К слову о недавних событиях...
История Нотр-Дам-де-Пари начинается в далёкие античные времена, когда на том месте Парижа, где сейчас стоит собор Парижской Богоматери находился галло-римский храм, посвящённый богу Юпитеру. С усилением влияния христианства античный языческий храм уступил место базилике.
В 1163 году по воле епископа Мориса де Сулли на этом месте было начато строительство Собора Парижской Богоматери. Сначала были построены хоры, а затем, между 1180 и 1245 годами, были добавлены главный фасад и башни, пристроенные по инициативе епископа Эда де Сулли. Под руководством архитектора Жана из Шелл были возведены капеллы в нефах и в хорах.
Около 1250 года по проекту того же Жана из Шелл построили фасад северного крыла трансепта, а восемь лет спустя началось строительство фасада южного крыла, спроектированного Пьером из Монтрёйля. Строительные работы закончились в 1345 году.
Трансепт - поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом.
В соборе Нотр-Дам крестоносцы возносили благодатные молитвы перед походами за гробом господним, в этих стенах впервые собрался парламент Франции. В 1422 году в соборе венчались Франциск II и Мария Стюарт, а 150 лет спустя - Генрих Наваррский и Маргарита де Валуа. Богатые парижане были уверены в безопасности этого места и несли хранить сюда свои ценности.
Когда во Франции королём был Людовик XIV, Собор Нотр-Дам-де-Пари начал терять свою значимость и влиятельность, гробницы в стенах храма были разграблены а великолепные витражи в розах разбиты и уничтожены.
Ещё более усугубила положение Собора накатившаяся Французская революция. В планах лидера якобинского движения Робеспьера значилось полное уничтожение собора. Но жители Парижа не хотели лишиться своего великолепного храма и собрали откупные.
Сам Собор был спасён, но скульптурам иудейских царей на фасадах были срублены головы да уникальные колокола и надгробия переплавили на пушки и пули. Разграблению подверглись великие сокровища храма а в стенах великого сооружения был организован винный склад.
Приход к власти Наполеона I вернул к жизни уже порядком обветшалое и разрушающее здание Парижского собора. Наполеон выбрал этот храм для своей коронации как императора, облезлые стены задрапировали и помпезно украсили для величественной церемонии.
Время, небрежность людей, войны и попытки грабежей причинили зданию собора значительные повреждения, и в 1844 году под руководством Э.Э. Виолле-ле-Дюка были начаты восстановительные работы, завершившиеся в 1864 году.
Виктор Гюго сюжетом своего популярного романа "Собор Парижской Богоматери", в котором он детально описывал плачевное состояние здания, вернул интерес общественности к великому храму Парижа. Он много хлопотал по поводу возрождения Нотр-Дам-де-Пари и это принесло плоды - в 20-х годах XIX столетия началась долгожданная реставрация собора Парижской Богоматери.
Виктор Гюго (1802-1885), как и многие другие писатели-романисты, с благоговением относился к готической архитектуре, всерьёз считая, что вздымающиеся ввысь нефы великих соборов служат лучшим пристанищем для "измученных душ".
Архитектор Виолл-ле-Дюк, которому поручили реставрировать собор, произвёл объёмные и очень тщательные работы по восстановлению здания, многие специалисты сошлись во мнении что архитектор переусердствовал и реставрацию можно смело назвать новоделом.
Утраченные статуи на фасадах восстановили, а оригиналы разместили в Национальный музей Средневековья Франции, к строению добавили шпиль, но самым ярким и спорным в реставрации стали скульптуры горгулий, которыми украсили водосливные трубы.