Forward from: DOXA
Пока ничего не писали по результатам студенческих протестов против блокирующих, трансляцию с которых мы вели вк и фб, потому что с этим превосходно справлялись наши коллеги из Digital Мяса (@digitalmy) и инициативной группы «Блокируем блоки» (@blocks_hse).
Сейчас решили выйти из спячки и отметить одну интересную деталь, которая связана не столько с самими протестами, сколько распространённым видом реакции на студенческих активистов со стороны представителей администрации Вышки и Ученого совета (например, в нескольких последних публикациях в социальных сетях со стороны проректора НИУ ВШЭ по студентам Валерии Касамары). Администраторы Вышки часто упрекают студентов за то, что они не предлагают позитивной повестки — т.е. конкретных изменений, которые решили бы те или иные проблемы студентов. (На время забудем, что такие позитивные изменения всё же предлагаются, но практически полностью игнорируются по надуманным причинам.)
В действительности здесь нужно обратить внимание на полную асимметрию: с одной стороны проректоры, деканы или даже рядовые менеджеры, которые получают от сотен тысяч до миллионов в год за выполнение своей работы, с другой — студенты (часто бакалавриата), которые собираются вечерами в барах после пар, чтобы проверить программы учебных дисциплин и, в лучшем случае, получают ежемесячную стипендию в ~2 тысячи рублей. То есть с одной стороны люди, которые получают немалые деньги за выполнение своей работы, с другой — люди, которые занимаются неоплачиваемым трудом в то небольшое свободное время, которое остается при обучении в самом конкурентном университете страны.
Это наблюдение имеет отношение к сразу нескольким проблемам современных российских университетов. С одной стороны, вполне очевидно, что российские студенты находятся в крайне уязвимом материальном положении (проблема, которой занимается студенческое движение «За повышение стипендий» — завтра у него пройдёт открытая встреча). Но дело здесь не только и не столько в низких стипендиях, сколько в том, что подобная риторика о студенческих активистах предполагает, что за норму принимается существование «невидимого» неоплачиваемого труда, который приходится осуществлять студентам, чтобы поддерживать качество собственного образования.
Сейчас решили выйти из спячки и отметить одну интересную деталь, которая связана не столько с самими протестами, сколько распространённым видом реакции на студенческих активистов со стороны представителей администрации Вышки и Ученого совета (например, в нескольких последних публикациях в социальных сетях со стороны проректора НИУ ВШЭ по студентам Валерии Касамары). Администраторы Вышки часто упрекают студентов за то, что они не предлагают позитивной повестки — т.е. конкретных изменений, которые решили бы те или иные проблемы студентов. (На время забудем, что такие позитивные изменения всё же предлагаются, но практически полностью игнорируются по надуманным причинам.)
В действительности здесь нужно обратить внимание на полную асимметрию: с одной стороны проректоры, деканы или даже рядовые менеджеры, которые получают от сотен тысяч до миллионов в год за выполнение своей работы, с другой — студенты (часто бакалавриата), которые собираются вечерами в барах после пар, чтобы проверить программы учебных дисциплин и, в лучшем случае, получают ежемесячную стипендию в ~2 тысячи рублей. То есть с одной стороны люди, которые получают немалые деньги за выполнение своей работы, с другой — люди, которые занимаются неоплачиваемым трудом в то небольшое свободное время, которое остается при обучении в самом конкурентном университете страны.
Это наблюдение имеет отношение к сразу нескольким проблемам современных российских университетов. С одной стороны, вполне очевидно, что российские студенты находятся в крайне уязвимом материальном положении (проблема, которой занимается студенческое движение «За повышение стипендий» — завтра у него пройдёт открытая встреча). Но дело здесь не только и не столько в низких стипендиях, сколько в том, что подобная риторика о студенческих активистах предполагает, что за норму принимается существование «невидимого» неоплачиваемого труда, который приходится осуществлять студентам, чтобы поддерживать качество собственного образования.