Следующая «Игра престолов» будет в Африке
«Во мне всё ещё живет белый англосаксонский протестантский реалистический романист, который думает, что я должен писать строгое повествование от третьего лица, потому что это то, что делают настоящие писатели», — признаётся Марлон Джеймс в своём профайле в New Yorker. А потом намеренно пишет на патуа и строит нарратив от лица 70 рассказчиков, не все из которых живы.
Выросший на Ямайке Марлон Джеймс, кажется, не то чтобы популярен в России, но именно его «Краткая история семи убийств» (длиной в 600 с лишним страниц) в 2015 году взяла Букеровскую премию, вполне заслуженно обойдя нашумевшую «Маленькую жизнь» Ханьи Янагихары. В феврале у него вышла новая книга — фэнтези Black Leopard, Red Wolf, эпическая (снова на 600 страниц), полная магии, необычных персонажей и сюжетных финтов история поисков пропавшего ребёнка в сказочной Африке. Сюжетный финт №1: в первом же предложении нам сообщают, что ребёнок мертв; приключения от этого не становятся хуже.
После трёх экспериментальных романов Джеймс решил написать что-то по своим меркам простое и массовое: с одной стороны, чтобы вывести из тени и популяризовать африканскую культуру, с другой — чтобы снять стигму с фэнтези, которое в литературной среде всё равно воспринимается как низкий и недостойный жанр. Результат — отличный, сложно написанный и структурированный, но всё равно дико интересный, захватывающий, самобытный и удивительный роман. Благодаря свежему сеттингу нарративные и языковые игры становятся на свои места: Марлон Джеймс — не постмодернист и не постколониальный писатель в духе Салмана Рушди, он старается придумывать не-белую и не-колониальную литературу, и для этого нужно забыть о белых канонах жанра.
Black Leopard, Red Wolf — одна из главных книг этого года, и дело даже не в бесспорных литературных качествах романа, но и в банальном попадании в момент. Вы, может быть, никогда и не прочтёте новую книгу Марлона Джеймса (и два продолжения — писатель готовит честную фэнтезийную трилогию), зато точно увидите её на своём телевизоре. «Игра престолов» заканчивается, и на вакантное место нужна замена. Майкл Б. Джордан, звезда «Крида» и «Чёрной Пантеры», уже купил права на экранизацию. Если добавить к этому рекордные кассовые сборы всё той же «Чёрной Пантеры», то несложно представить, как следующую пятилетку мы будем погружаться в мир африканского фольклора.
Впрочем, у этой истории есть ещё одно измерение. Современная коммуникация подталкивает к упрощённому, контрастному восприятию мира: «африканская „Игра престолов“» — ведь тоже маркетинговый лозунг. Марлон Джеймс своим примером напоминает о сложности и многомерности. Джеймс — черный в белом медиуме. Гомосексуал, выросший в супермачисткой культуре Ямайки. Он пишет не так, как принято, он делает сложнее, когда все ожидают упрощения, но в итоге выигрывает. Он иной, и этим он делает мой мир больше.
Марлон Джеймс — лицо 2019 года. На уходящей неделе Time включил его в список 100 самых влиятельных людей мира.
«Во мне всё ещё живет белый англосаксонский протестантский реалистический романист, который думает, что я должен писать строгое повествование от третьего лица, потому что это то, что делают настоящие писатели», — признаётся Марлон Джеймс в своём профайле в New Yorker. А потом намеренно пишет на патуа и строит нарратив от лица 70 рассказчиков, не все из которых живы.
Выросший на Ямайке Марлон Джеймс, кажется, не то чтобы популярен в России, но именно его «Краткая история семи убийств» (длиной в 600 с лишним страниц) в 2015 году взяла Букеровскую премию, вполне заслуженно обойдя нашумевшую «Маленькую жизнь» Ханьи Янагихары. В феврале у него вышла новая книга — фэнтези Black Leopard, Red Wolf, эпическая (снова на 600 страниц), полная магии, необычных персонажей и сюжетных финтов история поисков пропавшего ребёнка в сказочной Африке. Сюжетный финт №1: в первом же предложении нам сообщают, что ребёнок мертв; приключения от этого не становятся хуже.
После трёх экспериментальных романов Джеймс решил написать что-то по своим меркам простое и массовое: с одной стороны, чтобы вывести из тени и популяризовать африканскую культуру, с другой — чтобы снять стигму с фэнтези, которое в литературной среде всё равно воспринимается как низкий и недостойный жанр. Результат — отличный, сложно написанный и структурированный, но всё равно дико интересный, захватывающий, самобытный и удивительный роман. Благодаря свежему сеттингу нарративные и языковые игры становятся на свои места: Марлон Джеймс — не постмодернист и не постколониальный писатель в духе Салмана Рушди, он старается придумывать не-белую и не-колониальную литературу, и для этого нужно забыть о белых канонах жанра.
Black Leopard, Red Wolf — одна из главных книг этого года, и дело даже не в бесспорных литературных качествах романа, но и в банальном попадании в момент. Вы, может быть, никогда и не прочтёте новую книгу Марлона Джеймса (и два продолжения — писатель готовит честную фэнтезийную трилогию), зато точно увидите её на своём телевизоре. «Игра престолов» заканчивается, и на вакантное место нужна замена. Майкл Б. Джордан, звезда «Крида» и «Чёрной Пантеры», уже купил права на экранизацию. Если добавить к этому рекордные кассовые сборы всё той же «Чёрной Пантеры», то несложно представить, как следующую пятилетку мы будем погружаться в мир африканского фольклора.
Впрочем, у этой истории есть ещё одно измерение. Современная коммуникация подталкивает к упрощённому, контрастному восприятию мира: «африканская „Игра престолов“» — ведь тоже маркетинговый лозунг. Марлон Джеймс своим примером напоминает о сложности и многомерности. Джеймс — черный в белом медиуме. Гомосексуал, выросший в супермачисткой культуре Ямайки. Он пишет не так, как принято, он делает сложнее, когда все ожидают упрощения, но в итоге выигрывает. Он иной, и этим он делает мой мир больше.
Марлон Джеймс — лицо 2019 года. На уходящей неделе Time включил его в список 100 самых влиятельных людей мира.