УРБЕЧ


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Познавательное


Дагестан: история, культура, традиции.
Обратная связь: @ur_bech_bot

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Статистика
Фильтр публикаций


В будущем этот молодой человек возглавит дагестанское правительство, а тогда он – студент Грозненского нефтяного института.

Кто на фото?

Подписаться на УРБЕЧ


Репост из: УРБЕЧ
Картина Магомеда Шабанова «Андалал. 1741 год. Накануне битвы с Надир-шахом». Художник изобразил военный совет предводителей объединенных сил горцев. Основные персонажи: Мухаммад-кади Согратлинский, сыновья Сурхай-хана Казикумухского – Муртазали и Мухаммад, а также Чупалав Дайтилазул – военачальник Аварского нуцальства. Место действия – горное плато Хициб-майдан. Как известно, горцы тогда нанесли поражение войску персидского шаха. Это событие и легло в основу Дня единства народов Дагестана, который республика отмечает сегодня, 15 сентября.
#история

2.2k 0 18 12 103

Действительно, похожие знаки в виде лабиринта или спирали использовались раньше как оберег. Лабиринт – чтобы запутать беды и несчастья, спираль – для привлечения благодати. Но конкретно этот знак – символ маршрута по мотивам лезгинского героического эпоса «Шарвили». То самое краснощекое яблоко, которое преподнес родителям богатыря мудрец Кас-Буба. Автор концепции – художница Полина Шумкова. Эти знаки можно встретить на протяжении всего маршрута, который заканчивается на ахтынской горе Келез-хев (на фото). Когда слушатель проходит мимо них, в наушниках включается фрагмент аудиоспектакля «Шарвили».

Подписаться на УРБЕЧ


Дверь старинного дома в Ахты. Как думаете, для чего этот красный узор?

Фото: Умар Даниялов

Подписаться на УРБЕЧ


Вы уже знаете, что одним из последних Шейх-уль-исламов Османской империи был дагестанец Омар Хулуси Эфенди. Но был ещё один наш земляк, которому предлагали стать верховным муфтием Порты. Это Омар Зиявудин Дагестани – уроженец аула Миатли (ныне Кизилюртовский р-н). В 1919-м, когда в Османской империи шла интервенция стран Антанты, последний султан Мехмед VI предложил ему пост Шейх-уль-ислама. Ответ Омара Зиявудина вошел в историю:

– Нет смысла в фетвах, когда они издаются на землях, которые находятся под пятой врага!

Тогда Омар Зиявудин преподавал в медресе Сулеймание, которое находилось при одноименной мечети в Стамбуле – крупнейшей в городе. К тому времени он, шейх крупного суфийского ордена Халидия, был человеком почтенного возраста, который в разное время испытал на себе как благосклонность власти, так и опалу с ее стороны. Омар Зиявудин умер в 1921 году, оставив после себя богатое литературное наследие. На фото – его могила на территории мечети Сулеймание.

Подписаться на УРБЕЧ


Очень интересно церемония сватовства проходила раньше у агулов. А именно театрализованный характер носило второе посещение дома невесты (т.н. «буцӀи ишанар» – букв. малый признак, или залог). Наиболее опытный представитель делегации жениха после слов приветствия объявлял:

– Мы пришли просить у вас голову!

Представительница дома невесты приносила заранее приготовленный старый череп лошади и шутливо отвечала:

– Вот вам голова!

– Нам не голова животного нужна, нам нужна дочка такого-то для сына такого-то!

– Хорошо, баркала, – отвечала представительница стороны невесты. – Мы рады дать им счастье.

Тогда гости садились, положив свои подарки. Угощая их, родственники девушки незаметно «крали» эти дары.

– Где же ваши подарки? – с иронией спрашивала та же женщина после трапезы послов. Те начинали «искать» их, а хозяева «обнаруживали» и показывали.

Подписаться на УРБЕЧ


Не так давно один из наших подписчиков писал, что возле его родового аула (с. Хотода, Шамильский р-н) есть скала с интересным названием: «Гьуби рехулеб кьуру», что в переводе с местного диалекта означает «Скала, откуда сбрасывают собак». На вопрос, неужели у вас было так много собак, подписчик отшутился, мол, на его веку не было. И правда, собаки тут могут быть ни при чем. Вероятнее всего со скалы сбрасывали людей...

Оказывается, в Северной Осетии немало скал с похожим названием. А именно «Куыдзæппарæнтæ», что с осетинского переводится как «Место для сбрасывания собак». Согласно легенде, в древние времена здесь казнили тех, кто совершал тягчайшие преступления. Виновный лишался имени человека и объявлялся собакой. После чего, привязав руками и ногами к палке, его сбрасывали в пропасть.

Этот сюжет нашел отражение в творчестве осетинских художников. На первом фото – картина Махарбека Туганова «Собачья скала» (1942 г.), на втором – картина с таким же названием Вадима Каджаева (2012 г.).

Подписаться на УРБЕЧ


Пожалуй, самая нелепая отставка в истории дагестанской политики произошла в начале 1940-х в Буйнакске. Город тогда возглавлял партийный работник по фамилии Ширшов, который из-за своего низкого роста (155 см) получил прозвище «Аршин Петрович». Так получилось, что с началом войны он пристрастился к алкоголю. В итоге эта привычка, а также малый рост сыграли с ним злую шутку.

Дело в том, что вино тогда продавалось на розлив. Желающие выпить заходили магазин, выстаивали очередь, выпивали 1-2 стакана и уходили. И вот когда Ширшов стоял в такой очереди, продавец принял его за подростка, отвесил затрещину и выгнал из магазина. Новость об этом дошла аж до председателя совнаркома ДАССР Абдурахмана Даниялова. В целях «восстановления авторитета горкома партии» Ширшов был отозван, а на его место назначен другой партийный работник.

Подписаться на УРБЕЧ


Аварское нуцальство. Кайтагское уцмийство. Тарковское шамхальство. Табасаранское «...»?
Опрос
  •   Вольное общество
  •   Княжество
  •   Майсумство
  •   Ханство
1563 голосов


УРБЕЧ отвечает. Как рассказывал сам Омар Бегов, в юности его любимым литературным героем был бесстрашный Олег Кошевой из «Молодой Гвардии». По этой причине, а также из-за своих организаторских качеств он получил от друзей прозвище Олег. Позже он набил на руке это имя, а также назвал им своего сына.

Что касается Кошевого, то это реальный человек (на фото). В годы Великой Отечественной войны он был одним из лидеров комсомольской организации «Молодая гвардия», участники которой вели подпольную борьбу против фашистов. Этим событиям и посвящена одноименная книга. Кстати, в Махачкале есть улица Олега Кошевого.

Подписаться на УРБЕЧ


Лишь несколько человек в Дагестане знают тайну татуировки Омара Бегова – одного из колоритных политиков ушедшей эпохи. Есть ли они среди подписчиков тг-канала УРБЕЧ?

Итак, вопрос: почему Омар Бегов сделал эту надпись на руке?

Фото: Евгений Костин

Подписаться на УРБЕЧ

5k 0 18 18 43

В ауле Заната (ныне Шамильский район) по сей день девочкам дают редкое женское имя Урижа. Согласно легенде, больше века назад здесь в семье Османа и Манарши родилась дочь невероятной красоты, которую нарекли этим именем. К 18 годам слава о ней разошлась по всей округе. Она была настолько красива, что любовавшийся ею всадник однажды вылетел из седла и разбился насмерть. И вот случилось так, что в нее безумно влюбился сельский старшина...

Однако Урижа, по неясной для него причине, оставалась безучастна к знакам внимания, которые он ей оказывал. Тогда осведомители донесли ему, что сердце Урижи принадлежит пастуху по имени Али. В это время в селе разразилась холера. Отвергнутый старшина, движимый жаждой мести, смог убедить занатинцев, что Бог наказывает их за запретную любовь красавицы и пастуха. Его козни привели к тому, что Урижу заточили в глухой пещере. Когда селяне поднимались в лес за валежником, до них доносилась её печальная песня:

Бывало, утречком ко мне

Подруги сердца собирались,

Что нынче стало такое?

Знать, они уж не те?

Бывало время, по ночам

Меня любимый навещал,

А нынче его не видать,

Может, сердцем охладел?


Беспрестанная тоска и суровые условия подорвали здоровье красавицы. До нас дошли слова ее предсмертной песни:

Ой, мама, умру я, умру.

Уж на левом плече моем

И на правом боку тоже

Печать смерти – гибели моей.


Трагическая кончина молодой девушки тронула сердца людей, которые увековечили коварство старшины в другой песне:

Да убьет молния злодея,

Главу аула – злодея,

Что на ссылку осудил

Красоту твою солнечную.

Подписаться на УРБЕЧ


«Офелия» (фрагмент), Джон Эверетт Милле, 1852 год

Подписаться на УРБЕЧ


Вы уже в курсе, что брачная инициатива в Дагестане не всегда принадлежала парням. Но это цветочки по сравнению с адатом, который был известен у аварцев под названием «хадуй ин» (уйти за ним), у андийцев – «ехуду йилон» (уйти за ним), у кумыков – «улангъа къачып бара» (бежит к парню), у лезгин – «алачlна фин», у лакцев – «лихъану» (убежала) и т. д.

Согласно этому обычаю, девушка, пожелав выйти замуж, сбегала в дом своего избранника или его родственника, а затем не соглашалась ни при каких условиях вернуться в свой дом. Иногда девушка совершала побег и к женатому человеку. Обычай же не допускал насильственного выдворения из дома и требовал, чтобы при любых обстоятельствах брак состоялся.

Порою поводом к такому поступку девушки служил случайный или преднамеренный поступок юноши – прикосновение к ее руке, плечу или преграждение ей дороги. Она толковала этот поступок как серьезное «оскорбление» ее чести и чести мужчин своего дома. В результате родня девушки требовала немедленного заключения брака.

Любопытно, что брачную инициативу женщин в своей демографической политике использовал имам Шамиль, когда во время Кавказской войны число женщин стало превышать число мужчин. Наибы и старшины аулов требовали от вдов и разведенных женщин выбирать себе мужей. Об одном из таких случаев мы писали в посте про женитьбу Хурша и Хачурай.

Подписаться на УРБЕЧ


Брутальное наставление, которое сделал своим двум сыновьям участник Кавказской войны Мустафа-Кади из аула Урахи (ныне Сергокалинский район) перед тем, как отправить их учиться в русскую школу в Темир-Хан-Шуре в 1860-е годы.

– Дети мои, с покорения Дагестана русскими наступили иные времена и установились иные обстоятельства, – приводит слова Мустафа-Кади его прославленный сын Гаджи-Мурад Амиров в своей книге «Из дневника гимназиста». – То, что прежде в молодом человеке считалось благородной и хорошей чертой, теперь считается преступлением. Вместо прежних похвал и одобрений за эту черту от старших, он часто за нее попадает в тюрьму, даже в Сибирь, как, например, вот такой-то (он произнес имя одного из моих ближайших родственников, который, защищая кровную честь своего рода, убил человека – автор). Не желая в старости, на радость моим недоброжелателям, беспокоиться за вас, я решился вопреки обычаям наших предков отдать вас в школу, чтобы вы могли познакомиться и помириться с установлениями и обычаями русских и чтобы я не беспокоился за вас в будущем. С каким трудом я перенес при этом плач и жалобы вашей матери, упрёки родственников и друзей и злобную улыбку на лице моих врагов – знаю только я один. Если бы после этой жертвы с моей стороны вы оказались недостойными сыновьями, если бы позабыли свой родной аул, своих родственников, обычаи ваших предков и, в особенности, свою религию, то каковое чувство испытывала бы душа вашего отца и что ответил бы он пред Богом на страшном допросе. О! Тогда я проклял бы день вашего рождения и тысячу раз скорее желал бы видеть вас зарезанными моими собственными руками, чем такими. И на краю света тогда не спаслись бы вы от моей руки! Да отвратит вас Бог, дети мои, от ложного пути, чтобы отец ваш не явился к Нему с черным лицом.

Подписаться на УРБЕЧ


«Возвращение блудного сына», Рембрандт, 1668 год

Подписаться на УРБЕЧ


А ведь они могли бы купить у нас рекламу. 😎


Чтобы узнать этого молодого человека, подсказка не нужна. Кто на фото?

Подписаться на УРБЕЧ

6.3k 1 18 12 82

Репост из: МолодЁжка
Как правило, на их оборотной стороне были изображения предметов быта, к примеру, гребня для волос, ножниц, кувшина, а также сакральных символов – это могли быть птицы, животные, солярные знаки…

Лунницы, как и многие другие традиционные украшения дагестанских женщин, выполняли функцию оберега, а также несли в себе информацию о социальном статусе и религиозных представлениях своей владелицы.

Форму лунниц могли иметь серьги, нагрудные подвески, украшения головного убора и т.д.

Этот амулет, связанный с почитанием Луны, которая издревле считалась женской планетой, и культом плодородия, выполненный из серебра и бронзы, был широко распространен не только на территории кавказского региона.

Как один из самых распространенных типов женских украшений, известный еще с позднего бронзового века, его носили женщины земледельческих народов Европы и Азии, включая Древний Египет.


Репост из: МолодЁжка
🍿 Лунницы. Одно из традиционных украшений дагестанских женщин, которое несло в себе сакральный смысл и могло сообщить о своей хозяйке немало важных деталей.

Это украшение-амулет в форме полумесяца. Внешняя сторона лунниц могла быть инкрустирована камнями, на нее также наносился растительный орнамент, а на внутренней стороне по заказу хозяйки украшения изображались символы, которые издревле ассоциировались с женщиной.

⬇️

Показано 20 последних публикаций.