⚡️
В третьем чтении в ГД приняты поправки в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» ⚡️
Специально для канала, попросил
адвоката Максима Сикача прокомментировать:
Итак, поправки предложил Минюст.
И уже в первоначальном варианте они сводили адвокатскую автономию до минимума. За 3 года был выработан некий "
компромисс", ибо в торге сторона готова отказаться от того, что для неё не имеет ценности. То, что было ценным для Минюста — осталось. Для ФПА же были оставлены минимальные поправки.
Уже многие дали оценки наиболее одиозным поправкам (
например, обязательное рассмотрение представлений Минюста, единый реестра адвокатов итд), я хочу заострить внимание на детали.
Так, был указан перечень органов государственной власти, куда адвокат может беспрепятственно попасть по удостоверению: ряд судов и органов прокуратуры.
При этом
Верховный Суд РФ, Генпрокуратура,
все органы МВД и Следственного комитета выведены из этого перечня. Получается, что законодатель
оставил право силовикам злоупотреблять планом "Крепость", а также требовать с адвокатов паспорт при заходе в органы следствия: последняя практика стала камнем преткновения в родной гавани, где перестали адвокатов пускать по удостоверению в связи с "распоряжением московского руководства".
Раньше адвокат получал статус с момента принесения присяги. Теперь же с момента внесения записи в единый реестр.
Получается, что Минюст может и в первый день внести адвоката, а может и в последний. На этот период встаёт работа адвоката в юридической плоскости. Многие положения кодекса профессиональной этики адвоката и разъяснений ФПА, за неисполнение которых лишали статуса адвоката, перешли в закон.
Например, адвокатский запрос не может являться предметом соглашения об оказании правовой помощи, т.е. это не может быть услугой с отдельной стоимостью. Или требование предоставлять кандидатам справки от психиатра и нарколога.
Единый государственный реестр адвокатов
запущен ещё в 2023 году. Хотя и до этого был отдельный подраздел Минюста, где был единый реестр адвокатов на уровне федерации. Зачем вносить отдельные положения — непонятно.
❗️Самое главное — введение целой главы про Комплексную информационную систему "Адвокатура России" (КИС АР). Она была создана ФПА для независимого распределения заявок по назначению — "бесплатных" адвокатов — и призвана заменить ручное распределение; искоренить ситуации, когда следователи звали "своих" адвокатов в чужие дежурные дни.
"Легализация" КИС АР необходима по двум причинам:
🔴во-первых, на неё было потрачено много денег и система затрагивает права иных участников уголовного судопроизводства.
🔴Во-вторых, некоторые суды начали признавать применение исключительно КИС АР незаконным. Так
произошло по иску прокуратуры в Тамбовской области и решение устояло до кассации. КИС АР хорошее решение, однако программные сбои, отсутствие уведомлений на телефон или приход их с запозданием приводит к игре "кто первый нажал — тот и участник дела".
В итоге могу сказать, что пожелания адвокатского сообщества были учтены,
но с Минюстовской спецификой. Постепенно выстраивается жёсткая вертикаль во главе с последним.
Автономия снижается, ряд решений нужно согласовывать и утверждать в Минюсте. На мой взгляд, мы идём по белорусскому сценарию к ФГУП "Адвокатура" с одной лишь разницей:
там сделали это топорно и по-советски, у нас же пытаются удушить в добрых объятиях, чтобы не вызвать резкого отторжения мачеховской любви.