Похоже, в руководстве ЕС решили, что национал-популистские лидеры Польши и Венгрии перешли черту в эксплуатации принципа консенсуса при принятии решений в союзе. Там больше не намерены мириться с блокировкой этими странами принятия бюджета ЕС на 2021-27 годы в объеме более €1 трлн и создания фонда восстановления экономики после пандемии на €750 млрд. Варшава и Будапешт по-прежнему считают неприемлемой увязку выделения средств из фондов ЕС с соблюдением принципов верховенства права и отказываются снять свое вето. И вот Брюссель наконец дозрел до того, чтобы прибегнуть к обходным вариантам.
В среду глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила председателю Европарламента Давиду Сассоли, что она намерена спасти фонд восстановления экономики, в котором отчаянно нуждаются наиболее пострадавшие от коронавируса страны. Для этого ЕК пойдет на формирование фонда без Польши и Венгрии, если на следующем саммите ЕС 10-11 декабря не произойдет прорыва. Как отметил высокопоставленный чиновник ЕК, рассматриваются несколько альтернативных вариантов. Самый доступный из них – прибегнуть к механизму так называемого «усиленного сотрудничества», который предусмотрен в учредительных договорах ЕС. При таком механизме группа стран-членов (в данном случае 25) может участвовать в какой-то программе, а остальные при желании могут присоединиться позже. В этом случае, как и в первоначальном варианте, для наполнения фонда средствами ЕК будет выпускать облигации от имени союза.
Второй вариант предполагает создание фонда восстановления экономики вне структур ЕС, через межправительственное соглашение. При этом сценарии для привлечения на финансовом рынке €750 млрд потребуется система национальных гарантий, что неизбежно увеличит объемы госдолга участвующих стран. Поэтому такой вариант менее привлекателен, хотя и не исключается. Естественно, при любом варианте формирования фонда Польша и Венгрия никаких средств получать оттуда не смогут.
Но оба варианта не касаются долгосрочного бюджета ЕС на 2021-27 годы, принятие которого требует консенсуса. Если Польша и Венгрия продолжат упорствовать, и он не будет утвержден до конца года, то ЕК предложит новый проект бюджета на 2021 год, сверстанный исходя из бюджетных потолков текущего семилетнего бюджета. В таком случае ЕС не сможет выделять деньги на новые проекты по так называемой «программе сплочения», предназначенной для подтягивания стран новой Европы. А это значит, что Польша и Венгрия недосчитаются значительных средств.
Таким образом, в ЕС создается мощный рычаг давления на непокорных национал-консерваторов у власти. Что для них весомее – национальные экономические интересы или одержимость суверенитетом и традиционными ценностями – покажет саммит ЕС через неделю.
Александр Ивахник
В среду глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила председателю Европарламента Давиду Сассоли, что она намерена спасти фонд восстановления экономики, в котором отчаянно нуждаются наиболее пострадавшие от коронавируса страны. Для этого ЕК пойдет на формирование фонда без Польши и Венгрии, если на следующем саммите ЕС 10-11 декабря не произойдет прорыва. Как отметил высокопоставленный чиновник ЕК, рассматриваются несколько альтернативных вариантов. Самый доступный из них – прибегнуть к механизму так называемого «усиленного сотрудничества», который предусмотрен в учредительных договорах ЕС. При таком механизме группа стран-членов (в данном случае 25) может участвовать в какой-то программе, а остальные при желании могут присоединиться позже. В этом случае, как и в первоначальном варианте, для наполнения фонда средствами ЕК будет выпускать облигации от имени союза.
Второй вариант предполагает создание фонда восстановления экономики вне структур ЕС, через межправительственное соглашение. При этом сценарии для привлечения на финансовом рынке €750 млрд потребуется система национальных гарантий, что неизбежно увеличит объемы госдолга участвующих стран. Поэтому такой вариант менее привлекателен, хотя и не исключается. Естественно, при любом варианте формирования фонда Польша и Венгрия никаких средств получать оттуда не смогут.
Но оба варианта не касаются долгосрочного бюджета ЕС на 2021-27 годы, принятие которого требует консенсуса. Если Польша и Венгрия продолжат упорствовать, и он не будет утвержден до конца года, то ЕК предложит новый проект бюджета на 2021 год, сверстанный исходя из бюджетных потолков текущего семилетнего бюджета. В таком случае ЕС не сможет выделять деньги на новые проекты по так называемой «программе сплочения», предназначенной для подтягивания стран новой Европы. А это значит, что Польша и Венгрия недосчитаются значительных средств.
Таким образом, в ЕС создается мощный рычаг давления на непокорных национал-консерваторов у власти. Что для них весомее – национальные экономические интересы или одержимость суверенитетом и традиционными ценностями – покажет саммит ЕС через неделю.
Александр Ивахник