Репост из: Lezgifood
«Свадебное торжество
начинается во вторник и кончается к 2 часам дня в пятницу. Во вторник приглашают музыкантов-барабанщиков и зурнача. Без них не может состояться ни одна свадьба. Звуки зурны для непривычного уха кажутся нестерпимо резкими, но лезгины не представляют себе свадебного веселья без этого своеобразного инструмента.
Музыканты приходят к дому родителей жениха, где к приходу их собираются все родственники, которые и открывают танцы. Танцы — главное свадебное увеселенье, и все лезгины с детства учатся этому искусству. Танцующие на свадьбе мужчины должны по обычаю одаривать деньгами музыкантов и своих партнерш.
Старый обычай запрещал мужчине даже легкое прикосновение к женщине, поэтому он не должен был давать ей деньги в руку, а во время танца завязывал их быстро в уголок ее большого головного платка. В настоящее время женщины получают эти деньги в руки, но обычно не оставляют их себе, а отдают сразу же музыкантам.
Танцуют одновременно всего два человека, реже один мужчина и две женщины.
После танцев родственников музыканты входят в дом жениха, угощаются и снова выходят уже на какое-нибудь более просторное место — гумно, площадь и т.п., чтобы в веселье могло принять большое количество народа и не обязательно родственники; с неослабевающим увлечением и жа-ром танцует народ, и играют музыканты.
В 2 ч. ночи расходятся. В 7–8 утра музыканты встают и, позавтракав в доме жениха, снова принимаются за дело. На ту же площадь опять собирается народ, и снова под неумолчные звуки зурны выступает одна пара за другой, неутомимо танцуя до обеденного перерыва.
После обеда начинают собираться гости как из данного, так и соседних селений. Идут на свадьбу и близкие родственники (миресар), и друзья жениха и невесты (яр - дуст), и родственники невесты (къавумар), обычно предъявляющие разные требования, и хорошие знакомые и даже люди, бывшие в ссоре, но для этого дня забывшие вражду. У каждого родственника жениха к этому часу уже подготовлен большой поднос с хлебом, курицей, яблоками, конфетами.
Приезжий отправляется на место свадебного увеселения, каждая хозяйка идет туда же за своим гостем и ставит перед ним поднос с угощением. Здесь происходит как бы тайное соревнование — все смотрят на подносы и расценивают, чье угощение лучше. Вообще каждый старается на свадьбе быть первым, не отстать от других, старается быть здесь настолько заметным, чтобы о нем говорили потом во многих селениях.»
Л.Б. Панек
«Свадебные обычаи лезгин»
начинается во вторник и кончается к 2 часам дня в пятницу. Во вторник приглашают музыкантов-барабанщиков и зурнача. Без них не может состояться ни одна свадьба. Звуки зурны для непривычного уха кажутся нестерпимо резкими, но лезгины не представляют себе свадебного веселья без этого своеобразного инструмента.
Музыканты приходят к дому родителей жениха, где к приходу их собираются все родственники, которые и открывают танцы. Танцы — главное свадебное увеселенье, и все лезгины с детства учатся этому искусству. Танцующие на свадьбе мужчины должны по обычаю одаривать деньгами музыкантов и своих партнерш.
Старый обычай запрещал мужчине даже легкое прикосновение к женщине, поэтому он не должен был давать ей деньги в руку, а во время танца завязывал их быстро в уголок ее большого головного платка. В настоящее время женщины получают эти деньги в руки, но обычно не оставляют их себе, а отдают сразу же музыкантам.
Танцуют одновременно всего два человека, реже один мужчина и две женщины.
После танцев родственников музыканты входят в дом жениха, угощаются и снова выходят уже на какое-нибудь более просторное место — гумно, площадь и т.п., чтобы в веселье могло принять большое количество народа и не обязательно родственники; с неослабевающим увлечением и жа-ром танцует народ, и играют музыканты.
В 2 ч. ночи расходятся. В 7–8 утра музыканты встают и, позавтракав в доме жениха, снова принимаются за дело. На ту же площадь опять собирается народ, и снова под неумолчные звуки зурны выступает одна пара за другой, неутомимо танцуя до обеденного перерыва.
После обеда начинают собираться гости как из данного, так и соседних селений. Идут на свадьбу и близкие родственники (миресар), и друзья жениха и невесты (яр - дуст), и родственники невесты (къавумар), обычно предъявляющие разные требования, и хорошие знакомые и даже люди, бывшие в ссоре, но для этого дня забывшие вражду. У каждого родственника жениха к этому часу уже подготовлен большой поднос с хлебом, курицей, яблоками, конфетами.
Приезжий отправляется на место свадебного увеселения, каждая хозяйка идет туда же за своим гостем и ставит перед ним поднос с угощением. Здесь происходит как бы тайное соревнование — все смотрят на подносы и расценивают, чье угощение лучше. Вообще каждый старается на свадьбе быть первым, не отстать от других, старается быть здесь настолько заметным, чтобы о нем говорили потом во многих селениях.»
Л.Б. Панек
«Свадебные обычаи лезгин»