Цифровой этикет


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Психология


Канал о том, как общаться экологично в цифровом мире:
- эффективные инструменты
- новые нормы коммуникации
- сложные ситуации
Автор - Ольга Лукинова, эксперт и тренер по цифровым коммуникациям.
Сайт: http://digitaletiquette.ru/
Для связи: @looking_over

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Психология
Статистика
Фильтр публикаций


Вам в соцсети приходит запрос на дружбу от незнакомого человека. Будете спрашивать, кто он и в чем причина добавления?
Опрос
  •   Нет. Просто отклоню или проигнорирую запрос
  •   Нет. Добавлю в друзья без лишних вопросов
  •   Да. Спрошу в личных сообщениях, знакомы ли мы и в чем цель добавления
3029 голосов


Вышло интервью со мной про цифровой этикет:

- что не так с «добрым временем суток»
- почему люди остро реагируют на голосовые сообщения
- когда нельзя отправлять эмоджи
- можно ли звонить без предупреждения
- значат ли что-то точки в конце сообщения
- как отличаются люди разных поколений в цифровом общении
- нужно ли включать камеру на онлайн-встречах

Большой подробный разговор, в котором я опираюсь на результаты опросов, которые вы проходили в этом канале (за что вам большое-большое спасибо!):
https://youtu.be/g9__aLn-64k

7.5k 1 205 16 380

Правило 120. Прежде чем спросить о чем-то в групповом чате, убедитесь, что об этом еще не писали

- А во сколько начало?
- В 18:00 — в закрепе есть информация
- А по какой ссылке подключаться?
- Ссылку отправили вам на почту, закрепили в этом чате и еще утром продублировали напоминание
- А во сколько начало?
- …


Если вам приходилось состоять в какой-то группе, вы наверняка видели, как участники по пятому разу спрашивают о том, что уже многократно обсуждалось и, возможно, даже зафиксировано в закрепе. Постоянно находится кто-то, кто вместо того, чтобы поискать информацию в группе, предпочтет потратить время участников, а не свое.

Расплата приходит довольно быстро: теперь в этом чате так будет вести себя большинство участников — они легко подхватывают дурной пример.

В общем, если вы хотите, чтобы групповой чат был рабочим инструментом, а не источником раздражения для всех участников, то перед тем, как задать вопрос, убедитесь, что на него еще не отвечали.

В чем коварство этого очевидного правила: очень легко заметить, когда его нарушает кто-то другой, и почти невозможно заметить, когда сам(а) его нарушаешь.

Поделитесь, пожалуйста, опытом, как сделать так, чтобы правило в чате не нарушалось и самому его не нарушать

10.2k 0 38 54 328

А вы помните свой первый электронный адрес?

10k 0 78 120 596

1 апреля самое время подвести итоги исследования о том, как сегодня смеются в мессенджерах.

Я проанализировала 2348 анкет. Результаты получились такие, что теперь с высокой долей вероятности по одному только цифровому смеху можно предположить возраст (и в некоторых случаях пол) собеседника.

Главные возрастные маркеры — это эмодзи (😃, 😂, 🤣) и набор случайных букв (типа АХВАХПХАПХАХХАХА, впхыхывх). Не буду спойлерить — все результаты можно посмотреть на странице исследования.

Там вы найдете:
1. Список самых популярных способов передачи смеха
2. Различия в смехе между мужчинами и женщинами
3. Различия в смехе между возрастными группами (вы видите их на скриншоте)
4. Графики популярности форматов в зависимости от возраста

Большое спасибо всем, кто принял участие в опросе! И пусть у нас у всех будет больше поводов для смеха!

21k 5 710 57 590

Сегодня этому каналу исполняется 7 лет

Он начинался, когда в телеграме не было еще ни реакций, ни комментариев, ни опросов. Я помню, как просто писала свои посты вникуда и даже не знала, как понять, кто меня читает и интересно ли это кому-то.

За 7 лет здесь собралось больше 22 тысяч неравнодушных людей, которым, как и мне, интересно размышлять про цифровые коммуникации и делать цифровое общение удобнее и приятнее.

За это время я написала книгу про цифровой этикет (вторая уже лежит в издательстве), пишу диссертацию про цифровой этикет, веду тренинги и лекции в корпорациях и университетах — тоже про цифровой этикет. Если бы я знала, что все это получится из моей несерьезной затеи завести канал!

Спасибо за то, что вы здесь, и за то, что так неравнодушны 🧡

13.4k 0 6 68 1.3k

Как вы смеетесь

Под прошлым постом вы рассказали, как показываете собеседнику в мессенджере, что вам смешно. Спасибо! Я посмеялась собрала повторяющиеся ответы в анкету. Благодаря ей мы сможем понять, как отличается наш смех в зависимости от разных социально-демографических характеристик.

Пожалуйста, пройдите анкету про то, как вы смеетесь, это займет несколько минут.

И я буду очень благодарна, если вы перешлете опрос друзьям и знакомым. Это позволит нам получить более достоверные результаты.

17.3k 0 211 41 254

А напишите, пожалуйста, как вы обычно в чате в неформальном разговоре показываете собеседнику, что вам очень смешно.

Соберем разные варианты, а потом проведем большой опрос, чтобы исследовать, как отличается смех у разных групп.

17k 0 11 313 229

Вопрос:
Сейчас многие используют функцию отложенных сообщений в телеграме и почему-то в начале сообщений пишут «Привет! Это отложка…». Зачем они об этом сообщают?


С точки зрения теории коммуникации, отправитель предупреждает адресата, что сейчас происходит не синхронная, а асинхронная (то есть разорванная во времени) коммуникация. Это важно, потому что обычно в мессенджере коммуникация синхронная, и по умолчанию мы получаем сообщение в тот момент, когда оно было написано. И если это не так, то может возникнуть необходимость это прояснить.

С практической точки зрения, такое предупреждение дает сигнал получателю: «Это сообщение писалось раньше, чем ты его получил, поэтому, возможно, не учитывает тех изменений, которые за это время произошли»

• Например, коллега пишет: «Это отложенное сообщение. Ты просила напомнить, чтобы мы вернулись к обсуждению этой темы через неделю…». Таким образом, коллега не забыла напомнить и не будет выглядеть странно, если вдруг за эту неделю тема исчерпала себя.

«Привет! Это отложка. Напоминаю, что сегодня у нас совещание в 16:00». Такое сообщение не собьет с толку получателя, если, например, сегодня вы уже отменили эту встречу.

• UPD Дополнение из комментариев: «А ещё может получиться так, что отложенное сообщение уходит в рабочий чат, например, в 10:00, а там с 09:45 обсуждают какую-то другую тему. И сообщение может оказаться "не к месту". Но если есть предупреждение, что это отложенное, не будет лишнего недопонимания»

В общем, предупреждать, что сообщение отложенное не обязательно, но если есть шанс, что может возникнуть недопонимание, то лучше об этом написать.

17k 1 43 34 516

Сегодня на лекции в одной компании обсуждали вечную тему: «ты» и «вы».

Как известно, «ты» — конвенционально, то есть на «ты» мы переходим после того, как договорились с собеседником.

При этом есть некоторые компании, где принято общаться на «ты» со всеми: и с коллегами, и с начальством, и с подчиненными (как правило, это компании с демократичной корпоративной культурой), а есть сферы, где, наоборот, обращаются только на «вы» (например, в академической среде).

Бывали ли вы в таких ситуациях, где корпоративная культура требовала всем «тыкать» или наоборот, «выкать», а вам это было некомфортно? Как справлялись с такими ситуациями?

13.5k 1 30 141 235

Какие интересные результаты получились в прошлом опросе!

1% любит телефонные звонки, еще 49% спокойно к ним относятся. Другая половина не любит или любые звонки, или звонки без предупреждения.



Когда же можно звонить без предупреждения? Когда вы можете не беспокоиться о том, чтобы собеседнику было удобно и приятно с вами разговаривать. Например:
— человек, отвечая на ваш звонок, выполняет свои прямые обязанности — например, он работает телефонным консультантом, продавцом или секретарем,
— вопрос не терпит отлагательств, и в интересах самого человека получить информацию от вас без промедления,
— вы уже знаете, что человек любит отвечать на звонки и с удовольствием поговорит с вами по телефону в любое время.

Если вы заинтересованы, чтобы собеседник взял трубку и не был встревожен, разозлен, раздражен, лучше написать предварительное сообщение и спросить, когда удобно созвониться ➡️Что вы получите? Собеседника, который настроен на разговор с вами, уже подготовился к нему, выбрал подходящее место без лишних ушей и помех и готов уделить вам все свое внимание. Кажется, с таким будет гораздо приятнее иметь дело.

17k 1 34 25 356

Вам звонят по несрочному рабочему вопросу без предупреждения...
Опрос
  •   Терпеть не могу любые звонки
  •   Считаю неуместным звонок без предупреждения
  •   Спокойно отношусь к телефонным звонкам
  •   Люблю отвечать на телефонные звонки
4497 голосов


А кто-то еще говорит, что эмодзи бесполезны! 😂

24.2k 3 259 42 821

Вопрос от читательницы:

Представьте, что вы допустили ошибку и ответили на общекорпоративную рассылку, не убрав из поля "Кому" адрес "all@companyname.ru". Ничего ужасного не написали: простой вопрос или подтверждение записи, но он ушел всем вашим коллегам.

Уместно ли после этого сразу написать "Извините за случайную рассылку" или лучше молчать и не тревожить коллег вторым общим емайлом?


Логично было бы не умножать информационный шум и не писать второго письма. Но у меня был опыт, который ставит под сомнение эту, казалось бы, логичную рекомендацию.

Однажды студентка очень крупного университета, в котором я работала, отправила свое домашнее задание преподавателю на адрес all@nazvanievuza.ru. Письмо получило несколько тысяч человек: преподаватели, сотрудники, студенты. И тут начался апокалипсис — посыпались ответы: «Исключите меня из рассылки!», «Прекратите мне писать!», «Вы что не видите, на какой адрес вы пишете?!», «Продам гараж». Все возмущенные писали на тот же адрес all@nazvanievuza.ru 🤦🏻‍♀️ Каждую минуту прилетало по несколько писем. Работа огромного вуза была парализована.

Поэтому чтобы не спровоцировать апокалипсис, я бы посоветовала написать письмо вдогонку и объяснить, что оно отправлено по ошибке. Иначе велика вероятность, что на ошибку начнут указывать коллеги, и тогда поток писем будет не остановить.

А вообще с точки зрения цифровой гигиены компании было бы правильнее, если бы не каждый сотрудник имел возможность писать на адрес all@… Тогда и досадных ошибок и бесполезных рассылок было бы меньше.

23k 0 28 41 459

Правило 119. Не перебивайте

В живом разговоре довольно легко заметить, если кто-то кого-то перебивает. В диджитале можно кого-то перебивать и даже не замечать. Поэтому несколько советов:

1. Если в группе обсуждают какую-то тему и вы вспомнили, что вам тоже надо что-то обсудить, дождитесь, пока закончат с первым вопросом, и только после этого пишите ваш. Иначе оба вопроса не обсудят полноценно.

2. Если вы видите, что кто-то в диалоге с вами «is typing» / «печатает», дождитесь, пока он отправит вам то, что набирал, и только после этого сами начинайте печатать.

3. На видеовстрече не всегда понятно, что кто-то закончил свое высказывание, и не всегда понятно, что «место у микрофона» свободно. Поэтому поднимайте руку, когда хотите высказаться, чтобы модератор дал вам слово и не приходилось никого перебивать.

Если не перебивать, то гораздо больше шансов быть услышанным.


Вы ищете человека в команду. Вам приходят три резюме с сопроводительными письмами: 1 - написано грамотно. 2 - содержит ошибки и опечатки. 3 - содержит ошибки и опечатки, но вдогонку приходит письмо c извинениями за ошибки. Кого позовете на собеседование?
Опрос
  •   кандидат 1
  •   кандидат 2
  •   кандидат 3
3485 голосов


Ссылка на вечер - чудесный разговор в «Основе» с лингвистом Александром Пиперски про языки и коммуникацию.

Например, там есть такое рассуждение: а на каком языке с нами говорит искусственный интеллект и нейросети? Несложно догадаться, что если обучать нейросеть на массиве текстов с форумов, то можно получить один результат (например, очень быстро нейросеть начнет оскорблять людей по национальному признаку), а если на массивах научных текстов, то другой. То есть в зависимости от материала нейросеть через язык будет транслировать определенную картину мира. И тогда встает этическая дилемма - на каком языковом материале нейросеть обучать?

Что поняли лингвисты о языке благодаря нейросетям? Как языки влияют друг на друга? Возможен ли общий для всех язык? Заслуженно ли английский язык стал международным? Очень увлекательный разговор: https://www.youtube.com/watch?v=fJoxD-puXEU


Приходилось ли вам удалять кого-то из друзей в социальных сетях? Можете вспомнить, почему вы это сделали? Приходилось ли когда-нибудь в жизни отвечать на вопрос «Почему ты меня убрал из друзей?»

Были ли у вас ситуации, когда вас удаляли из друзей? Понимали ли вы причину? Как к этому отнеслись?

15.5k 0 53 109 231

Вы только посмотрите: годы идут, а отношение к голосовым сообщениям почти не меняется!

За 3,5 года в этом канале сильно выросла и обновилась аудитория. Появились новые функции и программы, которые расшифровывают войсы. Но по-прежнему голосовые сообщения не нравятся половине пользователей. И только пятая часть с удовольствием использует этот инструмент.

Что это означает? Перед использованием голосовых все еще нужно получать согласие собеседника. Иначе, как минимум, в половине случаев можно встретить негативную реакцию.

Проведем опрос еще через несколько лет, посмотрим на динамику.


Раз в несколько лет я обновляю статистику. Итак, самый острый вопрос цифрового этикета — голосовые сообщения. Как вы к ним относитесь?
Опрос
  •   С удовольствием и отправляю, и получаю
  •   Отправляю сам(а), но не люблю получать
  •   Спокойно слушаю, но не отправляю
  •   Не хочу ни отправлять, ни получать
4106 голосов

Показано 20 последних публикаций.