Газетная пыль


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Познавательное


«Золотой век» русской прессы.
Здесь собраны небылицы, курьезы, объявления, рекламы и заметки из газет и журналов 1880-1910-х

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Статистика
Фильтр публикаций


МИНУТКА СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЭТНОГРАФИИ
«Если мальчик во сне мочится, то чтобы вылечить его от этого, надо слегка бить его по члену горящей метлой».
Мошков В.А. Гагаузы Бендерского уезда // Этнографическое обозрение. 1901. № 4. С. 20

@pylgazet

928 1 43 11 35

РЕЗУЛЬТАТ РЕЗКОГО ПОХУДЕНИЯ
"Наше время", №4, 1903 год
#смехпрадеда

@pylgazet

847 0 10 2 22

НОВАЯ МОДА
Мода мужчин гулять по улицам в хорошую погоду без шляпы перекочевала из Парижа в Петербург. На Невском, на Морской, в Пассаже и других местах попадаются навстречу мужчины без шляпы и притом даже в перчатках. Модники вызывают у интеллигенции улыбку, а у простолюдинов смех и замечания.
«Царицынский вестник», №4364, 1913 года

@pylgazet


НОГИ – НА ПАМЯТЬ
(Человеческий документ)
Школьная учительница при ст. Морозовой, К-чина полюбила местного купца Б. Дело дошло уже почти до свадьбы, но… на горизонте появилась другая девица и, увлеченный ею, любвеобильный купец отказался от первой.
Разбитые надежды привели К-чину к полотну железной дороги. К-чина бросилась под поезд, колесами которого отрезало ей обе ноги: одну выше колена, другую ниже.
Придя в сознание, К-чина попросила отрезанные ноги передать Б. на память.
Получил ли г. Б. этот ужасный свадебный подарок?
«Синий журнал», №1. 1910 год

@pylgazet


МИНУТКА РУССКОЙ ЭТНОГРАФИИ
"Чтобы куры не теряли своих яиц, натирают им задний проход солью".
Балов В.А. Очерки Пешехонья. Верования // Этнографическое обозрение. 1901. № 4. С.106.

@pylgazet


МИНУТКА РУССКОЙ ЭТНОГРАФИИ
Приворотный корень – «кто имеет этот корень, того все люди любят, как мужчины, так и женщины».
Балов А. Народные верования в Пошехонском уезде Ярославской губернии. (Народные поверья, суеверия и предрассудки). Архив РГО, разряд 47, д. 29, С. 32.

@pylgazet


ПРИБАВИЛ!
"Будильник". 1913. №34
#смехпрадеда

@pylgazet


ДЕВОЧКА-СЕРГЕЙ
В селе Двукинском (Забайкальской области) священник крестил девочку одного казака и дал ей впопыхах имя «Сергей». Казак запротестовал.
- Батюшка! Ведь она – девочка. Как же так – вдруг Сергей?
- А что ж, по-твоему, мне перекрещивать ее? Зови пока Харитонией, а там посмотрим…
Так девочка и осталась «Сергеем».
Хоть перероди ее…
«Биржевые ведомости», №281. 1907 год

@pylgazet

2.4k 2 102 2 78

РЕКЛАМЫ НА ИЗВОЗЧИКАХ
Один иностранный предприниматель предложил ежегодно вносить в московскую городскую кассу по 164.000 рублей, если управа разрешит ему украсить спины извозчиков рекламными объявлениями известных фирм.
Костромской листок. 1902. № 125.

@pylgazet


«ЗАГРАНИЧНЫЙ ТОВАР С РУССКИМ ЛАПТЕМ»
Курьезная метаморфоза произошла недавно на одном из петербургских заводов. Немец-пивовар требовал покупки иностранного хмеля для варки пива, говоря, что русский совсем не годится для этого. Владелец послушно исполнил его требования и выписывал втридорога немецкий хмель. Раскупоривая одну из кип, нашли в ней русский лапоть и наш же российский серп! «Уверенность иностранцев, что русские ничего не смыслят в знании этих продуктов, - замечают «Вест. с. х. и пром.», - дошла до того, что отправляемый им за границу наш русский хмель они даже не перепрессовывают, а, сняв русскую рогожу, обшивают в полотно и преспокойно высылают обратно к нам в Россию, под названием иностранного, получая за него в несколько раз дороже, чем он стоит у себя».
Костромской листок. 1900. №77

@pylgazet


МИНУТКА УКРАИНСКОЙ ДЕМОНОЛОГИИ
Кроме упырей, чертей, ведьм, оборотней-вовкулаков и демонов-ночниц на западной окраине Российской Империи осталось смутное предание про особое чудовище - "вову". Но про него почти ничего не рассказывали, да и этнографы не сильно им интересовались.
"Вова - что-то страшное, чем пугают детей" (Кривошапкин М.Ф. Главы труда о Волыни и Минском Полесьи (Архив РГО. Р. 8. О. 1. № 12. Л. 315)).
""Вовой" называют все страшное, могущее делать вред. Указывая детям на что-нибудь, могущее их напугать, обыкновенно говорят так: "хро, вова!"" (Труды этнографическо-статистической экспедиции в западно-русский край, снаряженной Русским географическим обществом. Т. 1. 1872. Стр. 196).
Вова был как русский "бабай" или "бабайка": мифическим пугалом без конкретного наполнения.

@pylgazet

2.2k 1 157 10 92

«ИОСИФ ПРЕКРАСНЫЙ»
Рыбинск
На днях в полицейский участок явился какой-то схимник в довольно странном виде: белье на нем было изорвано и висело клочьями, на голове намотано грязное полотенце. Весь он напоминал собой скорее факира, чем монаха.
В участке схимник отрекомендовался иеромонахом, заявил, что страдает болезнью – «расстройством желудка», и просил оказать ему медицинскую помощь. В полиции поднялся переполох: думали, что схимник заболел холерой. Тотчас же отправили его в земскую больницу.
В больнице монах сделал некоторые дополнения. Он заявил, что помимо живота у него болят «некоторые части тела».
Иеромонаха осмотрели и действительно нашли на его теле значительные ссадины и поранения.
О происхождении ран монах объяснил следующее:
Он отправился в лес со своими поклонницами. Здесь поклонницы стали его «соблазнять». Монах был крепок духом, искушению не поддавался и бросился бежать от греха. Наиболее ярые поклонницы пустились за ним. Обороняясь от разъяренных прозелиток, он и подвергся всем контузиям, которые обнаружены у него на теле.
В конце концов он вырвался, оставив в руках у поклонниц клочья своей одежды и белья.
«Русское слово». №147. 1912 год

@pylgazet


Репост из: Газетная пыль
Богом данное право видеть лилипутов. "Саратовский листок", №203, 1899 год

@pylgazet


«ОЗВЕРЕВШАЯ АМАЗОНКА»
Во вторник в 11 часов утра на Еленинской улице близ казарм неожиданно раздались выстрелы, сопровождаемые сильным криком и визгом. Перепуганные жители соседних домов выбежали на улицу. Зрелище, представившееся их глазам, было необычайно. Даже привыкшие ко всяким безобразиям жители Еленинской улицы были поражены: перед домом Липского, в котором помещается публичный дом, содержательница оного, некая К-ва, во главе своих несчастных жертв, в одних рубашках с визгом и ругательствами выделывали какой-то неистовый танец. А «сама», вооруженная револьвером, грозила перестрелять всех проходивших. К счастью, выстрела не последовало, и соседнему домовладельцу, Г.А. Щеникову, при содействии Прокопия Егорова и еще одного субъекта, удалось обезоружить озверевшую амазонку… Но к вечеру у К-вой появился другой револьвер и снова начали раздаваться выстрелы: К-ва стреляла во что попало – в кошку, в кур, в колодезь и т.д. Эта воинственная особа навела такой ужас на соседей, что те боятся на улицу показаться. Неужели Кострома находится в сфере действий «Большого Кулака»?
Костромской листок. 1900. №67

@pylgazet


МАЛЕНЬКИЙ «ХУДОЖНИК»
Крестьянин деревни Трофимково, около Вышнего Волочка, С. Платонов, представил приставу в уплату налога 3 р. 17 к., причем трехрублевая бумажка оказалась фальшивой. Дознанием установлено, что бумажка подделана 13-летним крестьянским мальчиком, сыном крестьянина деревни Ветхино В. Алексеевым.
Мальчик ухитрился «нарисовать» кредитку на простой бумаге цветными карандашами. Отец маленького «художника» пустил произведение своего сына в обращение, и только пристав признал бумажку фальшивой.
«Царицынский вестник», №3589. 26 ноября 1910 года

@pylgazet


В обществе теперь снова увлекаются гадалками… Гаданье распространено и в нашем высшем свете. Называют одного молодого человека, который променял карьеру дипломата на успех прорицателя. Его всегда можно встретить в светском салоне задумчивого, бледного, затянутого в длинный черный сюртук, с неизменной саркастической улыбкой на тонких, плотно сжатых губах.
Молодой человек специально посвятил себя изучению новой науки, именуемой «скарпология». Эта наука помогает определять характер человека по сапогам. Если вы снашиваете сапоги на левую сторону – значит, вы человек такой-то, на правую – другой. Прорванный носок и протертая подошва также берутся в расчет и в свою очередь обозначают что-то…
Любопытно, что молодой человек демонстрирует свои планы в высшем свете, где доселе не слыхали о стоптанных каблуках и прорванных подошвах. Быть может, с его легкой руки подобные эксперименты внесут некоторую экономию в наш beau-monde .
«Петербургская газета», №113, 26 апреля 1900 года

@pylgazet


«КАК В КОСТРОМЕ ЧЕРТА СФОТОГРАФИРОВАЛИ»
Помните ли вы о том несчастном юноше, который «перестал хотеть жить» и умер?..
Это было так еще недавно. Об этом поговорили немного, как водится, и замолчали, можно было думать – навсегда. Однако самоубийцу недавно вспомнили опять и опять про него заговорили. Вот по какому странному поводу.
Когда он лежал в гробу, родные захотели снять с мертвого фотографию. Теперь эта фотография ходит по рукам в Костроме. У одних она вызывает недоумение и смущение, у других же, более наивных сердцем, прямо суеверный ужас.
Дело в том, как говорит молва и очевидцы сей диковинной фотографии, что на ней у изголовья тела между листьями обычных декоративных растений очень ясно можно различить силуэт «черта».
На что этот черт похож, - говорят разное, и на свои любопытствующие вопросы я толку не добился; одни говорят, что на собачью морду, другие свидетельствуют, что на образину какую-то, а третьи, изумляясь моему невежеству, отвечают: «на что же черт может быть похож, коли не на черта»!
Благочестивые старушки, крестясь и вздыхая, добавляют: «это, батюшка, неверующим, безбожникам в назидание». Для них это ясно, как день Божий.
Теперь уже ходит слух, что священник, отпевавший тело самоубийцы, тогда же воочию видел этого незваного пришельца, пожелавшего, наверное, первый раз в жизни попасть под объектив фотографического аппарата.
Что это за черт-нахал, не испугавшийся ни похоронных напевов, ни костромского фотографа! Всякий с нетерпением поскорей желает взглянуть на эту загадочную фотографию, которая до сих пор переходит из рук в руки.
Куда как падки костромичи на легенды, и как легко они поддаются гипнозу самого нелепого вымысла!
Костромской листок. 1901. № 128.

@pylgazet


Репост из: Газетная пыль
ОПАСНАЯ ЗАБАВА
С началом весны по всей России увеличивается число пожаров, причем выгорают не только целые деревни, но и стога с сеном, скирды с хлебом, пчельники и различные сараи, находящиеся в полях, далеко от жилья. Причиной таких пожаров, часто совершенно разоряющих людей, является остаток старины глубокой. Деды и отцы ежегодно перед началом работ считали необходимым выжигать сухую траву и прошлогоднее жниво.
«Пустить палы – необходимо», - думают и теперешние хозяева и приносят неисчислимые убытки и себе, и соседям. «Урал» сообщает, напр., что в первые три недели апреля сгорело в одной только Ишимской волости на несколько десятков тысяч рублей казенного и частного леса, сгорели десятки стогов сена и скирд ржи.
Ежегодно весной рассылается предписание по волостям и приказывается не допускать выжигания степей и хлебных нив, но крестьянское население не может изменить дедовскому обычаю и прежде, чем начнет пахать, непременно пустит палы, т.е. зажжет ниву с обеих сторон и радуется, что огонь увеличит силу удобрения, превратив остатки соломы в поташ, полезный для земли.
Но случится ветер, и вместо сухой травы загораются леса, строения, пылают скирды, и крестьяне должны бросать свои работы и бежать за десятки верст на борьбу с огнем, так неразумно зажженным из покорности к обычаям старины.
Сибирские газеты передают, что забава с огнем – самая любимая не только молодежью, но даже взрослыми и стариками, которые не верят, что виной пожаров являются «палы».
Если случилось несчастье, значит «Бог не помиловал» или «за грехи наказал», но оставить весной скирды и стога не опаленными, по мнению сибиряка, опасно. Советы опахивать клади с хлебом встречают убежденные возражения: «У нас так не заведено; наши деды и отцы всегда опаливали клади, так как же это можно, чтобы опахивать! Пускай бы попробовали господа, каково косить по неопаленному месту или пахать по старому жнивью!»
Желание сократить и облегчить работу заставляет крестьянское население прибегать к такому опасному средству, и нет возможности убедить его, что такое облегчение доводит до разорения и нищеты…
Покорность судьбе, быть может, очень покойное состояние, но не надо забывать русской поговорки: на Бога надейся, но сам не плошай!
«Биржевые ведомости», №151, 1900 год

@pylgazet


ЖЕНЩИНА-ПАУК
Царицынский вестник. 1899. № 494

@pylgazet

2k 1 40 2 44

ТОСКА ПО РОДИНЕ
На днях на пароходе Добровольного флота привезен из Японии во Владивосток русский душевнобольной, бежавший из военной службы в Порт-Артуре, С-кий. Препровожден оттуда русским генеральным консулом в Йокогаме.
Как было выяснено, упомянутый С-кий после побега состоял на службе у общества «International Oil Company». Насколько врач, пользовавший С-го, мог заключить, последний заболел вследствие сильных угрызений совести и тоски по родине.
«Биржевые ведомости». №11. 7 января 1903 г.

@pylgazet

Показано 20 последних публикаций.