ВЫПУСК №215
1. Нас часто спрашивают, что ожидать после выборов от рубля, от цен на товары или от ставок. За последние 15-20 лет заметного изменения тренда до и после выборов не наблюдается. Либо изменения обусловлены локальными факторами – ухудшением внешнего фона или геополитикой.
ЭО: Скорее никто не сомневается, что выборы не влияют на экономику. Такая ситуация не признак стабильности, как может показаться, а подтверждение политики «параллелизма» (тактические действия в политике и экономике не влияют друг на друга).
2. Рост внутреннего туризма на фоне пандемии помог восстановиться после коронакризиса речным круизам. По итогам летнего сезона оборот рынка оказался выше 2019 года минимум на 4,5% и достиг почти 4,5 млрд рублей. Средний чек путешествия за два года неплохо подрос – почти на 20%. Компании поднимали цены не только из-за выросшего спроса: издержки отрасли заметно увеличились, а на рынок вышли игроки, которые раньше работали с иностранными туристами – у них выше и уровень сервиса, и средний чек.
3. Под влиянием восстановления рынка после пандемии средняя цена автомобильной грузоперевозки в 2021 году выросла на 20%. На ряде ключевых направлений, в том числе соединяющих Москву с Петербургом, Екатеринбургом и Краснодарским краем, цены увеличились на 50–100%.
Причина — дефицит транспорта, вызванный множеством факторов, в том числе нехваткой водителей, подорожанием запчастей и обелением рынка. С этими выводами согласны и другие аналитики, отмечающие рост рынка на 30% с пика локдауна и на 15% за последний год.
ЭО: Это позитивная новость, так как этот рынок требует инвестиций для перехода на новый современный уровень грузоперевозок.
4. Расходы на ремонт автомобилей в рамках ОСАГО теперь рассчитываются по новой методике Банка России. Размер компенсации за поврежденное транспортное средство страховщики будут определять на основании новых региональных справочников цен на запчасти, материалы и нормо-часы, которые будут обновляться раз в три месяца. Одновременно с этим ЦБ исключил ранее существовавшую возможность учета стоимости дешевых б/у запчастей. Это приведет к увеличению размера компенсационных выплат, а также сделает ремонт более качественным.
5. Российский зерновой союз сообщил о снижении урожайности.
Сейчас урожайность зерновых и зернобобовых культур среднем меньше уровня прошлого года на 9,6% - в прошлом году она была 29,3 центнера с гектара, а в этом - 26,5. Урожайность пшеницы в 2021 году меньше показателей прошлого года на 7,7%. Причина низкой урожайности - засушливая погода.
ЭО: На ценах сказаться не должно
6. Девять из десяти зарегистрированных машин в РФ - частные. Предприятиям принадлежат автобусы, значительная часть грузовиков и небольшая часть LCV.
Из 59,2 млн автомобилей на долю юрлиц приходится 5,7 млн (9,7%, «Автостат»).
Основная часть — это общественный транспорт, 289 тыс. автобусов (70,6% всех автобусов).
Чуть больше половины грузовиков также оформлены на юрлиц - 1,92 млн.
В сегменте LCV на компании оформлены около четверти - 1,03 млн.
Легковых автомобилей в корпоративных парках 1,85 млн (4,1% легковушек).
Странно, что на юрлиц оформлена еще и часть мотоциклов. Их всего 37 тыс. (1,6%).
7. Кафе и рестораны будут освобождены от уплаты НДС
Так, согласно закону, с 01. 01. 2022 от налогообложения освобождается оказание услуг общественного питания в ресторанах, кафе, барах, предприятиях быстрого обслуживания, буфетах, кафетериях, столовых, закусочных, отделах кулинарии, включая выездное обслуживание.
ЭО: Мера интересная, но она не приведёт к снижению среднего чека. Обороты кафе и ресторанов уже восстановились и если размер чека не уменьшится, то мы можем лишь ожидать открытия новых точек взамен утерянных при пандемии.
8. Банковская отрасль уступает по уровню цифровизации другим отраслям российского рынка - DIY-ретейлу, частным клиникам и девелопменту жилой недвижимости. Отставание банкинга связано с тем, что среди 100 ведущих представителей отрасли только 40-50% игроков инвестируют в развитие цифровых компетенций.
1. Нас часто спрашивают, что ожидать после выборов от рубля, от цен на товары или от ставок. За последние 15-20 лет заметного изменения тренда до и после выборов не наблюдается. Либо изменения обусловлены локальными факторами – ухудшением внешнего фона или геополитикой.
ЭО: Скорее никто не сомневается, что выборы не влияют на экономику. Такая ситуация не признак стабильности, как может показаться, а подтверждение политики «параллелизма» (тактические действия в политике и экономике не влияют друг на друга).
2. Рост внутреннего туризма на фоне пандемии помог восстановиться после коронакризиса речным круизам. По итогам летнего сезона оборот рынка оказался выше 2019 года минимум на 4,5% и достиг почти 4,5 млрд рублей. Средний чек путешествия за два года неплохо подрос – почти на 20%. Компании поднимали цены не только из-за выросшего спроса: издержки отрасли заметно увеличились, а на рынок вышли игроки, которые раньше работали с иностранными туристами – у них выше и уровень сервиса, и средний чек.
3. Под влиянием восстановления рынка после пандемии средняя цена автомобильной грузоперевозки в 2021 году выросла на 20%. На ряде ключевых направлений, в том числе соединяющих Москву с Петербургом, Екатеринбургом и Краснодарским краем, цены увеличились на 50–100%.
Причина — дефицит транспорта, вызванный множеством факторов, в том числе нехваткой водителей, подорожанием запчастей и обелением рынка. С этими выводами согласны и другие аналитики, отмечающие рост рынка на 30% с пика локдауна и на 15% за последний год.
ЭО: Это позитивная новость, так как этот рынок требует инвестиций для перехода на новый современный уровень грузоперевозок.
4. Расходы на ремонт автомобилей в рамках ОСАГО теперь рассчитываются по новой методике Банка России. Размер компенсации за поврежденное транспортное средство страховщики будут определять на основании новых региональных справочников цен на запчасти, материалы и нормо-часы, которые будут обновляться раз в три месяца. Одновременно с этим ЦБ исключил ранее существовавшую возможность учета стоимости дешевых б/у запчастей. Это приведет к увеличению размера компенсационных выплат, а также сделает ремонт более качественным.
5. Российский зерновой союз сообщил о снижении урожайности.
Сейчас урожайность зерновых и зернобобовых культур среднем меньше уровня прошлого года на 9,6% - в прошлом году она была 29,3 центнера с гектара, а в этом - 26,5. Урожайность пшеницы в 2021 году меньше показателей прошлого года на 7,7%. Причина низкой урожайности - засушливая погода.
ЭО: На ценах сказаться не должно
6. Девять из десяти зарегистрированных машин в РФ - частные. Предприятиям принадлежат автобусы, значительная часть грузовиков и небольшая часть LCV.
Из 59,2 млн автомобилей на долю юрлиц приходится 5,7 млн (9,7%, «Автостат»).
Основная часть — это общественный транспорт, 289 тыс. автобусов (70,6% всех автобусов).
Чуть больше половины грузовиков также оформлены на юрлиц - 1,92 млн.
В сегменте LCV на компании оформлены около четверти - 1,03 млн.
Легковых автомобилей в корпоративных парках 1,85 млн (4,1% легковушек).
Странно, что на юрлиц оформлена еще и часть мотоциклов. Их всего 37 тыс. (1,6%).
7. Кафе и рестораны будут освобождены от уплаты НДС
Так, согласно закону, с 01. 01. 2022 от налогообложения освобождается оказание услуг общественного питания в ресторанах, кафе, барах, предприятиях быстрого обслуживания, буфетах, кафетериях, столовых, закусочных, отделах кулинарии, включая выездное обслуживание.
ЭО: Мера интересная, но она не приведёт к снижению среднего чека. Обороты кафе и ресторанов уже восстановились и если размер чека не уменьшится, то мы можем лишь ожидать открытия новых точек взамен утерянных при пандемии.
8. Банковская отрасль уступает по уровню цифровизации другим отраслям российского рынка - DIY-ретейлу, частным клиникам и девелопменту жилой недвижимости. Отставание банкинга связано с тем, что среди 100 ведущих представителей отрасли только 40-50% игроков инвестируют в развитие цифровых компетенций.