Веселый кубатурщик


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Блоги


Неофициальный канал вятских археологов

Связанные каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Блоги
Статистика
Фильтр публикаций


Чем известен просветитель А. Лебедев на Вятке? Какой след он оставил в вятской археологии и как связан с античным Причерноморьем? Откуда в Кировском краеведческом музее изделия античных мастеров? Как статуэтки домашних божеств и чаши для вина попали в далекий, затерянный в лесах Вятский край? Постараемся дать ответы на эти вопросы и проиллюстрировать их фотографиями в нашем новом большом тексте - «Античная коллекция Александра Лебедева - Медуза Горгона и Деметра в далекой Вятке» (http://okn43.ru/novosti/antichnaya-kollekciya-aleksandra-lebedeva-meduza-gorgona-i-demetra-na-vyatskih-beregah).


В мире есть мало столь же переменчивых вещей как мода. Порою даже самый завзятый модник не может вспомнить что было в тренде 2-3 сезона назад, настолько быстро всё меняется. Что же говорить о моде шести, десяти или даже двадцати тысячелетней давности. Да и было ли вообще такое понятие в эпоху камня. Как правило, наши познания о причёсках, одежде, украшениях и стандартах красоты на заре истории ограничиваются расхожим стереотипом - косматым, завёрнутым в шкуру дикарём с костью в носу. Между, тем, этот стереотип далёк от истины.
Впрочем, говорить наверняка очень трудно, ведь время не щадит одежду, сведения о ней дошли до нас только благодаря находкам статуэток, рельефов, в редких случаях захоронений. В такой теме как одежда каменного века вопросов гораздо больше чем ответов, этому и посвящена предлагаемая вам заметка (https://berserg-85.livejournal.com/18145.html).


Здесь показателен случай с боспорской монетой из экспозиции Котельничского музея, описанной выше. В статье историка и нумизмата С.В. Березина «Мистификация по-кладоискательски» (газета «Культурная среда в Кирове») резонно указывается на возможность мистификации, того, что монета была попросту подкинута: «… наиболее вероятный ответ на вопрос, как попала эта «котельничская» монета на Вятку: в мешочке владельца антикварного салона. Как попала она в Котельнич? Скорее всего, в кармане коллекционера Яковлева, купленная за 65 рублей в Кирове». Отметим, что при проведении официальных работ подобные вопросы отпадают – монета фиксируется в чертежах, фотографируется, отмечается ее местоположение в стратиграфии и плане раскопа (опять же руководитель работ, имя которого известно, несет полную ответственность за достоверность своего исследования, отвечая как минимум своей репутацией). Мы очень надеемся, что происхождение каждой находки с экспозиции музея точно известно и ни один археологический памятник не пострадал.


⬆️⬆️⬆️Здесь должен был быть текст о Котельничском краеведческом музее – о его археологической коллекции и о том, как хорошо было бы посетить данный музей, дабы ее осмотреть. Но в ходе знакомства с археологической выставкой музея возникли некоторые вопросы. В частности, вопросы происхождения ряда предметов, представленных в экспозиции. Так, поражает количество «случайных» находок нательных крестиков (многие, на наш взгляд, со следами пребывания в земле), представленных в экспозиции без указания места-времени находки и/или археологических раскопок, в ходе которых они были получены. Монета Боспорского царства, также имеющаяся в экспозиции, подается как находка, сделанная «недалеко от Котельничского городища». Вместе с тем, как сообщал в далеком 2009 г. сам же директор музея А. Шустов на сайте Котельнич.info (аналогичная информация в его же заметке в «Котельничском вестнике»), монету в музей принес «молодой коллекционер-нумизмат …, учащийся кооперативного техникума» и уточняется, что она была найдена «…им на краю восточной части городища». Хотелось бы поинтересоваться, на основании какого Открытого листа «молодой коллекционер-нумизмат» проводил археологические работы (либо осуществлял поиск подъемного материала в ходе разведки) на данном археологическом памятнике? Где можно ознакомиться с Отчетом данного персонажа? Интересен стенд «Находки с городищ». Часть предметов на нем подписаны как происходящие с Ковровского и Шабалинского городищ и, как может предположить специалист (но не рядовой посетитель музея), они могут происходить из раскопок Л. Д. Макарова. Менее понятно происхождение остальных, неподписанных находок. Так, некое «писало», по сообщению сотрудников музея, выкопано в окрестностях д. Кардаковы. И тут опять возникает вопрос о характере данных работ, т.к. археологические раскопки на Кардаковском селище не проводились вообще.
Мы, конечно, не будем делать никаких далеко идущих выводов относительно данных находок, может быть, они и правда найдены местными жителями на огородах случайно. Но все же напомним, что нужно быть осторожнее с приемом находок, происхождение которых неизвестно – они вполне могут оказаться результатом незаконных, грабительских раскопок на том или ином памятнике (которые в результате ведут к его уничтожению). Так, Европейская Конвенция об охране археологического наследия ETS N 143 (ратифицирована Госдумой РФ Федерацией 17 июня 2011 г.) в ст. 10.3 прямо прописывает необходимость шагов, направленных на то, «чтобы музеи и аналогичные учреждения, политика которых в области приобретения экспонатов контролируется государством, не приобретали элементов археологического наследия, в отношении которых существует подозрение, что они получены в результате неконтролируемых находок, незаконных раскопок или незаконных действий с предметами, обнаруженными в ходе официальных раскопок». Кодекс музейной этики ИКОМ (международный совет музеев), которого придерживается в том числе и ряд крупных Российских музеев, в п. 2.4 прямо сообщает, что «музеи не должны принимать на хранение предметы, если есть основания предполагать, что они были обнаружены в результате незаконной или ненаучной поисковой деятельности или намеренного разрушения памятников, нанесения им ущерба…». Российское законодательство (а если мы почитаем Устав МБУ «Котельничский краеведческий музей», то выясним, что, согласно п. 2.1 «учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законодательством Российской Федерации…») также негативно смотрит на незаконные (грабительские) работы на археологических памятниках, предполагая за это суровое наказание вплоть до уголовного. Возможно, кто-то посчитает, что таким образом сохраняется история, информация о нашем прошлом. Здесь мы тоже не можем согласиться – предметы, добытые в результате незаконных раскопок, по сути депаспортизированы, утратили основную часть своей информации (на каком конкретно памятнике они были найдены? В каком слое? Сооружении? Яме? – ответов на это мы уже не получим).










Интересный рассказ о находке бронзовой чаши на одном из памятников Афанасьевского района. Откуда взялась Иранская (или Среднеазиатская) чаша на севере Кировской области? Была ли чаша лишь украшением, или же использовалась в религиозных мистериях местного населения? Где могло находиться святилище легендарной чуди? Об этом в тексте нашего коллеги и участника ряда экспедиций П. Харина (https://краеведческий-музей.рф/exponat/bronzovaya-chasha).


⬆️⬆️⬆️ Сейчас конец 2018 г. и все бросились подводить его итоги. Многие граждане зачастую считают, что информацию про наши работы и достижения нигде нельзя найти, и, соответственно, мы либо не работаем вовсе, либо все открытия и работы скрываем. Так как учить граждан пользоваться библиотекой или гуглом не входит в наши задачи (как и совершать поквартирные обходы населения с целью информирования), мы решили не выделятся из общей массы и тоже подвести все итоги прошедшего полевого сезона на нашем сайте (http://okn43.ru/novosti/arheologicheskie-itogi-2018-g).


Обретение мощей св. Николая Подьякова. Подосиновец. Рабочий момент.


В середине 17 в. вдовый московский священник Федор Тюрнин пожелал возобновить заброшенную Спасскую пустынь, основанную святителем Стефаном Пермским. В 1667 г. патриарх Иоасаф постриг его в монашество с именем Филарет, снабдил антиминсом и всем необходимым для освящения храма и благословил на возобновление пустыни и строительство церкви во имя Нерукотворного Образа Спасителя. В 1670 г. Филарет Тюрнин с сыновьями построили церковь под горой, на берегу Вычегды, и возобновили Спасскую пустынь ( в документах 17 в. её так и именуют: Спасская Филаретова пустынь). В середине 19 в. в ней было два храма: Нерукотворного Образа Спасителя и Похвалы Пресвятой Богородицы. В храмах сохранялись древние иконы Нерукотворного Образа Спасителя и Похвалы Пресвятой Богородицы.
В конце 19 в., когда был построен каменный монастырь на горе, в Троицком соборе два придела были освящены во имя Нерукотворного Образа Спасителя и Похвалы Пресвятой Богородицы. Для старинных икон были устроены специальные киоты. После революции, когда монастырь был закрыт и разрушен, древние иконы и антиминс исчезли. Теперь их местонахождение неизвестно. Утерянный образ Похвалы Пресвятой Богородицы как раз и изображен на найденной нами иконке.


Иконка нательная образ Похвалы Пресвятой Богородицы Троицко-Стефано-Ульяновского монастыря Вологодской губернии у зырян. Выполнена методом штамповки из латуни. Датируется концом XIX в. Найдена при раскопках "Монастырской слободы" (г. Киров, ул. Водопроводная) в 2016 г.


Как-то уже писали о Шигирском идоле. Напомним, что это древнейшая деревянная скульптура на нашей планете. Его возраст — больше 10 тысяч лет. Всё туловище уникального экспоната покрыто резным геометрическим орнаментом. На широких плоскостях вырезаны лица: три на лицевой стороне и три на обратной. Венчает идола объёмное изображение головы. Не так давно немецкие ученые подтвердили возраст Большого Шигирского идола, считающегося древнейшей в мире сохранившейся скульптурой, — ему действительно более 11 тысяч лет. По мнению исследователей, опубликованном в журнале Antiquity - это самое древнее изображение дьявола (https://www.cambridge.org/core/journals/antiquity/article/early-art-in-the-urals-new-research-on-the-wooden-sculpture-from-shigir/1EE151AB1E571968B10267E48B78362A).
Именно определение идола как дьявола подхватили многие интернет-издания поспешив вынести его в заголовки как сенсацию. Мы же не поленились и нашли мнение екатеринбургского исследователя идола С.Н. Савченко. Исследователь считает, что "это еще один маразм, который прозвучал. Это абсолютно нереально. Понятия дьявола в то время просто не существовало. Не было ни бога, ни дьявола — только духи. Были тотемы — первопредки, ими являлись животные, растения, птицы. Как у североамериканских индейцев. А понятия бога и дьявола — это, простите, уже христианство".


⬆️⬆️⬆️ Правильный ответ - кельт. Название происходит от латинского "celtis", и обозначает долото, на которое похожи данные изделия. Кельт — орудие, подучившее широкое распространение в культурах бронзового
века от Аньяна до Атлантического океана, главным образом
в лесостепной, лесной и горной зонах. Появление кельтов знаменует начало собственного металлургического производства в Северной и Центральной Евразии, поскольку ни один вид кельтов или орудий, которые могли бы послужить их прототипами, не представлен в цивилизациях древнего Востока и Средиземноморья.
Случайные единичные экземпляры кельтов проникают в Переднюю Азию еще в эпоху поздней бронзы, но не находят там никакого отклика, и их импортное северное происхождение не подлежит сомнению. Появляются такие изделия и в Вятском крае, развивавшегося в русле моды и традиций того времени.


Кельты с городища Ройский Шихан (Ройское) в Уржумском краеведческом музее.


Хорошая статья от Афанасьевского районного краеведческого музея про Илюшевский клад медных монет, найденный под березой в 1991 г. на территории Афанасьевского района. Где, когда, кем и по каким причинам была оставлена эта "заначка" можно узнать по ссылке (https://краеведческий-музей.рф/exponat/ilyushovskiy-klad).


⬆️⬆️⬆️
Среди различных орудий бронзового и раннего железного веков археологи часто находят, в том числе и на территории Вятского края, вот такие литые топоры со втулкой вместо обуха. Назван такой топор созвучно названию одного варварского народа Европы. Как он называется?




Изготовление глиняной игрушки оформились в Вятском крае в слободе Дымково, расположенной относительно недалеко от города (т. н. дымковская игрушка). П. Н. Луппов относит окончательное оформление производства глиняных игрушек в промысел к концу XVIII в., отмечая, что определяющими особенностями именно «дымковской игрушки» являлись особенности ее оформления (раскраска). Обнаруженные в ходе работ глиняные игрушки лишены окраски и соотносить их именно с «дымковской игрушкой» не совсем корректно. Датировка находок весьма проблематична, так как внешний вид игрушек с течением времени менялся незначительно, а стратиграфия раскопа в возраст находок ясности так же не вносит. Тем не менее, хронологически их можно отнести, как минимум, к концу XIX в. Обнаруженные нами игрушки можно определить как антропоморфный (часть кокошника барыни) и зооморфный (игрушки-птички) типы.

Показано 20 последних публикаций.

43

подписчиков
Статистика канала