Фёдор Конюхов


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Путешествия


Путешественник. Яхтенный капитан. Пилот свободного аэростата. Совершил четыре кругосветных плавания на яхтах. Первый в мире человек, который достиг пяти полюсов нашей планеты. Подробнее https://konyukhov.ru/biography/
https://vk.com/fedor_konyuhov

Зарегистрирован в РКН
Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Путешествия
Статистика
Фильтр публикаций


22 марта 2025 г.

Последние двое суток оказались рекордными в плане продвижения по курсу на восток.

Два дня лодка «АКРОС» проходила по 60 миль в сутки. Таких скоростей не было с момента старта (5 декабря 2024).

Все благоприятствовало стремительному рывку на восток. Индийский океан, после многодневных разнонаправленных штормов, постепенно успокоился, стабилизировался и все факторы: попутная волна, ветер (западный) и течение начали работать в одном направлении. Особенно Фёдор отмечает тягу течения – 1.5 узла (почти 3 км в час). Разговариваю с вами по телефону, а по GPS скорость 1.5 узла.

С веслами не приходится бороться. Одно удовольствие быть на палубе.
Гребля в океане, кардинально отличается от гребли на гладкой воде. В океане, при волне от 1 метра левое и правое весло получает разное сопротивление и нагрузку. Лодка качается и в моменте, когда у тебя правое весло в воде, под нагрузкой, левое может выскочить из воды и получается холостой гребок. Есть опасность растяжения мышц и даже (такое было в гонка через Атлантику) разрыв связок.

Поэтому гребля в океане — это позиционирование весел, контроль положения тела, прогнозирование куда качнется лодка и мониторинг волн.

Прошедшие два дня доставили Фёдору удовольствие. Океан был ровным и спокойным, на палубе тепло и солнечная погода. Сегодня с утра уже моросящий дождик. Форточка идеального погодного окна захлопнулась.

Пользуясь случаем, Фёдор поинтересовался, как в этом году прошла гонка на собачьих упряжках IDITAROD. Каждый март – из Анкориджа в сторону Нома стартует самая массовая гонка на собачьих упряжках.

Обычно 60-80 упряжек бегут - 1 800 км через Аляскинский перевал, по реке Юкон и финальный отрезок вдоль Берингова моря с финишем в Номе.

На старте в каждой упряжке 16 собак. В 2000 году, когда участвовал Фёдор Конюхов на старт вышла 81 упряжка – 1 296 собак на центральной улице Анкориджа…

Фёдор Конюхов в 2000 году добрался до финиша за 15 дней 5 часов и 44 минуты. https://iditarod.com/race/mushers/937-Fedor-Konyukhov/

Статистика участия россиян в IDITAROD:
1991 год — Николай Эттыне пришел 36-м с результатом 17 дней 10 часов 53 минуты. Александр Резнюк пришёл 37-м и затратил на прохождение трассы 17 дней 11 часов 54 минуты.
1995 год — Николай Эттыне пришёл 43-м, затратив на весь маршрут 14 дней 15 часов 45 минут.
2000 год — Федор Конюхов пришёл 68-м с результатом 15 дней 5 часов 44 минуты.
2002 год — Николай Эттыне пришёл 45-м, уложившись в 13 дней 8 часов 18 минут.
2013 год — Михаил Тельпин, пришел 58-м с результатом 12 дней 19 часов 27 минут.

11.9k 0 86 43 1.1k

20 марта.

105 дней в океане.
 
Сегодня был продолжительный сеанс связи с Фёдором Конюховым. Погода благоприятствовала. Много солнца, солнечные модули работают на полную мощность.

Фёдор Конюхов:
«Сегодня, пожалуй лучшая погода с момента старта. Океан ровный и спокойный, яркое солнце. На небе легкие облака. Смог даже высушить сапоги! Я уже забыл, что океан может так выглядеть.

Еще вчера погода начала налаживаться, а ночью увидел стареющую Луну и миллиарды звёзд. Абсолютно чистое небо. Луна вышла и океан заблестел золотыми чешуйками.
И весь день сегодня держится среднеземноморская погода.

Прохожу в 300 милях к северу от островов Крозе.

Это моё шестое пересечение Южного Индийского океана, пять раз на парусных яхтах, но первый раз на весельной лодке. В 2016 еще пресечение на воздушном шаре МОРТОН.   

Смотрю на небо и благодарю Бога, что позволил мне сейчас быть в этом океане и пройти его столько раз за свою жизнь.  

Пользуясь хорошей погодой, решил накачать воды с помощью опреснителя. Попытался запустить прибор, лампочки мигают, но система не запускается. Пришлось взять отвертку и снимать защитный кожух. Нашел окислившиеся контакты. Медная проводка рассыпалась в труху. Хорошо, был запас по длине проводов, зачистил и подсоединил, гнезда поражены коррозией, весь узел с элементами коррозии и насколько его хватит не знаю. Опреснитель, в итоге, заработал. По крайне мере знаю, где проблема и буду мониторить.

Вчера поднялся на широту 40 градусов 30 минут юга, так высоко на север я еще не понимался. Конечно, теплее, но чем выше, тем больше шансов получить встречный ветер, мне сейчас оптимальной идти в коридоре 41 – 43 градуса южной широты".

Координаты 40’55 южной широты и 51’45 восточной долготы.

Карта маршрута https://www.iridium360.ru/guest/journey/cc965788

Скриншоты предоставлены членом экспедиционного штаба – Александром Банарём.
 

16.5k 2 246 96 1.9k

102 дня в океане.

Фёдор Конюхов начинает перекрывать даты своих самых длительных походов в океанах на вёсельных лодках и на яхтах. Первая знаковая дата - 102 дня в Южном океане.

В 2008 году за 102 дня Фёдор Конюхов совершил одиночное плавание вокруг Антарктиды (Antarctica Cup) на макси-яхте «Алые Паруса».

Стартовав в январе 2008 из порта Олбани, штат Западная Австралия, Фёдор совершил одиночное плавание вокруг Антарктиды проведя более трех месяцев в «ревущих сороковых» и «неистовых пятидесятых широтах».

Австралийский оргкомитет проекта установил узкий коридор входа в зону 40-х широт (после старта в Олбани) и по правилам яхта не должна выходить за пределы 40 градуса (подниматься севернее 40 градуса ю.ш.) на всем маршруте вне зависимости от погодных условий. В том походе Фёдору приходилось прижиматься к Антарктиде, чтобы уйти от мощных циклонов.

Рекорд был зафиксирован Всемирным Советом по Регистрации Рекордов под Парусом (WSSRC) и Книгой Мировых Рекордов (GWR) https://www.guinnessworldrecords.com/world-records/536560-first-solo-circumnavigation-of-antarctica-in-a-sailboat

Кстати, австралийский оргкомитет назвал в честь Фёдора Конюхова 12 сектор в Южной Атлантике – KONYUKHOV.

Также вручён хрустальный Кубок – Antarctica Cup Trophy.

Тогда 102 дня на огромной яхте казались океанским марафоном, а в текущем переходе на весельной лодке - 102 дня это чуть больше половины предполагаемого времени в океане.

Габариты лодок разные: Длина яхты «Алые Паруса» 25 метров и длина гика на яхте 11 метров – гик больше, чем вся лодка «АКРОС»!

На очереди рекорд пребывания в океане на вёсельной лодке - 154 дня. Столько времени потребовалось Фёдору Конюхову, чтобы пройти от Новой Зеландии до мыса Горн (Южная Америка) в 2019 году на весельной лодке «АКРОС».

Информация от Фёдора Конюхова. «Погода пару дней благоприятствовала. Удалось неплохо пройти по курсу. Приближаюсь к 50 градусу восточной долготы, а середина Индийского океана примерно на 70 градусе в.д. Рад, что смог набрать севера и прохожу острова Крозе на большом расстоянии, сейчас они у меня на юге в 270 градусах. Все хорошо».

Координаты лодки «АКРОС» 41’20 южной широты и 48’55 восточной долготы.

23.2k 3 112 69 1.5k

15 марта 2025
Сегодня ровно 100 дней как Фёдор Конюхов совершает уникальный одиночный переход на весельной лодке «АКРОС» через Южный океан от Южной Америки до Австралии. Этот маршрут ранее никто не проходил.

Чтобы достичь берегов Западной Австралии Фёдору Конюхову предстоит пересечь Южную Атлантику и Южный Индийский океан. Без заходов в порты, без сопровождения, два океана за один сезон, 180 градусов по долготе (половина Земного шара). Ориентировочно 200 дней в пути.

Стартовав 5 декабря 2024 года из пролива Дрейка (Южная Америка), Федор Конюхов за 68 дней достиг долготы мыса Игольный (Южная Африка) и тем самым впервые пересек Южную Атлантику, установив мировой рекорд – первопрохождение этого маршрута на весельной лодке. 

Свой день рождения - 73 года - он также встретил в Южной Атлантике (12 декабря).

6 февраля на границе Южной Атлантики и Индийского океана состоялась историческая встреча научно-исследовательского судна «Академик Фёдоров» и лодки «АКРОС». Подробнее здесь https://konyukhov.ru/vstrecha-dvuh-legend/

С самого начала Фёдор Конюхов не планировал останавливаться в порту Южной Африки, это очень сложно сделать – подойти на вёслах к побережью ЮАР из-за штормовой погоды и мощных океанских течений в этом регионе, а также оживлённого трафика судов (сотни судов в день огибают мыс Доброй Надежды). Маршрут проложен до берегов Западной Австралии.

100 дней – можно подвести промежуточные итоги.

Южная Атлантика оказалась гостеприимней Индийского океана. Если сравнивать скорость продвижения лодки «АКРОС» по курсу, то в Атлантике она почти в два раза выше, чем в Индийском океане.

Ряд факторов: погода - с момента страта в Атлантике полтора месяца без разрушительных штормов, лодка свежевыкрашенная, сейчас же по сообщениям Фёдора, лодка сильно обросла, особенно в кормовой части, туда не добраться щетками, это замедляет движение.

В Южном Индийском океане, в феврале было два шторма свыше 10 баллов, в результате, многочисленные перевороты лодки, повреждение систем связи и навигации.

Также в Индийском океане много встречного ветра, больше недели потери в продвижении на восток из-за встречного ветра, когда лодку уносит назад.

Статистика: 11 февраля лодка пересекала долготу мыса Игольный (ЮАР) – 20 градус восточной долготы, а сегодня 15 марта лодка находится на 46 градусе в.д. Всего 26 градусов на восток за 33 суток…

Таким образом, если в Южной Атлантике суточные переходы были стабильно больше 1 градуса, то в Южном Индийском океане – стабильно меньше 1 градуса.

На сегодняшний день в активе у Фёдора Конюхова:

2002 год. Пересечение Атлантического океана с востока на запад от о. Ла Гомера (Канарские острова) до о. Барбадос. Лодка «УРАЛАЗ». Время в пути 46 дней.

2025 год. Пересечение Атлантического океана с запада на восток от пролива Дрейка до долготы мыса Игольный (Южная Африка). Лодка «АКРОС». Время в пути 68 дней, поход продолжается.

2014 год. Пересечение Тихого океана с востока на запад от Южной Америки, Чили до Австралии (Мулулаба, к северу от Брисбена). Лодка «ТУРГОЯК». Время в пути 160 дней.

2019 год. Пересечение Тихого океана с запада на восток от Новой Зеландии (порт Данидин) до мыса Горн. Лодка «АКРОС». Время в пути 154 дня.

Итого: 46 + 160 + 154 + 100 = 460 дней в океанах на весельных лодках: УРАЛАЗ, ТУРГОЯК и АКРОС.

До предполагаемого места финиша в Западной Австралии 3 270 миль (6 100 км).
15 марта 2025. Координаты лодки 43’08 южной широты и 46’05 восточной долготы 

Карта маршрута https://www.iridium360.ru/guest/journey/cc965788

39.1k 16 751 119 1.7k

12 марта 2025 г.

Если посмотреть на трек маршрута Фёдора Конюхова в марте – погода неблагоприятная и не позволяет уверенно продвигаться по курсу.

Лодка «АКРОС» наматывает лишние километры и медленно движется в сторону Австралии.

Если сравнивать с участком маршрута в Южной Атлантике (декабрь-январь), там были протяженные отрезки ровной линии маршрута. В Индийском океане лодка движется зигзагами и петлями.

Сегодня был звонок от Фёдора Конюхова по спутниковому телефону.

«Погода штормовая, на юге, на 50 градусе бушует шторм и хотя в моём районе ветер не превышает 30 узлов (50 км в час) с юга идёт большая волна под пять метров.

Ситуация пограничная, если ветер усилится, появятся мощные пенистые гребни на вершине этих волн, и они разрушительно воздействуют на лодку, но таких ветровых гребней пока нет, только высокая и крутая волна.

Пик штормовой погоды сегодня, затем на пару дней затихнет.

Лодка устала, и я устал. Сказывается почти 100 дней в таких сложных условиях».

По плану у Фёдора пройти с севера острова Крозе. Там как раз активно работает рыболовецкий флот и нужно быть внимательным.

Маршрут лодки «АКРОС» https://www.iridium360.ru/guest/journey/cc965788

24.6k 4 137 88 1.5k

8 марта. Погода в Индийском океане позволяет пообщаться по видео связи с Фёдором. Получили от него видео сообщение. Первая рыба за 90 + дней в океане. 90 дней на сублимированных продуктах... Снято 6 марта.

41.1k 8 697 147 2.6k

7 марта 2025
 
Ночь в Индийском океане прошла неспокойно. С запада догонял сухогруз «EMERALD DINGHAI» (MMSI 636021288) курсом на Джакарту (Индонезия) и на рассвете разошёлся с лодкой «АКРОС» в 10 милях.

Все прошло штатно без происшествий, но пересечение курсов в океане с другими судами, всегда напряженный момент для Фёдора. А если на судне не заметят лодку. В океанской гребле есть истории, когда коммерческие суда или рыбацкие суда переезжали (сталкивались) с весельными лодками.  

В этот раз радио контакта не было, но миль за двадцать судно изменило курс на 10 градусов и прошло на безопасном расстоянии.

После расхождения с судном, Фёдор позвонил в штаб. Сообщил, что ночью в районе гремели грозы и сверкали молнии. Да и метеосводки подтверждают высокую активность грозовых фронтов.

Особенно сильной она будет 10-11 марта (скриншот погоды). Эти погодные системы спускаются на юг от берегов Африки. В регионе много дождя, а теперь ещё и молнии. Фёдор отметил, что в открытом океане разряды вспыхивают в разные стороны. Давно не слышал раскатов грома. Из плюсов – дождь смывает соль с солнечных модулей.

Пересек 40 градус восточной долготы. До середины Индийского океана осталось еще 20 градусов по прямой (60 гр. восточной долготы).

Благополучно миновал острова Принца-Эдуарда. Впереди по курсу архипелаг из 6 островов - Крозе (Франция).

Согласно Википедии: «Архипелаг Крозе состоит из шести вулканических островов. Климат влажный и ветреный. Количество осадков составляет около 2000 миллиметров в год, преимущественно в виде дождя. Более 100 дней в году среднедневная скорость ветра превышает 100 км/ч.  Среднемесячные температуры — от +2 °С до +11 °C».
На островах обитает большая популяция золотоволосых и королевских пингвинов. Кроме пингвинов на острове обитают тюлени, а из морских птиц наиболее распространены буревестники и альбатросы.
Архипелаг Крозе с 1938 года объявлен заповедником. Воды вокруг острова контролируются французскими военными и Гринписом.

Фёдор наблюдает большое количество альбатросов в небе. Чувствуется близость островов. Настроение бодрое. Интересовался новостями на Большой земле.

Координаты лодки АКРОС: 44’01 южной широты и 40’00 восточной долготы.
 
 Карта маршрута: https://www.iridium360.ru/guest/journey/cc965788

21.8k 1 85 43 1.3k

5 марта 2025 г.
Три месяца в океане!

Очередная веха, очередной рубеж в исторической экспедиции Фёдора Конюхова на весельной лодке «АКРОС» вокруг света в Южном океане.

Стартовав 5 декабря 2024 года в проливе Дрейка, Фёдор за 67 дней пересек Южную Атлантику (от пролива Дрейка до долготы мыса Игольный, Южная Африка) и стал первым человеком в истории, кто смог пройти этот маршрут на весельной лодке.

Установив мировой рекорд (пересечение Южной Атлантики на вёсельной лодке), Фёдор продолжил свой путь в направлении Австралии через Индийский океан.
2-3 февраля и 15-17 февраля лодка прошла через критические испытания, два шторма в 9-10 баллов и волны в 8 метров многократно переворачивали лодку.

Повреждены почти все антенны на палубе, кроме АИС (AIS) и радиостанции VHF. Сломано одно весло (на борту 2 комплекта запасных вёсел).

Фёдор сейчас звонит по ручному спутниковому телефону Iridium и пересылает смс-сообщения через терминал Iridium Go, но без внешних антенн. Это означает, что терминалы необходимо вынести на палубу (на открытый участок), чтобы они могли установить связь со спутниками. Сеанс связи можно провести в относительно хорошую погоду, когда лодку не заливает волнами. В этой связи объем информации с борта сократился до минимальных данных: погода, координаты, самочувствие. Если раньше Фёдор нам рассказывал о своих переживаниях, ощущениях и наблюдениях за жизнью в океане, то в условиях ограниченных возможностей связи это все минимизировалось. Фёдор Конюхов всегда ведет путевой дневник, будем читать его наблюдения в книге, по завершению экспедиции.

Этой ночью лодка «АКРОС» пересекла долготу Москвы (37’36 восточной долготы) и Фёдор перевёл судовое время на московское время (до этого жил по Гринвичу).

До побережья Западной Австралии (предполагаемого места финиша) осталось 3 600 морских миль. Если бы речь шла о классическом маршруте в Атлантике, то можно рассчитывать еще на 50+ дней в пути. Но в Южном Индийском океане погода крайне нестабильна, либо циклоны (шторма), либо встречные ветры – как это было последние 5 дней (всю первую неделю марта), и вместо того, чтобы продвигаться на восток по прямой, Фёдор рисовал петли в океане.

Если спрямить (вытянуть) эти две петли, то лодка «АКРОС» оказалась бы на 250 км восточнее (ближе к финишу). Поэтому рассчитать время прибытия в Австралию в текущих обстоятельствах невозможно. Сам Фёдор сказал, что рассматривает еще 90 дней. Конец мая, начало июня. Это уже поздняя осень и даже начало зимы в Южном полушарии. Подход к берегу будет сложным.

Также Фёдор сообщил, что лодка начинает обрастать морскими водорослями, это тоже замедлит ход.

Тем не менее, во время короткого сеанса связи, Фёдор звучал бодро и шутил. Интересовался делами на берегу, чем живет команда, как дела в деревне Фёдора Конюхова в Тульской области. В завершении сказал: «Я-то выдержу, главное, чтобы лодка выдержала».
Карта маршрута: https://www.iridium360.ru/guest/journey/cc965788

28.8k 5 267 78 1.5k

Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
Лодка «АКРОС» находится в западном секторе антициклона, и поэтому у Фёдора сейчас северо-восточный ветер, ровно с того направления, куда ему необходимо двигаться!  

Также требует внимания небольшой, но интенсивный циклон к югу от Мадагаскара, он с каждым днем набирает обороты и может пойти на юг на перехват лодки «АКРОС».

По прогнозу встречный ветер продержится в регионе до 5 марта.

25.4k 0 44 33 922

Новости из Индийского океана

Первую неделю марта можно охарактеризовать так: «обстановка напряженная».  

Лодка «АКРОС» находится в западном секторе антициклона, и поэтому у Фёдора сейчас северо-восточный ветер, ровно с того направления, куда ему необходимо двигаться!  

Все три мартовских дня Фёдор Конюхов пытается пробиваться против встречного ветра. Пока с переменным успехом.

Спутниковый трекер IridiumRock Star выдает очередную «петлю Конюхова».
https://www.iridium360.ru/guest/journey/cc965788
Скорее всего будет три витка. Здесь, на карте, можно наблюдать траекторию движения лодки. За трое суток Фёдор уже дважды пересёк свой курс, т.е. сделал оборот в 360 градусов. Это еще раз свидетельствует, насколько весельная лодка зависит от направления ветра, волны и течения.

Те из вас, кто в 2019 году следил за переходом Фёдора Конюхова через Южный Тихий океан от Новой Зеландии к мысу Горн, помнят как неделю Фёдор не мог продвинуться на восток. Тогда, в феврале 2019 года, Фёдор более 6 суток «топтался» в одном районе, уходил вперед, затем ветром его сносило назад. Он тогда написал в дневнике – «6 суток, выброшенных на ветер» (на встречный ветер). https://konyukhov.ru/den-79-zamykaya-krug/

В этот раз мы также увидим очередное противостояние человека и океана и как океан испытывает терпение гребца. В дневниках Фёдор писал как психологически невероятно тяжело смиряться с тем, что ты не двигаешься по курсу, наблюдать на карте как тебя уносит обратно в те же координаты, где ты был три дня назад.

Также требует внимания небольшой, но интенсивный циклон к югу от Мадагаскара, он с каждым днем набирает обороты и может пойти на юг на перехват лодки «АКРОС».

Когда мы планировали этот маршрут, расчет был сделан на преобладающие западные ветры (westerlies), которые в свою очередь формируют направление волны W to E. Да, западные ветры формируются циклонами, но даже в штормовой погоде лодка двигалась на восток, в сторону Австралии.
Однако, чем выше на север (в тепло), тем больше шансов попасть в поток встречного ветра, что мы и наблюдаем последние три дня. Чем ближе Фёдор будет подходить к Австралии, тем регулярнее у него будут возникать периоды встречного (восточного) ветра. А еще добавьте к этому наступающую осень в Южном океане.

По прогнозу встречный ветер продержится в регионе до 5 марта, и чтобы совсем не уходить назад, на запад, Фёдор вынужден спускаться на юг, в сторону островов Принца-Эдуарда.

Тем временем, с запада на перерез курсу лодки «АКРОС» двигаются два сухогруза с интервалом в 12 часов хода друг от друга. Первый – сухогруз «MASTRO NIKOS» идет на Сингапур, второй - сухогруз «KYPROS BRAVERY» курсом на Тайвань. Оба судна под флагом Кипра.

Ближайшие дни будут напряженными и для Фёдора Конюхова в океане и для команды на берегу.

18.7k 1 104 32 950


Показано 11 последних публикаций.