Превосходство СкрябинаКак-то раз Александр Скрябин поехал башкой и придумал синестетическую* систему ассоциирования тональностей и цветов. Взял семь цветов радуги, пришпандорил их на квинтовый круг, а тональностям, которым цветов не хватило, раздал разные оттенки фиолетового. Так и сочинял музыку, вдохновляясь цветом.
А однажды Рахманинов, Римский-Корсаков и Скрябин даже посрались за синестезию. Скрябин утверждал, что ми бемоль красно-фиолетовый; Римский-Корсаков — что синий. Рахманинов, такой, стоял, слушал, не выдержал — что за хуйню вы оба несете? Цвета, тональности, рили? А Скрябин ему: ты, мистер Рахманинов, на самом деле сам используешь эту систему, да еще и неосознанно. Как еще можно объяснить то, что в твоей опере «Скупой рыцарь» сцена с сундуком золота (желтый!) написана в ре мажоре? Шах и мат, атеисты!
Никаким синестетом Скрябин при этом, кажется, не был. Зато у него была непоколебимая самооценка, вера в собственное превосходство и — в теософию Елены Блаватской.
Вообще в мистицизм композиторы скатываются чаще, чем вы думаете. Придумывают себе какие-то теории, какой-то глубинный смысл. Но мало кто преуспел в этом так же хорошо, как Скрябин. Я выше написала, что как-то раз он поехал башкой, и вы, наверное, подумали, что это мои шуточки-прибауточки, этакая гипербола. А ведь я не шутила! Жил он себе да поживал спокойно, писал коротенькие фортепианные трибьюты Шопену, а потом так — ррррраз! — развелся, женился, начитался Вагнера и начал сочинять «Мистериум» — шедевр, призванный своим исполнением в Гималаях повлечь апокалипсис и исчезновение человеческой расы.
Правда это или не правда, про апокалипсис, нам никогда не узнать, потому что Скрябин откинулся, не закончив «Мистериум». Наверное, оно и к лучшему? Вдруг мы бы и правда вымерли? Поехавший или нет, с охуительными идеями или без, а написать всякого здоровского дерьма Скрябин на своем коротком веку все-таки успел.
Итак, во-первых, конечно, как шопенофаг, я была с первого аккорда влюблена в его двенадцатый «Патетический» этюд из восьмого опуса:
https://youtu.be/KmdGbUzv4SM (в исполнении Евгения «русое афро» Кисина).
А во-вторых, я не знаю, насколько это вообще честно — пичкать вас несколькими произведениями за один пост, но пятую фортепианную сонату пропустить просто стыдно, даже в ущерб сраному «Прометею». 1907 год, новое, модное звучание, скрытые стремления и дерзновения, новые диссонансы и ритмы, втиснутые в древнюю, как Гайдн, форму сонаты.
Вот этот вот ролик пробирает прям ппц, я в конце не смогла не пустить слезу от всплеска эмоций, посмотрите обязательно ВЕДЬ ЭТО ЕБАНОЕ ИСКУССТВО простите:
https://youtu.be/tYJJjT0vpqE———————————
* синестезия — нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведёт к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе. Хроместезия (фонопсия, акустико-цветовая синестезия, «цветной слух») — тип синестезии, при котором слышимые звуки автоматически и непроизвольно вызывают образы цвета.