Репост из: Здесь пишет Митрофанов
Продолжаю серию постов по фильму Орсона Уэллса «Процесс» (1962). Кинокартина начинается и фактически заканчивается притчей Франца Кафки «Врата закона». Совсем небольшая история (она уместилась в главу «В соборе») про некоего поселянина, который пришел к Закону за разрешением своего дела, но в итоге так и не смог — или не захотел — пройти привратника. Сама же история является аллегорией, а также художественной выжимкой, расширяющей горизонты всего сюжета фильма. Толкование короткой притчи можно найти на различных сайтах; за столько лет ее разобрали вдоль и поперек, но сегодня я бы хотел кратко рассказать о том, кто именно занимался ее визуальным воплощением, так как данный факт в нашей стране известен далеко не всем.
Для создания анимации применялась достаточно редкая техника «игольчатого экрана», разработанная в 1930-х в Париже художником, книжным иллюстратором, аниматором, а также русским эмигрантом Александром Алексеевым. Суть метода в том, что используется небольшая пластина из мягкого материала, пронизанная тысячами иголок на разную глубину. Экран высвечивался боковым светом и в зависимости от погружения игл возникали образы, будто нарисованные углем, которые потом фотографируются и кадр по кадру монтируются в фильм.
Работы Алексеева сюрреалистичны и очень похожи на экспрессионистский стиль в фотографии и кино. Именно такой подход и таинственность образов привлек Орсона Уэллса, который, по его словам, использовал анимацию, чтобы создать «логику сна», «ощущение тайны» и «лабиринта, из которого нет выхода». Кроме того, Алексеев создавал свои работы, используя черно-белую палитру, что идеально легло на общий стиль фильма, при этом придав работе свою индивидуальную черту, что в итоге принесло художнику мировую славу.
Предлагаю ознакомиться с программой «Черные дыры. Белые пятна – Игольчатый экран Алексеева» от канала «Россия-Культура». Если данная тема будет интересна, то в будущем разберу более детально биографию Алексеева Александра Александровича.
Для создания анимации применялась достаточно редкая техника «игольчатого экрана», разработанная в 1930-х в Париже художником, книжным иллюстратором, аниматором, а также русским эмигрантом Александром Алексеевым. Суть метода в том, что используется небольшая пластина из мягкого материала, пронизанная тысячами иголок на разную глубину. Экран высвечивался боковым светом и в зависимости от погружения игл возникали образы, будто нарисованные углем, которые потом фотографируются и кадр по кадру монтируются в фильм.
Работы Алексеева сюрреалистичны и очень похожи на экспрессионистский стиль в фотографии и кино. Именно такой подход и таинственность образов привлек Орсона Уэллса, который, по его словам, использовал анимацию, чтобы создать «логику сна», «ощущение тайны» и «лабиринта, из которого нет выхода». Кроме того, Алексеев создавал свои работы, используя черно-белую палитру, что идеально легло на общий стиль фильма, при этом придав работе свою индивидуальную черту, что в итоге принесло художнику мировую славу.
Предлагаю ознакомиться с программой «Черные дыры. Белые пятна – Игольчатый экран Алексеева» от канала «Россия-Культура». Если данная тема будет интересна, то в будущем разберу более детально биографию Алексеева Александра Александровича.