Аудитория канала растет и его сейчас читают люди, далекие от банковской специфики. Судя по обратной связи, многие думают, что ПОД/ФТ занимается только тем, что днями напролет блокирует счета клиентов без всяких оснований, да еще и с использованием генератора случайных цифр.
Тематика ПОД/ФТ гораздо глубже, а те самые блокировки – лишь малая часть функционала финансового мониторинга.
Так что далее будем писать более понятным языком, разбирая все проблемы и нюансы нелегкой жизни банкиров.
Выгодоприобретатель . Часть 1.
Выгодоприобрететель – лицо, не являющееся непосредственно участником операции, к выгоде которого действует клиент.
В соответствии с нормами того самого 115-ФЗ банки обязаны отлавливать в платежках таких лиц и требовать от плательщика его идентификацию, а в случае если клиент не может его идентифицировать, банки имеют право отказать в проведении операции.
Понятие выгодоприобретатель появилось в российском антиотмывочном законодательстве много-много лет назад и до сих пор не дает покоя ни банкирам, ни клиентам.
Порой доходит до абсурда. Например, оплачиваете за своего ребенка плату в детский сад или школу и указываете в назначении платежа «оплата за такого-то такого», в данном случае ваш ребенок оказывается тем самым выгодоприобретателем, которого банк обязан идентифицировать. Ведь он не участвует в операции, но получает от этого выгоду в виде оплаты за его пребывания в школе.
В сети гуляет много историй о том, как банки не пропускают платежи за третьих лиц до тех пор, пока плательщик не сообщит банку всю информацию о том самом третьем лице, включая паспортные данные. В ряде случаев клиент и не знает такой информации, например, благотворительные платежи в оплату лечения в клиниках. Благотворительные фонды открыто публикуют лишь общую информацию о лице, которому требуется помощь, таким образом, клиент и не располагает полной информацией в том самом выгодоприобретателе.
Институт выгодоприобретателя появился с целью реализации требований ФАТФ (международной организации по борьбе с отмыванием доходов). Однако, ФАТФ требовал идентификацию бенефициарных владельцев, но наши законодатели «случайно» напутали, осуществляя перевод с английского на депутатский.
Спустя годы под давлением ФАТФ законодательство подкрутили и обязали банки идентифицировать бенефициарных владельцев, но понятие выгодоприобретатель осталось.
Конечно, убрать понятие Выгодоприобретателя - означает расписаться в некомпетентности прошлых лет .
На данный момент все участники финансового рынка сходятся в одном мнении: назрела объективная необходимость в реформировании института выгодоприобретателя.
Во второй части рассмотрим предложенные варианты реформы и дадим небольшой лайфхак - как совершенно законно можно заплатить за третье лицо без необходимости его идентификации, благо дыр в законе много (их просто надо разглядеть).
Тематика ПОД/ФТ гораздо глубже, а те самые блокировки – лишь малая часть функционала финансового мониторинга.
Так что далее будем писать более понятным языком, разбирая все проблемы и нюансы нелегкой жизни банкиров.
Выгодоприобретатель . Часть 1.
Выгодоприобрететель – лицо, не являющееся непосредственно участником операции, к выгоде которого действует клиент.
В соответствии с нормами того самого 115-ФЗ банки обязаны отлавливать в платежках таких лиц и требовать от плательщика его идентификацию, а в случае если клиент не может его идентифицировать, банки имеют право отказать в проведении операции.
Понятие выгодоприобретатель появилось в российском антиотмывочном законодательстве много-много лет назад и до сих пор не дает покоя ни банкирам, ни клиентам.
Порой доходит до абсурда. Например, оплачиваете за своего ребенка плату в детский сад или школу и указываете в назначении платежа «оплата за такого-то такого», в данном случае ваш ребенок оказывается тем самым выгодоприобретателем, которого банк обязан идентифицировать. Ведь он не участвует в операции, но получает от этого выгоду в виде оплаты за его пребывания в школе.
В сети гуляет много историй о том, как банки не пропускают платежи за третьих лиц до тех пор, пока плательщик не сообщит банку всю информацию о том самом третьем лице, включая паспортные данные. В ряде случаев клиент и не знает такой информации, например, благотворительные платежи в оплату лечения в клиниках. Благотворительные фонды открыто публикуют лишь общую информацию о лице, которому требуется помощь, таким образом, клиент и не располагает полной информацией в том самом выгодоприобретателе.
Институт выгодоприобретателя появился с целью реализации требований ФАТФ (международной организации по борьбе с отмыванием доходов). Однако, ФАТФ требовал идентификацию бенефициарных владельцев, но наши законодатели «случайно» напутали, осуществляя перевод с английского на депутатский.
Спустя годы под давлением ФАТФ законодательство подкрутили и обязали банки идентифицировать бенефициарных владельцев, но понятие выгодоприобретатель осталось.
Конечно, убрать понятие Выгодоприобретателя - означает расписаться в некомпетентности прошлых лет .
На данный момент все участники финансового рынка сходятся в одном мнении: назрела объективная необходимость в реформировании института выгодоприобретателя.
Во второй части рассмотрим предложенные варианты реформы и дадим небольшой лайфхак - как совершенно законно можно заплатить за третье лицо без необходимости его идентификации, благо дыр в законе много (их просто надо разглядеть).