Похвала без оценки ... как?
Мы с вами уже выяснили, что в процессе воспитания похвала - очень серьёзный инструмент. К сожалению, родители привыкли чаще рассказывать о проступках детей, которые требуют наказания. Дети, в свою очередь, теряются при вопросе о том, за что его хвалят...? Неудивительно, что ребята, не задумываясь, припоминают ситуации, когда их ругали или наказывали. И мало кто из детей, к примеру, из обычного детского сада могут внятно ответить на вопрос, за что его хвалят...?
У нас, в России, с похвалой картина неоднозначная: кто-то боится "перехвалить и испортить" ребёнка, поэтому не дают такой обратной связи; другие родители с легкостью пользуются словами "молодец" и "умница". Другая категория родителей пытается найти оптимальную точку, чтобы можно было хвалить ребёнка с пользой, а не во вред. Но если взглянуть на механизм воздействия похвалы, то окажется что все намного сложнее. Дело в том, что похвала зачастую связана с оценкой. Мы не просто даём позитивную связь, а оцениваем результат действий ребёнка.
Именно поэтому похвала, содержащая в себе оценку, может вызвать неординарную реакцию.
🦋Часто дети начинают сомневаться в том, за что их и кто хвалит ("он ничего не понимает в рисовании, у него нет глаз!").
🦋Похвала может вызвать немедленное отрицание. ("Никакой я не молодец!")
🦋Удивительно, но похвала может испугать, вызвать тревогу ("лучше я вообще не буду этого делать. Я не справлюсь в следующий раз👀...). Это как раз тот случай, когда человеку внушают, что он талант, а он наоборот руки опускает и перестаёт что-либо делать вообще.
🦋Похвала может восприниматься, как хитрость и манипуляция ("зачем она меня хвалит? Наверное, что-то от меня нужно).
Так как же хвалить ребёнка (да и взрослого😉), чтобы он гордился собой и тем делом, за которое взялся? Чтобы он был счастлив от того, что к нему относятся с уважением?
Есть простейшая схема, которая состоит всего из двух частей:
1. Взрослый с уважением описывает, что он видит и чувствует.
2. Ребёнок, услышав описание, способен сам себя похвалить.
По сути мы заменяем оценку на описание! Давайте посмотрим на один пример, чтобы понять, как это работает.
Ситуация: ребёнок пришёл к маме с рисунком.
Вариант 1 (оценка)
Мама: молодец! Ты настоящая художница!
Ребёнок: ну, что ты можешь знать о художниках?
Мама: ну, что ты! Рисунок замечательный!
Ребёнок: мне не очень нравится этот рисунок😒
Вариант 2 (описываем)
Мама: я вижу, тут нарисованы деревья и домик. А ещё ярко светит солнышко. Я бы хотела тут жить!
Ребёнок: да, кажется, у меня получилось!
Если взрослый просто доброжелательно описывает то, что видит и чувствует, это гораздо лучше подбодрит ребёнка. И уж точно не отобьёт охоту творить дальше!)
Если Вы попробуете описать что-то реальное, Вы заметите, что хвалить не всегда легко. Необходимо смотреть и смотреть внимательно, чтобы описать то, что Вы видите. Но для ребёнка Ваши усилия значат много. Для него существует большая разница между: "Это здорово. Это красиво!" и высказыванием, которое с одобрением описывает то, что он сделал: "Я вижу фиолетовый дом 🏡, к нему идёт тропинка. Рядом клумбы с диковинными желтыми цветами🌼. Мне нравится этот двор." Теперь ребёнок знает, что его работу оценили.
Когда описательная похвала попадает в точку, она отзывается в нас правдой. Это как будто кто-то держит зеркало перед нами, чтобы мы могли видеть, в чем наши сильные стороны. И это то, что мы все можем делать друг для друга. Просто нужно действительно слушать, действительно смотреть, действительно замечать и потом сказать вслух, что ты видишь и что чувствуешь. Будьте рядом здесь и сейчас🌹