск" из Лесосибирска - спектакль, в котором играют непрофессиональные актёры, но делают это на вполне профессиональном уровне. Спектакль поставлен по пьесе финского драматурга Сиркку Пелтола и рассказывает про мужчину-аутиста, который живет с престарелой матерью и раз в неделю самостоятельно выбирается в город. Сама тема пьесы щепетильная, к такому в театре готов не каждый зритель. Создатели спектакля делают просмотр ещё более некомфортным - в небольшом зале не гасят свет. То есть у зрителя никаких шансов спрятаться от актёров, которые во время спектакля могут посмотреть любому сидящему в глаза - и от этого прямо неловко.

Пожалуй, самое интересное - это обсуждение после спектакля. По словам авторов постановки, они устраивают его каждый раз. В ходе обсуждения выясняется, что есть люди, которые хорошо знакомы с проблемой аутизма, а есть те, кто знал об аутистах в общих чертах, но теперь и им захотелось как-то помочь особым людям интегрироваться в общество.

О "Догвилле" пермского "Театра-Театра" мне сначала совершенно не хотелось писать, потому что постановка хорошая, но сильно подпортило впечатление неудачная адаптация сценария одноимённого фильма. Из моментов, которые понравились, - гравий на сцене, в нём актёры вязнут весь спектакль, и сценография в духе Франка Касторфа - домик-каркас с условными дверью и окном, занавеска, которая закрывает кровать, но когда герои там оказываются, их снимает камера - и происходящее за занавеской выводится на экран. То есть с одной стороны никаких секретов, зрители видят всё, с другой - сохраняется некоторая интимность.

Из слабых моментов - совершенно не поняла, как меняется главная героиня - то ли актриса не смогла этого передать, то ли режиссёр не объяснил. Масса вариантов показать, почему героиня в конце мстит (и зритель вряд ли бы ее осудил), но в версии пермского театра - непонятно. То есть я могу угодно, но я этого не увидела.
❤ 5
👍🏻 5
🤦🏼‍♀️ 1
🔥 2
Read more
Театрал фигов 5 Apr 2017, 10:43
Привет! Пора возвращаться к вам, но столько всего накопилось, что решила о некоторых спектаклях написать дайджестом. Например, сегодня расскажу о спектаклях Золотой маски, которые привезли в рамках внеконкурсной программы.