🚂
Грузоперевозки по ЖД за январь 2025 г. — не помогает даже низкая база прошлого года, в зерне и строительных грузах сущий провал.
По данным РЖД легко отслеживается динамика перевозки грузов, за каждым сырьём стоит та или иная компания, поэтому на основе показателей можно сделать вывод об успешности сектора (
конечно, необходима ещё цена сырья, и не все используют только ЖД для транспортировки). Давайте рассмотрим
данные за январь:
💬 В январе погрузка составила 93,1 млн тонн (
-1,8% г/г, в декабре 2024 г. — 99,3 млн тонн), 8 месяцев подряд погрузки ниже 100 млн тонн, в новом году не помогает даже низкая база по перевозкам прошлого года, падение продолжается. Напомню вам, что последний раз положительная динамика была показана в сентябре 2023 г. (
100,9 млн тонн, +0,2% г/г), как итог — 16 месяцев подряд снижения.
💬 Погрузка за 2025 г. составляет 93,1 млн тонн (
-1,8% г/г), продолжаем двигаться в одном направлении по цифрам с кризисным 2009 годом (
даже в ковид было лучше).
Теперь переходим к самому интересному, а именно к погружаемому сырью (
взял основное):
🗄 Каменный уголь — 29,7 млн тонн (
+2,1% г/г)
🗄 Нефть и нефтепродукты — 17,6 млн тонн (
-0,2% г/г)
🗄 Железная руда — 8,8 млн тонн (
+3,9% г/г)
🗄 Чёрные металлы — 4,7 млн тонн (
-9,5% г/г)
🗄 Химические и минеральные удобрения — 6,2 млн тонн (
+10,7% г/г)
🗄 Лесные грузы — 2,1 млн тонн (
-1,3% г/г)
🗄 Зерна — 1,8 млн тонн (
-26,1% г/г)
🗄 Строительных грузов — 5,2 млн тонн (
-27,2% г/г)
➕ Главный груз
РЖД продолжает оставаться в плюсе — это уголь (
Распадская, Мечел), всё благодаря
обнулению экспортных пошлин.
➕ Положительная тенденция в погрузке удобрений продолжается,
в недавнем разборе про
ФосАгро писал, главное это отмена ЭП с начала 2025 г. и это сэкономит порядка +30₽ млрд, также в IV кв. идёт девальвация ₽, а цены на удобрения растут, что тоже идёт в копилку. Компания сократила вдвое рекомендованные дивиденды за III кв. (
акционеры утвердили 126₽, хотя СД рекомендовал 249₽) и это грамотный ход на фоне роста долга. В течение года компании надо погасить/рефинансировать долг в 154,2₽ млрд (
45₽ млрд были погашены в январе), а занимать в ₽ сейчас сверх невыгодно.
➖ В нефти и нефтепродуктах практически нейтральные цифры из-за стабилизации сокращения добычи сырья:
РФ дополнительно должна была
сократить добычу нефти, и её экспорта совокупно на 471 тыс. б/с во II кв. 2024 г. и продлить до III кв. (
в июне добыча должна была составить 8,979 млн б/с). РФ полгода не придерживалась плана сокращения, в декабре
добыла нефти выше целевого показателя ОПЕК+ — 8,991 млн б/с (
-6 тыс. б/с по сравнению с прошлым месяцем), не забываем, что РФ должна ещё компенсацию по добыче за ранее превышенные квоты.
➖ Чёрные металлы и цветные продолжают своё падение на дно, по
данным WSA в декабре выпуск стали в РФ падает 9 месяцев подряд, было выпущено 5,7 млн тонн (
-8,6% г/г). Операционные
результаты ММК за IV кв. 2024 г. также намекают на продолжающийся кризис, а
отмена дивидендов
Северсталью за IV кв. только укрепляет данное утверждение. Проблемы металлургов всё те же (
строительная активность замедлилась, цена на сталь продолжает снижаться, новые налоги и перестроение логистики).
➖ Лесные грузы в минусе,
Сегеже не помогает даже девальвация ₽, потому что при ставке в 21% долги только нарастают, впереди доп. эмиссия.
➖ В зерне минус из-за слабой урожайности.
➖ Строительные грузы полетели вниз из-за того, что с 1 июля завершилась массовая льготная ипотека и
видоизменилась семейная, а мы знаем, что, например, у
ЛСР доля заключенных новых контрактов в 2024 г. составила 163₽ млрд (
-24,5% г/г). Тем самым застройщики пытаются меньше строить, чтобы ограничить предложение и нормализовать спрос.
📌 Роль ВПК и поставки по ж/д первоочерёдные, поэтому некоторые перевозки могут страдать из-за этого, но
проблемы происходят и в самой компании (
нехватка локомотивов, комплектующих и персонала), но она отмалчивается, не предпринимая никаких к этому действий.
#РЖД #уголь #нефть #металлы #застройщики
@svoiinvestor