По Telegram прокатилась волна однотипных постов о том, как «местные князьки» уже дрожат от страха перед новыми кремлёвскими партиями и не пускают их на выборы. Задачи этой PR-кампании понятны.
Но на первый взгляд, странно, почему политтехнологи Кремля не используют такой очевидный канал продвижения новых партий, как регулярная общероссийская социология.
Вчера у ФОМ рейтинг строки «Другая партия» впервые добрался до 15% - на фоне, опять же впервые, просадки «Единой России» до 29%.
У ВЦИОМ суммарный рейтинг в строке «Непарламентские партии» в июле превышал 12%.
Надо помнить, что эти 12-15% - не доля готовых голосовать за мифическую «любую другую», а сумма ответов в пользу вполне конкретных малых партий из списка на 10-15 позиций. И ФОМ, и ВЦИОМ всегда предлагали респондентам в общероссийских опросах меню из наиболее заметных и "статусных" партий – участников прошлых или льготников на следующих выборах в Госдуму (таких сейчас, помимо 4 думских старожилов, ещё 9 малых партий). И тот же ФОМ лишь примерно год назад перестал публиковать значения по каждой малой партии из этого списка, начав суммировать их в «общий котел».
Уверен, социологам не проблема добавить в карточку еженедельного опроса к 13 льготным партиям ещё 4 новых проекта – «Новых людей» другого Нечаева, «За Правду» (и за Прилепина), «Прямую демократию» на танчиках, «Зелёную альтернативу» (для уже существующей партии «Зелёные»).
Зато раскрывая рейтинги каждого из малышей, а не просто размер «общего котла», можно и постепенно приучать к новым брендам журналистов и активных избирателей, и подкрепить цифрами нынешние утверждения на веру о растущем рейтинге Нечаева или Прилепина.
Да и политические комментаторы тогда увидят, что в новой Госдуме власть действительно готова разбавить «парламентскую четвёрку» депутатами от малых партий в количестве большем, чем по одному депутату на малого брата.
Однако в действительности дело, скорее всего, обстоит иначе. «Старые» малые партии, застолбившие за собой привлекательные бренды (ведь избиратель в массе своей ничего не знает о большинстве партий и их лидерах, судит о них лишь по названию), пока и приносят львиную долю голосов в совокупный рейтинг «другой партии».
Из чего могут складываться общероссийские 13-15% «других партий» сейчас?
--- 3-4% в опросах явно выбирают «Коммунистов России» (которые сейчас словно в опале и не так активно, как обычно, участвуют в региональных выборах) и какая-то доля процента - более близкую к нынешней АП РФ богдановскую КПСС, которая не стала растрачиваться на выборы год назад, зато активизировалась сейчас;
--- ещё 3% - это «Партия пенсионеров», просто за бренд (полное название там сложное). Это первое пристанище для тех, кто отворачивается от ЕР;
--- ещё 2-3% в сумме берут два «зелёных» бренда. Отличия между старыми «Зелёными», которым год назад продлили льготу через Кабардино-Балкарию, и только что созданной «Зелёной альтернативой», по-моему, лишь в том, что над АПМ последней трудится любимый художник политтехнологов АП РФ Вася Ложкин – а для избирателя разницы в брендах нет;
--- порядка 2% - это «Яблоко», которое на выборах в ЗС опять никто особо не ждёт. Пытающаяся эпатажно напомнить о себе «Партия роста», всё ещё существующая «Гражданская платформа» (ей год назад даже вернули льготу через Карачаево-Черкесию) - ещё какие-то доли процента;
--- 1-2% - это «Родина», старый и достаточно узнаваемый бренд, тоже активный участник партийных выборов в этом цикле. Здесь же с какими-то долями процента угасшие «Патриоты России», пропускающие выборы по партспискам в этом году, кроме опорных регионов на муниципалке.
Вот и получается, что на «За Правду» с «Новыми людьми» и «Прямыми демократами» в сумме остаётся не больше 1-2%.
Из них 1%, вероятно, у прилепинцев, которых среднестатистический избиратель пока вряд ли отличает от «Родины» и «Патриотов».
И ещё 0,5-1% - у нечаевцев с «танчиками» в весьма узкой нише «либеральных» партий, с «Яблоком», «Партией роста» и существующей на бумаге «Гражданской платформой».
Но на первый взгляд, странно, почему политтехнологи Кремля не используют такой очевидный канал продвижения новых партий, как регулярная общероссийская социология.
Вчера у ФОМ рейтинг строки «Другая партия» впервые добрался до 15% - на фоне, опять же впервые, просадки «Единой России» до 29%.
У ВЦИОМ суммарный рейтинг в строке «Непарламентские партии» в июле превышал 12%.
Надо помнить, что эти 12-15% - не доля готовых голосовать за мифическую «любую другую», а сумма ответов в пользу вполне конкретных малых партий из списка на 10-15 позиций. И ФОМ, и ВЦИОМ всегда предлагали респондентам в общероссийских опросах меню из наиболее заметных и "статусных" партий – участников прошлых или льготников на следующих выборах в Госдуму (таких сейчас, помимо 4 думских старожилов, ещё 9 малых партий). И тот же ФОМ лишь примерно год назад перестал публиковать значения по каждой малой партии из этого списка, начав суммировать их в «общий котел».
Уверен, социологам не проблема добавить в карточку еженедельного опроса к 13 льготным партиям ещё 4 новых проекта – «Новых людей» другого Нечаева, «За Правду» (и за Прилепина), «Прямую демократию» на танчиках, «Зелёную альтернативу» (для уже существующей партии «Зелёные»).
Зато раскрывая рейтинги каждого из малышей, а не просто размер «общего котла», можно и постепенно приучать к новым брендам журналистов и активных избирателей, и подкрепить цифрами нынешние утверждения на веру о растущем рейтинге Нечаева или Прилепина.
Да и политические комментаторы тогда увидят, что в новой Госдуме власть действительно готова разбавить «парламентскую четвёрку» депутатами от малых партий в количестве большем, чем по одному депутату на малого брата.
Однако в действительности дело, скорее всего, обстоит иначе. «Старые» малые партии, застолбившие за собой привлекательные бренды (ведь избиратель в массе своей ничего не знает о большинстве партий и их лидерах, судит о них лишь по названию), пока и приносят львиную долю голосов в совокупный рейтинг «другой партии».
Из чего могут складываться общероссийские 13-15% «других партий» сейчас?
--- 3-4% в опросах явно выбирают «Коммунистов России» (которые сейчас словно в опале и не так активно, как обычно, участвуют в региональных выборах) и какая-то доля процента - более близкую к нынешней АП РФ богдановскую КПСС, которая не стала растрачиваться на выборы год назад, зато активизировалась сейчас;
--- ещё 3% - это «Партия пенсионеров», просто за бренд (полное название там сложное). Это первое пристанище для тех, кто отворачивается от ЕР;
--- ещё 2-3% в сумме берут два «зелёных» бренда. Отличия между старыми «Зелёными», которым год назад продлили льготу через Кабардино-Балкарию, и только что созданной «Зелёной альтернативой», по-моему, лишь в том, что над АПМ последней трудится любимый художник политтехнологов АП РФ Вася Ложкин – а для избирателя разницы в брендах нет;
--- порядка 2% - это «Яблоко», которое на выборах в ЗС опять никто особо не ждёт. Пытающаяся эпатажно напомнить о себе «Партия роста», всё ещё существующая «Гражданская платформа» (ей год назад даже вернули льготу через Карачаево-Черкесию) - ещё какие-то доли процента;
--- 1-2% - это «Родина», старый и достаточно узнаваемый бренд, тоже активный участник партийных выборов в этом цикле. Здесь же с какими-то долями процента угасшие «Патриоты России», пропускающие выборы по партспискам в этом году, кроме опорных регионов на муниципалке.
Вот и получается, что на «За Правду» с «Новыми людьми» и «Прямыми демократами» в сумме остаётся не больше 1-2%.
Из них 1%, вероятно, у прилепинцев, которых среднестатистический избиратель пока вряд ли отличает от «Родины» и «Патриотов».
И ещё 0,5-1% - у нечаевцев с «танчиками» в весьма узкой нише «либеральных» партий, с «Яблоком», «Партией роста» и существующей на бумаге «Гражданской платформой».