Из-за закрытости
Со школы я привык всё делать сам, да и не учили меня там командности, каждый был сам за себя, а коллектив привлекался разве что для порицания, а не помощи. Поэтому, потакая самолюбию отличника, я конкурировал с коллегами, ревностно оберегал полученные знания, считал, что с задачей непременно должен справиться один, воспринимал помощь и подсказки как удар по самооценке. Эго мешало переключить мышление и научиться командной работе, ведь эго отличника всегда хотело, чтобы именно мой вариант выбрали, чтобы именно мою идею оценили, чтобы похвалили и выделили из группы именно меня.
Я продолжал поднимать планку требований к себе и занижать самооценку: чтобы решить сложную задачу, я должен был в чём-то разобраться; а чтобы решить её хорошо — должен был очень хорошо разобраться. А если результат получился недостаточно хороший (в моём представлении с завышенными требованиями), то это я мудак, потому что плохо разобрался.
Из-за страха ошибок и критики
Думаю, частично этот страх также сформирован системой образования, в которой студент вынужден приспосабливаться к точке зрения педагога, а не исследовать, разбираться, критически мыслить. «Неправильный» ответ публично окунает в стыд, потому в следующий раз безопаснее промолчать. Вот этот стыд и лежит в основе страха. Кстати, замечал этот страх у многих, и встречал у ребят в Прожекторе, когда курировал курс до вебдизу — ребята страшились показывать промежуточные варианты, чтобы улучшить попадание в цели и оттягивали финальный вариант до самого дедлайна.
А ещё на этот страх наложился синдром отличника. В коллегах я стал видеть других отличников-конкурентов, которые могут пошатнуть статус «самого умного». С одной стороны я находил поводы заговнить и обесценить более талантливых, по моим субъективным представлениям, коллег. С другой — боялся показывать свою работу, часто заранее решая для себя, что там итак «всё плохо». Мне казалось, что мои ошибки станут доказательством, что я вовсе и не отличник (не профессионал). Это самый лучший способ создать иллюзию стойкости к критике — отобрать это право у других и начать критиковать себя. Особенно легко это делать при завышенных требованиях, до которых и без того сложно дотянуться.
АЛЬТЕРЭГО. Тебе важно, что о тебе подумают?
ЭГО. (выдаёт, ни секунды не думая, театрально закатывая глаза) Абсурд! Я волен делать, что хочу, и не зависим от чужого мнения! Мне не важно, что обо мне подумают!
Но правда в том, что важно. Принять эту мысль — величайшее облегчение. Человек, какой он есть на самом деле, отличается от того, как он выглядит или хочет выглядеть в глазах других. Часто эти внешние образы — инструмент, чтобы почувствовать признание, внимание, похвалу, значимость или достичь других целей. Думаю, в этом нет ничего плохого, это может, например, мотивировать к росту и повышать удовлетворённость жизнью.
Вопросы лишь в том, до какой степени поднята важность удовлетворения этих потребностей? Насколько желания закрыть потребности двигают твоими поступками и твоей кукухой? Сколько в этом образе тебя настоящего и ок ли тебе с этим? Завышенные требования к себе они твои лично или на основе чьих-то представлений о том, каким тебе быть?
В принятии этой мысли я сторговался с собой на формулировке важно на 30%. Реальный же параметр варьируется в зависимости от контекста и потребности, но никогда не застилает разум.
Со школы я привык всё делать сам, да и не учили меня там командности, каждый был сам за себя, а коллектив привлекался разве что для порицания, а не помощи. Поэтому, потакая самолюбию отличника, я конкурировал с коллегами, ревностно оберегал полученные знания, считал, что с задачей непременно должен справиться один, воспринимал помощь и подсказки как удар по самооценке. Эго мешало переключить мышление и научиться командной работе, ведь эго отличника всегда хотело, чтобы именно мой вариант выбрали, чтобы именно мою идею оценили, чтобы похвалили и выделили из группы именно меня.
Я продолжал поднимать планку требований к себе и занижать самооценку: чтобы решить сложную задачу, я должен был в чём-то разобраться; а чтобы решить её хорошо — должен был очень хорошо разобраться. А если результат получился недостаточно хороший (в моём представлении с завышенными требованиями), то это я мудак, потому что плохо разобрался.
Из-за страха ошибок и критики
Думаю, частично этот страх также сформирован системой образования, в которой студент вынужден приспосабливаться к точке зрения педагога, а не исследовать, разбираться, критически мыслить. «Неправильный» ответ публично окунает в стыд, потому в следующий раз безопаснее промолчать. Вот этот стыд и лежит в основе страха. Кстати, замечал этот страх у многих, и встречал у ребят в Прожекторе, когда курировал курс до вебдизу — ребята страшились показывать промежуточные варианты, чтобы улучшить попадание в цели и оттягивали финальный вариант до самого дедлайна.
А ещё на этот страх наложился синдром отличника. В коллегах я стал видеть других отличников-конкурентов, которые могут пошатнуть статус «самого умного». С одной стороны я находил поводы заговнить и обесценить более талантливых, по моим субъективным представлениям, коллег. С другой — боялся показывать свою работу, часто заранее решая для себя, что там итак «всё плохо». Мне казалось, что мои ошибки станут доказательством, что я вовсе и не отличник (не профессионал). Это самый лучший способ создать иллюзию стойкости к критике — отобрать это право у других и начать критиковать себя. Особенно легко это делать при завышенных требованиях, до которых и без того сложно дотянуться.
АЛЬТЕРЭГО. Тебе важно, что о тебе подумают?
ЭГО. (выдаёт, ни секунды не думая, театрально закатывая глаза) Абсурд! Я волен делать, что хочу, и не зависим от чужого мнения! Мне не важно, что обо мне подумают!
Но правда в том, что важно. Принять эту мысль — величайшее облегчение. Человек, какой он есть на самом деле, отличается от того, как он выглядит или хочет выглядеть в глазах других. Часто эти внешние образы — инструмент, чтобы почувствовать признание, внимание, похвалу, значимость или достичь других целей. Думаю, в этом нет ничего плохого, это может, например, мотивировать к росту и повышать удовлетворённость жизнью.
Вопросы лишь в том, до какой степени поднята важность удовлетворения этих потребностей? Насколько желания закрыть потребности двигают твоими поступками и твоей кукухой? Сколько в этом образе тебя настоящего и ок ли тебе с этим? Завышенные требования к себе они твои лично или на основе чьих-то представлений о том, каким тебе быть?
В принятии этой мысли я сторговался с собой на формулировке важно на 30%. Реальный же параметр варьируется в зависимости от контекста и потребности, но никогда не застилает разум.