Тора Live


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Religion



Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Religion
Statistics
Posts filter


Бывают исторические персонажи за которых испытываешь чувство гордости - как же здорово, что были такие люди в еврейской истории.
Для меня Рамбан однозначно такой человек.
Не путайте его с Рамбамом, хотя мы гордимся и тем и другим.
Интеллектуал с широким кругозором впитавший в себя традиции, как сефардов, так и ашкеназов.
Раввин оказавшийся посреди конфликта между кабалой и философией. Человек который был готов отдать жизнь за свой народ. Это и многое другое.

Кабала или философия? Рамбан
https://youtu.be/8JQxCDYk4FA


Он родился и вырос в «золотой век» еврейства Испании, но его страну захватили религиозные фанатики, и ему пришлось бежать.
С тех пор всю жизнь он будет скитаться. Гений с тяжелым характером, которому никогда не везет.
Великий комментатор Торы, математик, астроном, астролог, лингвист и, на мой взгляд, величайший еврейский поэт в истории.

Раввин, который несет в дикую христианскую Европу науку и культуру, которые он принес с собой из намного более цивилизованного исламского мира.
Он принес в Европу арабские цифры, которыми мы пользуемся и по сей день, а в заслугу за его астрономические открытия его именем назван кратер на луне.

Раби Авраам ибн Эзра.

Он начал свою карьеру в 50 лет, всю жизнь нищенствовал, но оставил после себя огромное наследие.

https://youtu.be/ed5Y_N-CNvo


В новом уроке мы ненадолго ушли из испанского средневековья в древнюю Персию, ведь на носу у нас праздник Пурим.
Из нового урока вы узнаете о связи между Марафоном и Пуримом и о том почему рассказ в Свитке Эстер расходится с историческими данными.

Пурим - реальная история
https://youtu.be/Ua8MzQHn4Ao


Можно ли евреям лезть в политику?

В это ужасное время важно не забывать смотреть на «большую картинку».
Мне кажется, что экскурс в одиннадцатый век подходит для этой цели.

Наш сегодняшний герой:

- Раввин, который на протяжении девятнадцати лет вел в бой мусульманскую армию.
- Выдающийся поэт, который руководил государством.
- Комментатор Торы занимавший должность Великого Визиря.

Ответа на поставленный в начале вопрос вы не услышите, но зато познакомитесь с историей одного из самых выдающихся, но почему-то не самых известных людей в еврейской истории.
И еще, если будете идти по улице Шмуэль ха-Нагид в центре Иерусалима будете знать в честь кого она названа.

Раввин - правитель Исламского государства - Шмуэль ха-Нагид
https://youtu.be/yJBqfe5XFis


Мы переместились из Багдада в Кордову.

Откуда взялись сефарды?
Почему министр финансов Кордовского эмирата хотел переехать жить в Астрахань?
Кто была первой еврейской поэтессой?
Почему Византийская императрица Елена боялась еврея которого она ни разу в жизни не видела?
Что за Менахем которого постоянно цитирует Раши?

Об этом и многом другом в новом уроке

Золотой век еврейства Испании - Зарождение Сефардов. История иудаизма
https://youtu.be/JtV80IhmUHk






Как работает деятельное раскаяние?

Выкладываю последний урок из цикла посвященного осенним праздникам*

Мы поговорили о молитвах Йом Кипура и о тшуве - раскаянии.

Если хотите подготовиться к Йом Кипуру, то вам сюда.

*Это четвртый урок, но третий урок посвященный молитвам Рош а-Шана я решил не выкладывать.

Как работает деятельное раскаяние - молитвы Йом Киппур
https://youtu.be/06lpt0LF8dg


О чем молятся евреи?

- Как образованный, рационально мыслящий человек может молиться?
- Я начал соблюдать, но молиться как-то не особо нравится.
- Зачем евреи читают одни и те же тексты изо дня в день?
- Как сформировалась еврейская молитва?

Попробовал за час с небольшим тезисно рассказать о структуре, истории и философии еврейской молитвы.
В конце отдельно поговорили о молитве в Рош а-Шана.

Запись второго урока про подготовку к осенним праздникам

О чем молятся евреи? Введение в молитву в иудаизме
https://youtu.be/SaEIkZpo4kY




5 - первое благословение на изучение Торы

Следующий блок включает в себя три благословения на изучение Торы.

С утра мы настроились на нужный лад, теперь надо начать новый день. Произнесение благословений на изучение Торы в самом начале дня свидетельствует о приоритетности этого занятия в жизни еврея.
Текст этих благословений упоминается уже в Талмуде.
Первое из трех благословений на изучение Торы: “…лаасок бе-диврей Тора” - “Который…повелел нам заниматься [изучением] слов Торы”, говорит об изучении устной традиции, поэтому в нем не упоминается благодарность за дарование Торы.
Автор этого текста один из мудрецов Вавилонского Талмуда - Шмуэль. Он был выдающимся раввином и врачом. В его время внутри еврейской общины велась острая полемика касательно роли устной традиции и раввинских постановлений. Это благословение произносится первым из трех для того чтобы подчеркнуть значимость устной традиции в иудаизме.

#анатомияеврейскоймолитвы


4 - благословение души

После того, как мы задумались о теле (см. предыдущий пост) настало время подумать и о душе. Четвертое из утренних благословении начинается со слов: “Бог мой, душа, которую Ты дал мне - чиста она…”
В начале дня человек еще не успел сделать ничего плохого, в это время легче всего ощутить Божественную душу заключенную в каждом из нас. Евреи верят в то, что Бог сотворил человека хорошим, а зло - лишь только сокрытие божественного в мире. Запомнив на весь день ощущение внутренней чистоты мы сможем вести себя чуточку лучше на протяжении всего дня.

#анатомияеврейскоймолитвы


3 - Ашер яцар

В иудаизме телесность не считается чем-то негативным. Третье благословение произносится после посещения туалета. В нем мы выражаем благодарность Богу и восхищение тем, как устроен и функционирует человеческий организм.
Мы проснулись утром, наш организм функционирует - надо сказать спасибо за это. Сколь сложным ни окажется наш день, мы живы, дышим и наше сердце бьется - надо задуматься об этом…
Это единственное благословение в котором не описывается прямым текстом действие к которому оно относится поскольку про туалет принято говорить иносказательно…
Это благословение произносят не только утром, но и каждый раз омыв руки после посещения туалета.

#анатомияеврейскоймолитвы


2 - Омовение рук

Второе действие совершаемое евреем в начале дня - омовение рук. После него произносят благословение: “…аль нетилат йадаим” - благословение на омовение рук.
В иудаизме жизнь имеет колоссальную ценность, а смерть ассоциируется с ритуальной нечистотой. Спящий человек не может полноценно контролировать свои действия и считается, как бы, немножко умершим. Поэтому, как только мы встанет ото сна, мы омываем руки, как бы смывая нечистоту от соприкосновения со смертью на начинаем проживать новый день.

#анатомияеврейскоймолитвы


Дорогие друзья,
Сегодня начался последний месяц года в еврейском календаре - месяц Элуль. Это период подведения итогов и подготовки к новому году.

В связи с этим мы начинаем новый цикл: “Анатомия еврейской молитвы”.

Молитва - это способ обратиться к Богу. Молитва помогает человеку выразить свои переживания, тревоги, пожелания и радости. Она помогает сделать жизнь более осмысленной и поддерживает нас в самые тяжелые моменты нашей жизни.
Помимо этого, еврейский молитвенник - на редкость интересная и красивая книга, которую много читают не всегда понимая, что именно в ней написано.

В этом цикле мы постараемся очень коротко пройтись по основным еврейским молитвам, узнать их структуру, историю и прикоснуться к их смыслам.

Желаю всем хорошего месяца и года!
🙏🙏🙏


1 - Моде ани

Первое, что делает еврей после пробуждения - это произнесение короткой молитвы “Моде ани”.
Ее текст: Благодарю Тебя, Царь Живой и Сущий, Который вернул мне душу мою по милости Своей. Велика верность Твоя.

День еврея начинается с благодарности высказываемой во втором лице. Первое слово произносимое в начале нового дня “благодарю”. Это помогает настроить весь день на правильный лад.

Впервые эта молитва фигурирует в книге “Седер а-йом” написанной раби Моше бен Махир, который жил около Цфата в 16-м веке.

В этой молитве отсутствует упоминание имени Бога поскольку не подобает произносить священное имя до омовения рук утром.

#анатомияеврейскоймолитвы


12 июня в центре Лондона пройдет моя лекция про рабби Овадью Сфорно и вообще про итальянское еврейство эпохи ренесансса.
Поделюсь новыми еще не опубликованными открытиями и расскажу про одну из самых интесных еврейских общин.
Буду рад всех видеть!

https://www.eventbrite.co.uk/e/630897440227


Сегодня вечером начинается Лаг ба-омер - день, в который перестали умирать ученики раби Акивы.

Хотите понять, почему через почти две тысячи лет мы продолжаем отмечать это событие? Что такого особенного было в раби Акиве?

Раби Акива был духовным руководителем антиимперского восстания, человеком, который сам не боялся и призывал остальных не бояться, радикальным оптимистом.

В истории еврейской мистики раби Акива сыграл роль, которую сложно переоценить.
Лично меня поражает его подход к тексту.
Он толковал не только предложения и слова, но и отдельные графические элементы букв. Это насколько же надо любить текст Торы, чтобы так к нему относиться?!

Обо всем этом и многом другом в моем коротеньком по нынешним меркам Ютуба (меньше двух часов) уроке 🙂

История еврейской мистики - раби Акива - Радикальный оптимизм
https://youtu.be/4Hl-NxMEzOs


Церемонии двух самых популярных дат еврейского календаря начинаются с похожих слов.
Пасхальный седер со слов: "Вот хлеб бедности, который ели наши отцы в земле Египетской. Всякий голодный пусть приходит и ест"
А служба Йом Кипура начинается со слов: "Мы разрешаем молиться с отступниками".

В обоих случаях мы приглашаем принять участие каждого желающего не обращая внимания на то, кто он и насколько он достоен быть с нами в этот вечер, не делим людей на плохих и хороших.

Вообще мне кажется, что это центральный мотив праздника Песах. Мы рассказываем, как бы анти-эпическую историю.
Рабами были наши предки у фараона, они поклонялись идолам, как и все остальные, свободу мы не завоевали, а нас выгнали из Египта посреди ночи и т.д.
Даже маца - это рабский хлеб, который мы едим возлежа, как свободные люди. Раб, который пытается почувствовать вкус свободы, вкушая рабскую пищу...

Свободы достойны не только избранные у которых получилось её добиться, свобода - это внутреннее устремление человека. Свобода, как вирус, который незаметно заражает общество и мутирует, когда к нему изобретают вакцину.

За пасхальным столом собираются "кто угодно" с одним условием - они заражены вирусом свободы. А если к нашему столу присядет "здоровый" человек, то мы его этим вирусом попытаемся заразить :)

Ешьте мацу, заражайтесь вирусом свободы! :)

Хаг самеах!


Пока его родная страна, ввязавшаяся в бессмысленную и безнадёжную войну, движется к развалу, он, как и большинство элиты покинул родину и живёт теперь в Тель-Авиве. Оттуда он пытается обращаться с своему народу.
Он спорит с людьми, оставшимися в стране исхода, и считающими, что весь мир объединился против их народа и надо погибнуть, погубив и свою страну в борьбе с самой могущественной в мире империей.
Население Израиля постоянно бунтует и чего-то требует, но само уже не верит в свои лозунги.
Я описываю события происходившие 2700 лет тому назад...
Итак, второй сезон цикла "История еврейской мистики"
У меня заняло очень много времени и сил подготовить первый урок этого цикла, урок про пророка Иехезкеля. Материла собралось часа на три-четыре, но, в итоге получилось уложиться в 40 минут.
В книге Иехезкеля находится, наверное, главный текст еврейской мистики - "Видение колесницы".
В ней же находится и, вероятно, самый обнадёживающий текст Танаха - "Видение иссохших костей", слова из этого текста стали основой для гимна Израиля, этот сюжет изображён на Меноре перед зданием Кнессета и фраза из этого отрывка выгравирована на воротах музея холокоста Яд ва-шем.
Кстати, Иехезкель действительно жил в Тель Авиве, но в другом 🙂


Если вам понравится этот урок, то постараюсь скоро записать следующий - про раби Акиву и "Йордей меркава" - "Нисходящих к Колеснице" или Зашедших в Пардес.

https://youtu.be/zm5VUuGuIcs


О проблеме получения израильского гражданства.

В еврейской истории было несколько "исходов".
Когда евреи выходили из Египта к ним присоединились "эрев рав" - многочисленное смешение - представители других народов вышедших из Египта вместе с евреями.

Мудрецы в талмуде и мидрашах часто критикуют Моше за то, что тот взял этих людей с собой.

А действительно, что же заставило Моше согласиться на присоединение не евреев к исходу из Египта?

Ответ на этот вопрос, видимо, лежит в последней главе книги Нехемии. Там описывается другой исход евреев, на этот раз из Вавилона в Иудею в начале периода Второго Храма:

"В тот день читали книгу Моше вслух народу, и нашли написанным в ней, что никогда не войдет Аммонитянин и Моавитянин в общину Божью... И было, когда услышали они Тору, то отделили они всех смешанных из Израиля."

Многие семьи пришедшие из Вавилона в Иудею были смешанные. Евреи в Иерусалиме массово нарушали шабат. Руководители народа - Эзра и Нехемия убеждают евреев Иерусалима расстаться со своими не еврейскими жёнами (и мужьями) и прекращают работу рынков по шабатам.

Разница между ситуацией в которой оказался Моше и ситуацией в которой оказались Эзра и Нехемия заключается, на мой взгляд, в том, что Моше надо было по возможности вывести ВСЕХ евреев из Египта. А Эзра и Нехемия имели дело с небольшой группой евреев вернувшихся на историческую родину из сытного вавилонского изгнания. Видимо поэтому они по разному решали дилемму принятия не еврейской части еврейского народа.

В сегодняшнем исходе эта дилемма возникла заново.

Мне кажется важным признать, что это реально существующая дилемма, а не считать, что ты однозначно прав в этом споре, а вторая сторона ничего не понимает.

Также важно понимать, что эта проблема уже возникала в нашей истории не единожды. Мы пережили её тогда, переживём и сейчас.

Из этого следует третий вывод. Каждая сторона этого спора зачастую воспринимает поведение второй стороны не, как ошибку или грех, а как угрозу. Это не угроза будущему еврейского народа и еврейского государства, а задача требующая решения.

20 last posts shown.