Netflix делает все, чтобы в реальной жизни не было никакого смысла. Зачем жить в этом некрасивом, больном мире, где все перевернуто с ног на голову, и обратно и ещё два кувырка, когда можно убежать в мир кино. Там тоже все того, но талантливо и красиво. А, главное, понарошку. Сначала я посмотрела залпом охренительный «Олененок», а теперь «Рипли» с нашим любимым котеночком Эндрю Скоттом.
«Талантливый мистер Рипли» один из моих любимых фильмов юности, экранизация одного из пяти романов Патриции Хайсмит о мошеннике и убийце Томасе Рипли. Я читала, по-моему, два из них. Казалось, лучше снять нельзя. Классика. Оказалось, можно. Оказалось, классика это ванильное мороженое с карамельным сиропчиком.
Ты смотришь сериал «Рипли» и что-то смущает. В хорошем смысле. Слишком филигранный сценарий для 2024 года. Все по-хорошему медлительно, плавно, созерцательно, вдумчиво и по-медицински подробно. Много немых сцены минут по 15-20, где в кадре только Скотт. Авангардная и театральная картинка как у Феллини, все эти геометрические планы, итальянская архитектура как отдельный персонаж. Все слишком эстетски. Будто ты смотришь фильм из списка «100 величайших шедевров мирового кино», но он длится 8 часов и в главной роли Марчелло Мастроянни и Энтони Хопкинс с лицом Скотта.
Ты бегло смотришь титры первого эпизода. Потом второго эпизода. Продюсер, автор сценария и режиссер Стивен Заиллян. Ок. Хотя нет, подождите. Стивен Заиллян, это который сценарист «Списка Шиндлера» и «Банд Нью-Йорка»?!?! Ну, нет, не может быть. Гуглим, да, он. Охренеть. Тогда все понятно. Хотя нет, все равно, охренеть.
Эндрю Скотт, мы это все знаем, император притягательных злодеев, с которыми у тебя статус «все сложно». Ты ненавидишь себя, потому что начинаешь ему сопереживать. И ещё хуже, переживать за него. В 15 минутной немой сцене с лодкой, я визжала на весь дом и в конце выдохнула «Ура!». Как и в сцене с лестницей и лифтом. И в сотне других сцен, тут все состоит из сапсенса и валидола. Жизнь мошенника и убийцы показана по секундам, хронометраж позволяет, ты буквально с ним живешь и видишь, как он боится собственной тени и каждого стука в дверь, как манипулирует и крутит всеми, как придумывает каждый шаг.
Эндрю Скотт, да, наверное, новый Хопкинс, глубокая психологическая игра, когда он смотрит на тебя с экрана и ты чувствуешь его руки на твоей шее. «Молчание ягнят» так и не смогла досмотреть из-за этого взгляда Хопкинса. Недавно я была в кино на трансляции спектакля «Дядя Ваня» из национального лондонского театра, Скотт играл там все роли. Один на сцене 2,5 часа, мы в зале боялись моргать и дышать. Зверюга. Не буду опошлять долгими описаниями его актерский гений, вы и без меня в курсе.
Оргазм для глаз, ушей, мозга, сердечка и нервишек. А чтобы совсем сойти с ума, много живописи, Пикассо, Караваджо, а в саундтреке Mina и моя обожаемая итальянская опера. Про Тома Рипли написано пять романов, надеюсь, будет пять сезонов.
Миллиард из десяти.