Велецкие тетради


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Познавательное


Канал о философии и прочей гуманитарщине
Обратная связь: maximveletsky@gmail.com
Платная подписка:
https://boosty.to/veletsky

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Статистика
Фильтр публикаций


Воскресный вечер в питерской «Листве» сильно удивил. Я уже, наверно, раз десять выступал в своей любимой лавке – и всякий раз уходил в прекрасном настроении: организация, реакции и вопросы публики – все всегда было как надо.

Но на этот раз реальность превзошла все ожидания. Полный зал, задорная атмосфера (хуже всего – когда зал притихший, а тут был полный разгуляй), 40 минут ответов на вопросы, комплименты, от которых становилось неловко.

Если говорить об обоих столичных презентациях, то помимо самой Листвы в Мск и СПб хочу от души поблагодарить друзей, коллег, администраторов дружественных каналов за освещение событий (надеюсь, никого не забыл):

Правый курс
Егор Станиславович Холмогоров
Ника Клёцки
Добрые русские люди
Дмитрий Бобров
Савва Федосеев
Русский Новостной
Русский стиль
Вехденская правда

«Маргиналии» в бумаге (комплектом в мягкой обложке) на данный можно купить в «Листвах» или заказать у меня.

Презентационный период закончен – впереди новые тексты и новые книги. Еще 3-4 книги в общем и целом готовы – надо просто найти время довести их до ума (последние 10% в каждой книге – самые запарные). Дать мне это время можете и вы, подписавшись на мой Бусти. К большому сожалению, в последние месяцы я стал там писать редко (патронам – тысячекратное спасибо за то, что остаются), но очень надеюсь, что всякие отвлекающие хлопоты немного схлопнутся, и я вернусь в свой обычный рабочий режим.

Еще раз спасибо всем причастным!


Репост из: Савва Федосеев
Наконец-то Максим издал третий выпуск замечательных «Маргиналий»!

Спасибо большое за подарок! Будем читать-с.


Репост из: Голос государствообразующего национализма
Побывал в субботу в питерской «Листве» на лекции философа Максима Велецкого. Как всегда, понравилось. Быстрее закрутились в голове шестерёнки, занимающиеся интеллектуальным действием. Кстати, рекомендую всем интересующимся вопросами философии подписаться на канал Максима «Велецкие тетради» https://t.me/velnotes


Репост из: Атака Ники
Поздравляю своего друга Максима Велецкого с выпуском третьего тома «Маргиналий»

Кстати, маргиналии -это рисунки и записи на полях книг содержащие комментарии или толкования относительно фрагментов текста.

Забавный факт, как то раз мы обсуждали с Максимом прочитанную книгу и он сказал мне «я такие сложные книги не читаю» , на что я ему ответила «да, ты такие книги пишешь Макс»


Репост из: Листва: Петербург
Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
Сначала антивоенные стихи Евтушенко, а затем большой и яркий ответ про русские танки от философа Максима Велецкого.

Обязательно послушайте!


Репост из: Обыкновенный царизм
Нацболов Артема Мороза и Илью Степанова пытали в 78-м отделе полиции Петербурга за акцию против мигрантов.

Как сообщает защита парней, полицейские их избивали, угрожали изнасилованием, а также посадкой в камеру к мигрантам (тоже насильникам).

В настоящее время также задержан петербургский нацбол Андрей Песоцкий. По некоторой информации, полиция готовится проводить обыск в местном отделении "Другой России".

У начальника 78-го отдела полиции фамилия соответствующая (к слову, у его подчиненных тоже).

В связи с происходящим беспределом в Петербурге у редакции "Обыкновенного царизма" ровно один вопрос:

Петербург находится под оккупацией, или все еще нет?

Если все еще нет, то задержанные русские патриоты должны быть немедленно выпущены на свободу, а в отношении "полицейских" (а это точно полиция?) должно быть возбуждено уголовное дело (с немедленным отрешением от должности).

Это если Петербург не под оккупацией, конечно.




Друзья, презентация уже завтра. Будет насыщенно, приходите.


Репост из: Листва: Петербург
13 апреля в 18:00 философ Максим Велецкий презентует у нас трёхтомник «Маргиналии».

«Маргиналии» представляют собой разноплановые комментарии к 150 авторам разных эпох: философские и политические, психологические и филологические, публицистические и монографические, бесстрастные и полемические.

Автор расскажет о концепции книжной серии и озвучит несколько вошедших в неё сюжетов:

– методологические ошибки философов (на примерах Гуссерля, Хайдеггера и Свасьяна);
– софистические уловки русофобов (на примере де Кюстина)
– неологизмы в поэзии и предрассудки поэтов (на примере Пушкина);
– философский анекдот как исторический источник (на примере Диогена Лаэртия).

После лекции автор ответит на вопросы и подпишет книги, которые можно будет приобрести единым комплектом.

РЕГИСТРАЦИЯ
Вход за пожертвования

Правила посещения наших мероприятий:
Вход строго по регистрации с реальными ФИО, возможна паспортная проверка, личные вещи осмотрит наш охранник, средства самообороны останутся на пункте охраны.


Заканчивается мой пятидневный вояж в Москву.

Лекция-презентация в "Листве" прошла волшебно. Как я и ожидал, особенно хорошо был воспринят блок "Русский Данте" – о Данииле Андрееве. В июне планирую прочесть отдельную большую лекцию о его поэзии. Спасибо всем пришедшим за интерес и вопросы, которые уже дали мне темы для некоторых будущих текстов (а также за задорное афтепати).

Активно встречался с патронами – как со старыми, уже ставшими друзьями, так и теми, кого доселе знал лишь заочно. Каждому – благодарность за то, что нашли время (и за многолетнюю поддержку, само собой).

Уже в эту субботу будет питерская презентация – с другими темами.

На фото – вместе с членами клуба "Добрые русские люди" Виталием Шмаленюком и Павлом Смиренным.


Напоминаю всем гражданам Третьего Рима, что завтра буду выступать в "Листве" в 18 часов.

Будем говорить о русской философии, Просвещении и читать стихи Даниила Андреева.

Регистрация по ссылке: https://lavka-listva-msk.timepad.ru/event/2842187/


Репост из: Листва: Москва
В воскресенье, 7 апреля, в «Листве» состоится презентация трёхтомника «Маргиналии» философа Максима Велецкого. Автор расскажет о концепции книжной серии и озвучит несколько вошедших в издание сюжетов:

«Русская философия как проблема» – о дореволюционной идеалистической мысли, не отвечающей ни требованиям классической рациональности, ни вызовам сегодняшнего дня.

«Оболганное Просвещение» – об актуальности наследия французских мыслителей XVIII века вопреки многочисленным критикам.

«Русский Данте» – о блистательной поэзии Даниила Андреева и причинах ее недооценки.

900-страничный трёхтомник включает в себя 165 комментариев к текстам авторов разных эпох – от древних до современных. После лекции автор ответит на вопросы и подпишет книги.

Начинаем в 18:00.

Регистрация: https://lavka-listva-msk.timepad.ru/event/2842187/

Вход за любое пожертвование на защиту Листвы — все средства пойдут на оплату охраны и обеспечение безопасности лавки. Для «Защитников Листвы» с бусти — вход свободный.


Презентации «Маргиналий» в «Листвах»:
7.04 (Мск), 13.04 (СПб)

Друзья, вышел третий том «Маргиналий». В течение пары недель он появится на всех основных платформах (Литрес, Вайлдберриз, Озон, Строки.Мтс, Амазон и других).

В это воскресенье (7 апреля) в 18:00 состоится московская презентация трёхтомника. Сначала немного расскажу о концепции книжной серии, а потом раскрою три любопытных сюжета из числа вошедших в книги: во-первых, поругаюсь на русскую философию, во-вторых, повосхищаюсь эпохой Просвещения и, в-третьих, поповествую о поэтике Даниила Андреева.

Подробный анонс со ссылкой на регистрацию вскоре появится в канале столичной «Листвы», на который я рекомендую подписаться (даже если вы живете не в Москве).

Затем – 13-го числа – состоится питерская презентация (анонс появится в начале следующей недели). Там буду говорить на другие темы.

На встречах можно будет приобрести книги (в мягкой обложке) комплектом. С радостью подпишу их для вас.

Будет интересно, приходите.


«136

Платон vs Аристотель.
Всякий, кто утверждает, что между учениями Платона и Аристотеля нет существенных различий, начисто лишен интеллектуальной честности и/или психологического чутья.

Можно сколько угодно искать (и даже находить) точки согласия между двумя величайшими авторами древности, но одну – самую фундаментальную разницу нельзя не заметить, если имеешь хотя бы гран здравомыслия: речь о подходе к философии, о стиле мышления, о специфике взгляда на сущее. Это у них различается кардинально. И сие различие гораздо важнее тех сходств, которые можно обнаружить при чисто формальной оценке их учений. "Но ведь Аристотель учился у Платона 20 лет – годы в Академии не могли не повлиять на него". Конечно, не могли. Платоновские влияния на Аристотеля невозможно не видеть – но заразил ли учитель ученика духом своей философии? Нет, ни в малейшей степени – ученик, в отличии от учителя, так и остался трезвым эмпириком и политическим реалистом.

Кроме того, они не согласны друг с другом в той версии основного вопроса философии, который сформулировал ваш покорный слуга – о том, есть ли промысел. Для Платона он есть, а для Аристотеля – нет. А что оба были идеалистами – это вообще не важно, поскольку между материалистом и не признающим промысел идеалистом дистанция минимальная.

Попытки (и весьма недурные по исполнению) примирить Платона с Аристотелем предпринимались в истории философии нередко – вот только цель всех этих синтезов всегда находилась за рамками философии: они всегда создавались открытыми или латентными теологами».




Репост из: Обыкновенный царизм
Когда мы думаем о наших врагах, нужно понимать, что они не только жестокие, беспринципные и трусливые. Они ещё и беспощадно тупые.

Нет ни одного народа, который бы сломался от террора и его угрозы.

Но сегодня они бросили вызов русскому народу.

Завтра русский народ примется их искать и уничтожать. Всех причастных до единого.


«133

Дети Аврелия.
Когда я в годы аспирантуры вел занятия в вузе, то после пары о стоиках и эпикурейцах давал студентам задание: нужно было посмотреть "Главные мысли" Эпикура и первую главу "Наедине с собой" Аврелия и написать трехчастное эссе. Во-первых и -вторых, найти по одному фрагменту, вызывающему несогласие с философом. Нужно было привести два положения и объяснить, в чем, с точки зрения студента, древние были не правы. В-третьих, нужно было выбрать между двумя течениями – рассказать, какое из них студенту ближе и почему.

Цели у меня было две – педагогическая и социологическая. Что касается первой, то тут важно было показать студентам, что с философами можно и нужно спорить – но делать это нужно аргументированно. Не раз видел недоумение – "это как же я буду критиковать целых мыслителей, да еще таких древних?" – а вот как хошь, так и критикуй. Это философия, а не уроки правописания.

Что до социологии, то любопытно было, кого нонче больше – стоиков или эпикурейцев. Статистику не подбивал – все же ответ ответу рознь: некоторые отвечали без энтузиазма и понимания сути течений. Но в целом эпикурейцев было, кажется, побольше.

Так вот. Нередко оторопь вызывала следующая мысль Аврелия:

"От Аполлония [я усвоил] независимость и спокойствие перед игрой случая; чтобы и на миг не глядеть ни на что, кроме разума, и всегда быть одинаковым – при острой боли или потеряв ребенка, или в долгой болезни".

Студенты (точнее, студентки – я преподавал, в основном, на женских потоках) говорили, что это невозможно – быть спокойным, потеряв ребенка. То есть принимали его слова за голую теорию.

Уже после выполнения заданий я останавливался на некоторых эссе – в том числе тех, в которых критиковался приведенный фрагмент. Сообщал важный факт: у Марка Аврелия было по меньшей мере двенадцать детей. И как минимум семь умерли еще при его жизни. Да, человек похоронил семь (или больше) детей. И остался исключительно благодарным богам и доброжелательным к людям. Помню, что эта информация неизменно производила сильное впечатление.

Как бы я не был скептичен к стоикам, все же и сам не могу отрицать – есть в этой системе какая-то "настоящность", какая-то подлинность. Эпикурейство, увы, выглядит куда более поверхностным – вынужден это признать как эпикуреец и анти-стоик».


Алексей «Быть» задал мне вопрос, почему евангельские герои вели себя как живые люди, а мученики из житий – как машины благочестия.

Сразу хочется опровергнуть гипотезу о стоическом влиянии – стоицизм был популярен как раз на рубеже двух эр. На христианство он, конечно, повлиял (читая, например, Эпиктета, вообще трудно представить, что был язычником), но к духу житий имел опосредованное отношение. Нужно понимать, что стоицизм при всем своем равнодушии к телесно-эмоциональному началу души все же является пантеистической философией – мир хоть и управляется Промыслом, но этот последний имманентен миру и не обещает загробного воздаяния. Потому в стоицизме нет идеи иного мира – есть только один Космос, который благ и справедлив. Нужно «работать на него», улучшать его – но уходить из него некуда и незачем.

Ответ на лёшин вопрос, на мой взгляд, прост – новозаветные книги и сказы о мучениках относились к принципиально разным эпохам. Евангельские события происходили еще в Античности, а большинство житий создавались или воссоздавались после «Кризиса третьего века», когда величайшая цивилизация древности стремительно варваризировалась во всех смыслах слова. Политический кризис (эпоха «солдатских императоров»), экономический кризис (инфляция как следствие порчи монет, разорение многих городов и запустение некогда доходных земель), этнокультурный кризис (усиление фактора Востока и влияния египетской, еврейской и сирийской форм религиозности) – все это привело к окончательному краху античного мира с его идеалами рациональности, гражданственности, гуманности, «оптимистического» отношения к космосу и эстетизацией телесности.

На место всего этого пришел радикальный метафизический, антропологический и этический дуализм. Как писал историк Эрик Доддс в «Язычник и христианин в смутное время»

«Презрение к человеческому состоянию и ненависть к телу были болезнью, укорененной в существе культуры этого периода; что хотя ее наиболее крайние выражения являются христианскими или гностическими, ее симптомы проявляются в более умеренной форме у язычников с чисто эллинистическим образованием».

В общем, после III века дуализмом было проникнуты решительно все и всё. Отсюда радикальные формы аскетизма, фанатизм и выраженное стремление бежать из мира наиболее болезненным путем. К слову, меняется и наполнение термина «аскеза»: если античный человек закалял тело ради упорядочения своей жизни и обуздания опасных страстей, то теперь презрение распространялось уже не на вожделения, а на телесность как таковую.

Отсюда то, о чем спрашивает Алексей – не просто примеры мученичества, но превращение оного из возможного итога жизни («нужно умереть достойно – ну ладно, что уж тут») в желательный. Мир катится к концу – следы его гибели каждый видит ежедневно. Значит, уходя из него, нужно громко хлопнуть дверью.

Алексей замечательно пишет: «Все эти истории про невероятное терпение святых, как по мне, это хуже, чем сказка. Это опасная ложь, расчеловечивающая этих самых святых, лишающая их живых характеров и превращающая в полубогов». Да, но жестокое время ожесточает и расчеловечивает всех – и тех, кому этот мир дорог, и тех, для кого он юдоль скорби.

Плюс в условиях оскудения научной культуры любые жизне- и смертеописания идут на ура – даже самые фантастические. И это касается не только христиан, но и язычников того времени – так, про неоплатоника Прокла его биограф Марин писал: «Он навел на Аттику дожди и отвратил от нее роковую засуху; талисманами он усмирял землетрясения». Если уж языческие философы повелевают облаками, то чем хуже мученики за христианскую веру, которым и волхвовать не надо, а только терпеть пытки? Отсюда и удивительные подробности многих житий. «Грубый век, грубые нравы».

Разумеется, в одном посте трудно дать подробную картинку тех событий, а потому не могу не отослать к своей лекции о том времени (ссылка с тайм-кодом), завершающей прочитанный в прошлом году цикл об античной этике.


Репост из: Beresklet: upgrade 3.0
*слушая Гражданскую Оборону, настроение такое*

Есть объекты, обладающие дазайном, а есть объекты, им не обладающие. Да и объекты ли это? Одно название.

Вот в Гражданской обороне есть дазайн. Есть дазайн в Летове. А вот в группе «Пилот», при всех моих гигачасах прослушивания оной, дазайна нет.

Есть дазайн в безумном и невероятно прекрасном Дугине, Александре Гельевиче, есть он и в одновременно развратном и аскетичном Лимонове (величайшем русском писателе после Набокова по времени жизни), как и в математике, русофобе и шизофренике Вербицком.

Есть он в Кураеве, которого я стараюсь не читать и не слушать, начиная с какого-то времени.

Есть он и в Константине Анатольевиче Крылове, хотя его физический дазайн закончен, но мне ли, рельсовику, на это внимание обращать? В Максиме Велецком его преизрядно, а его Несть – это дазайн пурификатум, надо снова перечитать. Встречается дазайн и у Холмогорова. А вот в какой-нибудь Мамардашвили нет его, дазайна, ни капли. И не потому что он грузин, а потому что он такой же философ, как я балерина.

*отголосок одного разговора и воспоминания*


У меня нашли дазайн. И числа ему «Несть».

Показано 20 последних публикаций.