Добрый день! Продолжаем разбираться с мажором и минором.Как я уже говорил ранее,
мажор – один из музыкальных ладов, ступени в котором расположены в порядке
тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Музыка, написанная в мажорном ладу, звучит
светло, радостно, позитивно.
Минор – его полная противоположность. Он звучит
лирично или грустно. Структура минора:
тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.
Однако лады в произведении иногда могут менять свою структуру. В таком случае мы имеем дело с разными
видами мажора и минора.
Чаще всего мы сталкиваемся с двумя видами измененных ладов –
гармоническим и
мелодическим. А в случае, если лад не меняется, и остается таким, как я описал выше, его называют
натуральным.
Гармонический и мелодический лады образуются за счет
изменения положения ступеней в ладу, и соответственно, расстояний между ними. В мажоре ступени
понижаются, а в миноре – наоборот,
повышаются.
Разберем каждый из них по отдельности.
Гармонический минор – это минор, в котором повышается на полтона седьмая ступень. Это усиливает тяготение седьмой ступени к первой, и добавляет музыке напряжения.
Чтобы понять, в чем выражается это тяготение, попробуйте сыграть любую гамму в гармоническом миноре. Когда вы сыграете седьмую ступень, то почувствуете незаконченность, некий дискомфорт. Если затем, вы вновь сыграете первую ступень, этот дискомфорт сразу пропадет, и мелодия будет звучать цельно и завершенно.
Из-за такой структуры гармонический минор звучит по-восточному: красиво и изысканно. Повышенную ступень в гармонических мажоре и миноре я отметил на схеме фиолетовым цветом.
В
мелодическом миноре помимо седьмой ступени, повышается также и шестая. Это создает своего рода
«мажоро-минор»: первая половина ступеней лада звучат минорно, а вторая – мажорно. Это придает музыке двойственный характер и дополнительный колорит. На иллюстрации я выделил мажорные и минорные части скобками.
В
гармоническом мажоре шестая ступень понижается на полтона. Это добавляет музыке немного минорности. Однако в произведениях он встречается довольно редко.
В третьем виде мажора –
мелодическом, понижаются и шестая, и седьмая ступени. Как понятно из названия, мелодические лады звучат более красочно и интересно с точки зрения мелодики.
Стоит также отметить, что строгая структура ладов повсеместно применялась в классический период (до ХХ века). ХХ век, как мы знаем, был периодом экспериментов в искусстве, и музыка не стала исключением.
В настоящий момент композиторы по своему усмотрению могут понижать любую (кроме, пожалуй, первой) ступень или вообще писать атональную музыку, в которой тон не играет в структуре произведения решающего значения.
На сегодня на этом все. Будьте в музыке и всего вам доброго!