Заметки инженера - исследователя


Kanal geosi va tili: Rossiya, Ruscha


Космонавтика без гламура.
Интересы, социальные тенденции, идеологические течения, в которые она вписана.
Сословный долг ученого - осмысление происходящего. Поэтому тематика канала резко шире чем только космонавтика.
Обратная связь: @IngeniumNotes_bot

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Kanal geosi va tili
Rossiya, Ruscha
Statistika
Postlar filtri


Спутник ДЗЗ dan repost
Учёные Самарского университета им. Королёва приступили к испытаниям инженерной модели малого космического аппарата "АИСТ-СТ" [ссылка] — наноспутника формата CubeSat 12U, оснащённого радаром Х-диапазона (длина волн от 3,75 до 2,5 см) и предназначенного для наблюдения поверхности Земли. Cпутник создаётся самарскими учеными совместно со специалистами компании "Специальный Технологический Центр" (СТЦ) из Санкт-Петербурга. Первые разработали спутниковую платформу и комплект научной аппаратуры, а компания "СТЦ" — радар и двигательную установку.

"АИСТ-СТ" должен стать первым отечественным наноспутником с радаром на борту — до этого радары устанавливались в России на более крупные космические аппараты. Запуск спутника запланирован на вторую половину 2024 года.

Ожидается, что срок активного существования спутника на орбите составит не менее года. Расчётная высота орбиты "АИСТ-СТ" составляет 450–500 км. С этой высоты радар спутника способен обеспечить разрешающую способность в маршрутном режиме около 10 м, а в детальном — не хуже 2 м.

Работы по созданию спутника "АИСТ-СТ" ведутся в рамках федеральной программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030". Планируется, что в дальнейшем конструкция спутника будет адаптирована под роботизированную сборку на опытном производстве Киберфизической фабрики малых космических аппаратов Самарского университета им. Королёва в рамках федерального проекта "Передовые инженерные школы".

#россия


Недавно я рассуждал про большие и малые спутники, и про то, что, как правило, большой спутник нельзя заменить одним малым - https://t.me/IngeniumNotes/1158

Но, что называется, у каждого правила есть исключения. И важно понимать где именно и почему они начинаются. В этом плане очень интересна деятельность американской компании Astranis.

10 апреля Astranis объявила о планах по развертыванию широкополосных спутников на 50% большего размера с 2026 года.

Генеральный директор компании Джон Гедмарк рассказал, что новые спутники Omega рассчитана на пропускную способность более 50 гигабит в секунду по сравнению с 10-12 Гбит/с у действующих спутников компании. Действующие спутники весят 400 кг и имеют размер "посудомоечной машины". Новые спутники будут весить 600 кг и будут чуть большего размера.

"Традиционные широкополосные спутники весом в несколько тонн могут достигать размеров школьного автобуса, что дает им больше мощности и места для транспондеров. Например, каждый спутник в группировке Viasat следующего поколения весит примерно 6000 кг и рассчитан на пропускную способность 1000 Гбит / с".

Космические аппараты Astranis менее мощные, чем у Viasat. Их рынок - широкополосный доступ на небольшой территории, например, в отдельной малой стране. Клиентами Astranis являются локальные телекоммуникационные компании, стремящиеся обеспечить региональное покрытие в США, Мексике, Аргентине, Таиланде и на Филиппинах.

Срок службы спутников Astranis составляет около восьми лет, что примерно вдвое меньше, чем у обычных геостационарных спутников.

Ключевой технический вопрос здесь следующий: "За счет чего достигается большая производительность Astranis на единицу массы полезной нагрузки?"

Гедмарк: "Чтобы обеспечить большую производительность в малом форм-факторе, Omega будет использовать полупроводники, разработанные Astranis, предназначенные для получения мощных радиочастотных сигналов, вместо электронных ламп, используемых традиционными геостационарными спутниками. Усилители мощности на лампах бегущей волны очень тяжелые, хоть и долговечные, и дорогие. Поэтому переход к полезной нагрузке, использующей [твердотельные усилители мощности], - это настоящий скачок".

Таким образом, существует локальные истории, в которых малые спутники с т.з. выполняемых задач оказываются сравнимыми с большими спутниками. Но эту нишу надо еще разглядеть. А потом - успеть запрыгнуть в нее до того, как ее освоят производители больших спутников.

В качестве не то чтобы критики, но подвисающего в воздухе вопроса к Astranis, отмечу следующую проблему. Это на низких орбитах места много. А на геостационарной орбите количество хороших мест очень сильно ограничено. И каждое место стоит больших денег (дестяки миллионов долларов). Кроме того, если мы говорим о спутниках связи, то делить нужно не только физическое место, но и диапазон частот и т.д. И одно дело выбить место и диапазон частот для одного спутника мощностью 1000 Гбит/с. И совсем другое - для 20 спутников мощностью 50 Гбит/с.

На видео ниже - рекламный ролик нового спутника. (Ссылка на видео.)


​​Как-то я уже писал про Джона Холста, американского аналитика с военным прошлым, исследующего тенденции развития космонавтики.

Недавно он опубликовал интересный материал под названием "Поощрение разочарования: почему Blue Origin продвигается так медленно?"

В ней Холст интересно и не тривиально обсуждает заявленную тему. И в конце концов говорит, что и сейчас согласен с выводом, сделанным им четыре года назад в статье "Blue Origin: старый космос в новой космической одежде"

Когда я начинал этот анализ, я задавался вопросом, не является ли медленный темп Blue Origin результатом очевидного отношения Безоса к космическому бизнесу как к хобби.

Сейчас я уверен, что Безос рассматривает Blue Origin как бизнес, созданный для привлечения государственных заказчиков своим методичным продвижением, и не более того. Новый Glenn от Blue Origin не изменит индустрию. Blue Origin движется по пути к тому, чтобы стать одной из многих компаний. Предполагается, что это будет не новая SpaceX, а скорее обновленная ULA.

Когда я писал этот абзац в 2020 году, я полагал, что Blue Origin обгонит ULA. Вместо этого компания выводит ULA из конкуренции, приобретая. Я не уверен, что такое приобретение полезно для компании, которая еще ничего не запустила. А потенциальный крах приобретения будет иметь катастрофические последствия для рынка запуска в США. Приобретение не ускорит процессы Blue Origin.

Эти слова, по сути, являются приговором "коммерческой космонавтике". Коммерческая компания - это компания, нацеленная на получение прибыли. И Blue Origin это блестяще делает. А у SpaceX по факту другие мотивы. Какие? Чтобы ответить на это вопрос и приходится заниматься различными National space society.

Еще несколько цитат Холста, чтобы никто не обвинял меня в том, что я что-то там ему приписываю.

Я и другие сейчас наблюдаем за SpaceX (потому что это единственная компания, которая фундаментально меняет индустрию). SpaceX соревнуется сама с собой. Единственный реальный конкурент Starship - Falcon 9.  Деятельность компании и ее темпы развития являются пугающими.

Между тем, Blue Origin придерживается другого стиля, отраженного в их девизе “Gradatim Ferociter” ("Шаг за шагом яростно (свирепо)"). Во-первых, давайте просто признаем, что это тот тип заявления о миссии, который любят организации и менеджеры, не склонные к риску. Этот девиз - чистый, приятный Kool-Aid (прим. - аналог "Юппи, просто добавь воды" из 90-х), предназначенный для прямого введения в яремную вену правительства США по обеспечению безопасности полетов. Это гарантирует неприятие риска в том, к чему они уже привыкли, - обмен времени на выполнение миссии (в надежде, что это время будет потрачено на повышение шансов миссии).

Кажущаяся неторопливость компании также является рекламой, которую ищут государственные заказчики, такие как НАСА и Министерство обороны. В большинстве случаев эти клиенты ищут не быстрый способ запустить свой космический корабль, а такой, который не взорвется. Для них неплохо было бы выбрать компанию, которая соответствует их темпам – даже если она никогда не запускала ракету.

С другой стороны, девиз gradatim ferociter не является вдохновляющим девизом – по крайней мере, если вы не специалист по обеспечению безопасности полетов. Трудно представить, что молодые инженеры начинают работу в Blue Origin только для того, чтобы услышать окрик старого руководителя: “Эй, эй, эй ... вы едете слишком быстро. Притормози. Gradatim ferociter, помните?"

#идеология_космонавтики


Спутник ДЗЗ dan repost
Запущен спутник дистанционного зондирования Siwei Gaojing 3-01

15 апреля 2024 года в 04:12 всемирного времени с космодрома Цзюцюань выполнен пуск ракеты-носителя “Чанчжэн-2D” со спутником дистанционного зондирования Земли Siwei Gaojing 1-03. Космический аппарат успешно выведен на околоземную орбиту.

Англоязычное название этого семейства спутников — SuperView Neo 1. Первые аппараты были запущены в апреле 2022 года. Все спутники изготовлены Китайской исследовательской академией космической техники CAST. Заказчиком и оператором группировки является китайская China Siwei Surveying and Mapping Technology Co. Ltd.

Съёмочная аппаратура спутника обеспечивает пространственное разрешение 30 см (по другим данным — 50 см) в панхроматическом канале, и 1,2 м — в четырех мультиспектральных каналах (RGB+NIR). Высота орбиты спутника — около 500 км. Масса спутника — 540 кг.

📸 Художественное изображение “Сивэй Гаоцзин-1-02”

#китай


​​К текущим новостям космонавтики

Питер Каннито (на фото), генеральный директор по космической инфраструктуре компании Redwire Space на 39 космическом симпозиуме в Колорадо-Спрингс заявил, что эпоха вертикальной интеграции на космическом рынке прошла, и начался период вертикальной дезинтеграции. Ниже - текст заявления (перетасован для упрощения восприятия).

________
Покупка поставщиков может дать компании больший контроль над ценами и возможностями, что позволит ей масштабироваться быстрее, чем другие, опираясь на сеть партнеров.

Способность SpaceX создавать и запускать собственные широкополосные спутники Starlink и предоставлять услуги напрямую заказчикам способствовала быстрому глобальному расширению компании.

Однако не у всех есть доступ к значительным финансовым ресурсам.

Если бы капитал был дешевым, вы могли бы пойти и купить любой бизнес, который вам нужен для создания полноценного системного решения. Было куда проще следовать этой стратегии два года назад.

Но сейчас, на фоне более высоких процентных ставок и других экономических проблем, мы видим повышенный акцент в отрасли на привлечении партнеров по цепочке поставок.

Преимущества покупки космических компаний для осуществления вертикальной интеграции становятся менее очевидными в нынешних экономических условиях.

Я действительно думаю, что мы наблюдаем тенденцию к вертикальной дезинтеграции.

Эта тенденция открывает больше возможностей для венчурных капиталистов - искать области, где не хватает элементов цепочки поставок для создания критически важных систем.
________

Если у Redwire проблемы с финансированием, которые заставляют их менять свою экономическую модель, то что у других?

Второй аспект ситуации. SpaceX успел сформировать автаркию. А многие его конкуренты - нет. Вся ситуация резко смещается в сторону монополизации. И SpaceX, пользуясь этим своим преимуществом, вполне может оседлать эту волну.

Третье. Каннито взывает к силе венчура.
В области технологических инноваций в США правят бал три силы, три источника финансирования. Бигтехи. Биг-венчур. И госденьги: военные, ЦРУ и т.д. Факт того, что Каннито говорит именно о венчурных деньгах, сам по себе уже что-то говорит о динамике отношений в этой тройке.

#Redwire


И еще ко дню космонавтики. Год назад я написал статью, в которой порассуждал об идеологических тенденциях развития современной космонавтики. В основном в США.

Поводом для написания статьи был тот факт, что меня очень сильно рассердила очередная порция скулежа ко дню космонавтики о том, что "космос нужен человечеству для того, чтобы выжить биологически".

Актуальности она не потеряла, кто хочет - читайте: https://rossaprimavera.ru/article/0d530f8f

Вместе с тем, за год появились и новые тенденции. Их описание - смотрите в канале по хэштегу #идеология_космонавтики

Наконец, было очень интересное интервью с с Лори Гарвер, членом National space society, курировавшим в НАСА реальное внедрение частной космонавтики 20 лет назад. Оно хорошо дополняет материал статьи - https://t.me/IngeniumNotes/907

Еще раз всех с днем космонавтики!


Не хотел сегодня поднимать эту тему, хотел заняться этим на следующей неделе)

Но всякие пишут тут разное. Ну и поскольку Струговец - фигура глубоко не самостоятельная, и потому его лично обсуждать глубоко не интересно, давайте обсудим какие-то большие процессы и то, куда в них собирается направлять свой корабль группа, маркируемая Струговцом.

"Частная космонавтика, частная космонавтика". А что это такое на практике в самом грубом выражении?

Вот есть "государственная космонавтика". Это и вчерашняя "Ангара". И, какой-нибудь, "Метеор-М".

Метеор - это, извините за выражение, хреновина размером с камаз. На которой установлена чертова куча разнообразного оборудования, этакий комбайн.

"Частная космонавтика" в основной своей массе (за рубежом) - это, условно, спутники размером со стиральную машину, или холодильник. Которые, как правило, делаются по принципу: один спутник - один прибор. Но это за рубежом. Громче всех у нас про частную космонавтику рассказывает "Спутникс". У "Спутникса" спутники размером, условно, с системный блок компьютера.

Камаз, наполненный оборудованием, и системный блок. Что сложнее сделать - это всем понятно. Но все ли понимают насколько велика качественная разница?

Дальше возникает очевидная проблема, которую Струговец называет "системной". (Я думаю что ситуация куда хуже, и стадию "системной" проблемы мы прошли уже давно, если вообще на ней останавливались.) С созданием комбайнов у нас что-то не так. Яркий пример - "Луна-25".

И что делать в этой ситуации?

Струговец предлагает простой и ясный путь. Не получается делать комбайны - и не будем. Будем делать холодильники. Зато много. А производителей комбайнов нужно расчленить на части, и сделать эти части служителями производителей холодильников, работающими на аутсорсе, без всяких обязательств. (Что называется, "женщинами с пониженной социальной ответственностью".)

Что нужно делать холодильники - спору нет. Ну и делайте. Государство сейчас очень-очень-очень щедро спонсирует производство таких спутников частными компаниями. Но зачем производство комбайнов уничтожать? Зачем превращать тех, кто делает комбайны в золотую рыбку на посылках?

Много и правильно говорят о том, что госты устарели и их нужно менять. Но тут куда проще говорить, чем делать. Госты существуют не сами по себе. Они составляют систему. И поменяв один, придется менять и остальные. Люди, которые много десятилетий назад писали эти госты, понимали как работает система (космонавтика) как целое. А сейчас вообще такие люди есть в природе? Лично я вот в этом очень сомневаюсь. Это к глубине проблемы.

Как вылазить из этой ямы? Обрушив уровень сложности? С армией такое Сердюков уже делал. И что получилось? Теперь попробуем то же самое в космонавтике?

Струговец может хотеть что угодно. Решает Президент. В этом плане видео совещания в Энергии в октябре 2023 очень интересное, - в той части, на мнение кого ориентируется Президент при осуществлении подобных трансформаций. А есть и еще вчерашнее решение по ядерной космической энергетике.

Это по политике. Но все решает не она. Все решают большие социальные системы и большие социальные процессы. Что эти системы будут делать в условиях одновременного нарастания и внешних вызовов, и внутреннего социального и прочего регресса?

А с точки зрения больших социальных систем - кто такой Струговец? Кого он представляет? Недавно "Россия 24" рассказывала про одного его однокашника, также работавшего в "Роскосмосе". Очень мягко говоря, не выглядит эта социальная страта перспективной с т.з. опоры на нее для выхода из кризиса.

Всё это, на примере некоторых социальных тенденции в "частной" и "государственной" космонавтике, с опорой на Тойнби (нужно же на что-то опираться; конкретнее - глава "Распады цивилизаций") давайте обсудим на следующей неделе.


Поздравляю всех с днем космонавтики!
 
Праздник по своему смыслу – это особое время, когда человек соприкасается с чем-то сакральным для него лично. Если не соприкасается – то это не праздник, а просто очередной повод выпить. Гуманитарии называют это переходом от «хроноса», обыденного рутинного времени, в «кайрос», лично- и личностно- значимое, сакральное для личности время.
 
Важно, что сакральное это не просто сакральное само по себе, а оно вписано в исторический процесс. Праздник знаменует собой вехи «священной истории».
 
Вошли мы в праздник со вчерашним успешным пуском «Ангары». Запуск этот, проведенный после двух отмен в последний момент, был рискованным мероприятием. Тем более преддверии дня космонавтики. Но он удался. Поэтому предлагаю обсудить что это событие значит (не чем оно является, а именно что оно значит).
 
Космонавтика, полет Гагарина, - знаменуют собой умопомрачительную вершину развития России. В тот момент мы достигли невероятных успехов во всех областях жизни: социальной, экономической, военно-политической, геополитической и т.д. Космонавтика стала, своего рода, знаменем, которое было поставлено на этой вершине.
 
Если не путаю, то Исаак Константинович Кикоин, выдающийся физик и один из организаторов атомной промышленности, после посещения одного из предприятий космической отрасли говорил что-то вроде такого: «У нас, конечно, все очень сложно устроено и организовано. Но то, что у нас, - это достаточно простенько по сравнению с тем, как все устроено в космонавтике».
 
Ясно, что эту невероятную организационную сложность развивали не от нечего делать, а в силу некоторых объективных причин.
 
Советской империи нет, создававшей эту сложность, нет. И всем давно ясно, что то, что делала империя, например, тот же «Буран», мы сейчас повторить не сможем. Но что-то же мы можем? Или уже нет?
 
Жители Италии иногда ставят этот вопрос так: «Мы еще Римляне, или уже Итальянцы?».
 
Так кто мы?
 
Успешный запуск «Ангары» позволяет ответить, что все же мы еще в какой-то степени Римляне.
 
А был слишком большой шанс окончательно стать Итальянцами. Пик развала был, наверное, лет 10 – 13 назад, когда падало все и постоянно; а то что все же долетало – не работало. Теперь, хоть криво-косо, со второго - третьего раза, но летает и ещё и как-то работает.
 
Нельзя отрываться от исторического контекста, в котором мы находимся. И угроза глобальной биологической войны, знаменуемая ковидной эпопеей. И СВО, по факту являющееся масштабной индустриальной войной. Все это говорит, о том, что в XXI веке решающим фактором являются большие и сложные системы. Которые могут организовать и борьбу с биологическими напастями. И дееспособны в плане ведения больших индустриальных войн.
 
Космонавтика в условиях современного мира – часть этой большой системы, ее подсистема. И как показала практика, подсистема эта жива. Хоть и очень сильно больна.

Порадуемся тому, что она жива, и отпразднуем это.


Спутник ДЗЗ dan repost
Особенности радарных данных-3

Формально, радарные данные Sentinel-1 IW GRD имеют такое же пространственное разрешение (10 м), как и оптические снимки Sentinel-2, но выглядят они как данные более низкого разрешения. Действительно, разрешение радарных данных по азимуту и по дальности различается, так что “квадратность” пикселя является результатом достаточно хитрой обработки. Кроме того, спекл-фильтрация потребует применения пространственных фильтров с размерами ядра 3 х 3, 5 х 5 и т. п., что дополнительно снижает пространственное разрешение. Так что, на практике, выглядеть сходно с 10-метровыми оптическими снимками будут радарные данные с разрешением 2–3 м.

Все микроволновые данные чувствительны по отношению к выпавшим осадкам в виде дождя и росы. Так, радарные данные, полученные в сезон дождей, серьезно недооценивают площадь обезлесения, поскольку участки вырубок и ненарушенного леса имеют близкие значения обратного рассеяния. Поэтому иногда приходится маскировать участки снимка, где выпали осадки или исключать из рассмотрения снимки, сделанные после дождя или выпадения росы. Чем-то напоминает проблемы с облачностью у оптических сенсоров, не так ли?

Плотная облачность в тропиках ослабляет радарные сигналы коротковолновых диапазонов, включая C-диапазон. Для сигнала L-диапазона такого не происходит.

Радарные данные не нуждаются в атмосферной коррекции, но для построения интерферограмм нужно вводить атмосферную поправку.

В учебниках по радарной съемке часто встречается картинка, на которой сигналы X-диапазона отражаются от верхней части древесного полога, а сигналы L-диапазона пронизывают полог до самой земли. Это справедливо для довольно низкого пространственного разрешения. Когда разрешение составляет десятки сантиметров, сигналы X-диапазона свободно проникают в щели между ветвями, делая видимыми объекты под пологом леса.

Как видим, радарные данные не хуже и не лучше оптических — они просто другие: служат для решения других задач и дополняют информацию, полученную от оптических и тепловых сенсоров.

#SAR #основы


Спутник ДЗЗ dan repost
Особенности радарных данных-2

Наряду с достоинствами, наблюдение при помощи радаров имеет ряд недостатков или, если угодно, особенностей:

* Когерентная природа микроволнового излучения радара вызывает спекл-шум. Это приводит к появлению на снимках искажений типа "соль и перец". Спекл можно уменьшить различными способами, но его нельзя устранить полностью.
* Обратное рассеяние сигнала радара зависит от угла падения микроволнового излучения. Поскольку радар работает в некотором диапазоне углов падения вдоль полосы обзора, одна и та же цель будет выглядеть по-разному, в зависимости от того, находится ли она в ближней (с малым углом падения) или в дальней (с большим углом падения) зоне полосы обзора. То, как обратное рассеяние изменяется с углом падения, зависит от свойств поверхности. Так, обратное рассеяние от плоской сухой поверхности почвы уменьшается с увеличением угла падения значительно сильнее, чем обратное рассеяние от полога леса. На практике, чтобы исследовать свойства интересующей области поверхности, используют радарные снимки, где эта область снята с одинаковыми или близкими по значению углами падения.
* Рельеф местности оказывает сильное влияние на обратное рассеяние сигнала, поскольку он изменяет площадь, освещаемую боковым излучением радара. В частности, рельеф вызывает сокращение склонов, ориентированных в сторону радара, и затенение склонов, направленных в сторону от радара, крутизна которых превышает местный угол падения. Многие из этих эффектов можно исправить методами геометрической коррекции радарных изображений, однако полностью избавится от особенностей радарной съемки не удаётся.

Всё это затрудняет интерпретацию радарных изображений. Если снимки, сделанные оптическими сенсорами, во многом интерпретируются нами на основе жизненного опыта, то чтобы эффективно использовать радарные данные, нужно знать, какая часть изменений сигнала связана с внутренними свойствами радарной системы (длиной волны, поляризацией), с геометрией съемки (углом падения), а какая — с физическими свойствами исследуемой поверхности. Радарные снимки во многом похожи на то, как “видит” мир летучая мышь при помощи своего сонара (за исключением поляризации).

#SAR #основы


Так какое генеральное направление развития "частной космонавтики" в России?

Чтобы понять это, я предлагаю обратить внимание на недавнее интервью руководителя отрасли. А конкретно - на эти слова:

У Маска был выбор: либо реализовывать свои планы на тех предприятиях, которые реально существовали, либо выстроить это все в чистом поле. Реальный опыт показал, что иногда строительство в чистом поле обходится гораздо дешевле, чем модернизация и изменение структуры предприятия, где традиционно сложились и доминируют определенные связи, налаженные процессы, и коллективы людей не обременены ничем новым. Иногда такие революционные шаги дают положительные результаты.

Мы бы, наверное, с удовольствием пошли по этому пути, он очень привлекателен. Но дело в том, что мы не обладаем сегодня теми финансовыми, экономическими возможностями, которые были у Илона Маска в начале 2000-х.

Из этих слов логически можно сделать вывод о том, что руководящая идея внедрения "частной космонавтики" в России в настоящее время - попытка изменения структуры управления отраслью.

Своими мыслями о том, что это может являться одним из мотивов системы управления отраслью, я уже делился раньше.


К текстам выше ☝️☝️☝️

Описанные тенденции развития "частной космонавтики" в Китае позволяют под новым углом зрения взглянуть на феномен "частной космонавтики" в других странах мира.

1. США

"Генеральная" цель существования проекта "частной космонавтики" (несомненно самая яркая звезда которой - Илон Маск) - осуществление рывка в развитии. Это и многоразовые ракеты, и первое по-настоящему масштабное индустриальное производство спутников и т.д.

Люди, которые непосредственно реализовывали это проект двадцать лет назад, начали рассказывать о том, как оно "на самом деле" было, как все начиналось. И из их слов, а не из общих соображений известно, что "частная космонавтика" в США - это результат совместной работы нескольких сил. Государства, без которого вообще ничего бы не было. Бизнеса, который в это реально вложился. (Причем тот же Маск поставил на карту всё.) А также особых идеолого-политических субъектов в лице National space society, но и не только. Именно из их среды рекрутировали тех "комиссаров", которые не дали растащить выделенные на это деньги. И именно эти "комиссары" вытащили проект "частной космонавтики" из многих кризисов и ситуаций полной безнадеги, которых было множество на ее пути.

2. Китай

Последние пару лет в России гораздо интереснее, чем раньше, стали обсуждать Китай и феномен его взрывного развития в последние 40 лет. Много сказано про концепцию "3 + 1 побеждают 2", - про то, как после войны с Вьетнамом Китай окончательно пошел на глубокий союз с США; как в рамках этого союза США получили победу над СССР; а Китай получил дружбу Запада, возможность беспрецедентно интегрироваться с ним экономически; что став мастерской США, Китай получил все технологии от Запада. (Может быть, отчасти, об этом в России начали говорить так интересно и достаточно глубоко, потому что чуть раньше об этом начали рассуждать в США ведущие специалисты по глобальной экономике.)
Отчасти эти отношения в настоящий момент оказались разорваны. Отчасти нет. Как говорят умные люди, "сейчас китайцам нужно только одно — пудрить американцам мозги".

В свете этих рассуждений, можно так сформулировать основный смысл существования китайской "частной космонавтики". По существу, он тот же, что и, например, у китайской частной микроэлектроники.

Цель китайской "частной космонавтики" - перетащить к себе, локализовать иностранные технологии. Конечно, лучше перетащить так, чтобы иметь полный цикл. Но в крайнем случае пусть "внешние варвары" строят на китайской территории и с опорой на китайскую индустрию производство спутников и ракет. Но впускать их Китай согласен только с позиции силы.

3. Россия

В России есть ряд небольших компаний, по крайней мере пока что не добившихся значимых успехов, но много шумящих. Говорить о российской частной космонавтике, основываясь на генерируемом ими инфопотоке бессмысленно.

С другой стороны, не так уж и мало российской частной космонавтике, - ей больше десяти лет. И за это время были попытки сделать разные вещи. Что-то совсем не прижилось. А что-то нашло какие-то способы взаимодействия с реальностью и укоренения в ней. И порой это взаимодействие сильно меняет изначальный замысел. Не меняя при этом, например, организационные формы и т.д. Как говорится, "Россия - страна превращенных форм".

Выдвину гипотезу о том, что "Спутникс" как элемент "империи" "Системы" был попыткой пройти по китайскому пути. Почему представители этих организаций до сих пор упорно напирают на то, что их конкуренты имеют высокую стоимость создания спутников? Извините, снизить стоимость вы можете или путем отказа от российских проверенных и дорогих комплектующих на китайское барахло с алиэкспресса. Да, кубсат с Raspberry Pi в качестве ЭВМ и видеокамерой из стандартного комплекта Raspberry какое-то время поработают. Но не долго. И это все же понимают. Остается путь покупки нормальных комплектующих за рубежом, дешевле чем в России - встраиваться в глобальный рынок. Но сейчас все это крайне сомнительно.


Гонконгский завод по производству спутников.


Фото с церемонии открытия спутникового завода в Гонконге.

Описание фото:

Более 150 представителей из десятков стран и регионов, занимающихся коммерческой аэрокосмической деятельностью, включая межправительственные организации, НПО, коммерческие структуры и правительственные учреждения, приняли участие в церемонии открытия, став свидетелями новой эры мировой коммерческой космической индустрии.

Ниже - фотографии самого гонконгского спутникового завода.


Вторую тенденцию условно назовем "частный космос глобальных торговых домов"

Активно проявляться она начала где-то с 2020 года. Несколько текстов.

IV (декабрь 2023)
Шэньчжэнь - китайский город, расположенный через границу с Гонконгом. Он имеет репутацию “Силиконовой долины Китая”. Шэньчжэнь - мировой центр электроники и крупнейший в мире рынок электроники. В нем базируются такие компании, как Huawei, ZTE, Tencent и т.д.

Исторически, в Шэньчжэне был очень ограниченно развит космический сектор. Однако в последние годы ситуация начала меняться.

Космическая промышленность Шэньчжэня до сих пор была ограниченной. Но мы видим некоторые серьезные подвижки.

V (июль 2023)
Вновь открытый центр по производству спутников ASPACE Hong Kong расположен в Передовом производственном центре Гонконгского научного парка и занимает площадь около 18 500 квадратных метров. Мощность - более 200 спутников связи, навигации, оптического и радиолокационного ДЗЗ весом от 30 кг до 10 тонн ежегодно.

VI (июль 2023)
Основными заказчиками спутников нового завода являются правительственные ведомства, такие как Метеорологическое управление Китая, департаменты охраны окружающей среды, транспортные департаменты, коммерческие компании в областях, охватывающих управление земельными активами, торговлю углеродом, сервисные продукты ESG, исследовательские институты, включая университеты, ключевые лаборатории астрономических исследований и лаборатории приложений дистанционного зондирования, а также индивидуальные пользователи.

Стоит отметить, что Китай успешно запустил спутники Golden Bauhinia-3, -4 и -6 с помощью ракеты-носителя Long March-2D с космодрома Тайюань 15 января 2023 года. Эти спутники разработаны ASPACE Hong Kong.

Для Гонконга важно играть должную роль инновационного центра в районе Большого залива, что соответствует национальному позиционированию города, - заявил Global Times Сонг Чжунпин, эксперт по космонавтике из Гонконга.

В свою очередь, Гонконг мог бы наладить и улучшить международное сотрудничество в космосе с Китаем, как город делает в других областях, - добавил он.

Кроме того, как международный хаб, Гонконг может запускать свои спутники не только с материковой части Китая, но и из-за рубежа. Активное развитие аэрокосмической отрасли может вызвать новый экономический рост и придать импульс городу, - отметил Сонг.

Фактически, и Гонконг, и Специальный административный район Макао все активнее участвуют в крупной космической программе страны.

V (июль 2023)
Hong Kong Aerospace Technology Group Limited (HKATG) - первое коммерческое аэрокосмическое предприятие Гонконга. 

Ранее известная как Hentech Technologies Ltd, HKATG является пионером в коммерческой аэрокосмической промышленности и технологических инновациях в городе. HKATG владеет пятью технологическими центрами и производственными базами, включая центр по производству спутников, центр космического мониторинга окружающей среды, центр спутниковой телеметрии, слежения и управления, центр применения спутниковых данных и центр производства точной электроники. 

Бизнес HKATG состоит из: разработки спутниковых группировок, применения спутниковых данных, проектирования и производства спутников, сборку и тестирования спутников, выбор и спецификацию полезной нагрузки спутника, производство электроники, а также запуск спутников.

VII
Компания Hentech Technology Co., Ltd была основана в марте 1998 года и с момента своего основания является высокотехнологичным акционерным предприятием, которое занимается научными исследованиями, разработкой технологий, монтажом, обслуживанием оборудования и высококачественными услугами в целом.

Комментарий
Тут уже без всяких сомнений ясно, что эти космические компании созданы "внешними" игроками. А Гонконг, как ни крути, это Великобритания.

При прочтении этих текстов невольно вспоминается "Азиатская сага" Клавелла. (С чего бы ее вновь начали экранизировать?)

Отдельный вопрос - почему именно 2020 год стал переломным моментом.

#Китай


​​Раз уш пошла речь про Китай, давайте обсудим и китайскую "частную космонавтику". Обсуждать будем без каких-либо претензий на полноту. Все, что я хочу сказать, - что я вижу в китайской "частной космонавтике" наличие двух тенденций развития. (Что не означает отсутствие других тенденций.)

Первую назовем "китайский частный космос"
Компании, ее представляющие, создавались с опорой на государственные научные организации. Базируются они или в Пекине, или в других китайских научных центрах материкового Китая. Как примеры, раскрывающие содержание этой тенденции, приведём следующие тексты.

I (октябрь 2022)
Китайская коммерческая фирма Changguang Satellite Technology заявляет, что расширит свою строящуюся группировку Jilin-1 со 138 до 300 спутников.

Changguang Satellite, производитель и оператор спутников, базирующийся в Чанчуне (см. фото), провинция Цзилинь на северо-востоке Китая, изначально планировала, что к 2025 году ее группировка Jilin-1 будет состоять из 138 спутников на орбите, что обеспечит промежуток между съемкой 10 минут.

Планы изменились, и теперь 138 спутников - лишь первый этап, который будет завершен к 2023 году. На втором этапе группировка будет расширена до 300 спутников к 2025 году.

Компания Changguang Satellite была основана в декабре 2014 года как филиал государственного Чанчуньского института оптики, точной механики и физики (CIOMP) при Академии наук Китая (CAS).

Компания получила финансирование в размере $375 млн для своего проекта Jilin-1 в ноябре 2020 года. На сегодняшний день на орбите уже находится крупнейшая китайская коммерческая группировка. 

Это одна из самых известных и хорошо финансируемых коммерческих космических компаний, появившихся в Китае после принятия в 2014 году политического решения об открытии сектора для частного капитала.

II (декабрь 2020)
В прошлые годы в Китае спутники и ракеты производились почти исключительно государственными учреждениями. Но различные технологические и коммерческие достижения привели к резкому росту числа заинтересованных сторон из частного сектора.

В 2017 году были впервые внедрены более совершенные чем ранее бизнес-модели создания частных космических компаний, после чего в отрасль пошел частный капитал.

Эти события являются контекстом создания компании MinoSpace. Все основатели компании были представителями государственных учреждений и объединились с целью создания глобального производителя спутников, которого можно было бы сравнить с первоклассными фирмами, такими как британская Surrey Satellite Technology.

Сегодня MinoSpace предлагает широкий ассортимент продукции, включая готовые спутники, спутниковые подсистемы и компоненты, а также наземные терминалы и станции спутниковой связи.

Компания также предлагает портфель услуг, которые включают производство спутников, сборку, интеграцию, тестирование, запуск, производство и инженерное обучение.

III (март 2020)
В 2019 году на орбиту MinoSpace вышли четыре спутника. Спутник "Звездный век-5" успешно вышел на орбиту после запуска на борту первого полета новой коммерческой легкой ракеты-носителя в августе. Затем три спутника MinoSpace были запущены 20 декабря из Тайюаня, северный Китай.

MinoSpace привлекает 14 миллионов долларов на разработку более крупных спутников.

Комментарий
"Китайски частный космос" продемонстрировал уж очень резкий старт. Не представляю как это возможно без чьего-то технологического спонсирования. Кто спонсор?

В качестве исторического контекста вспомним, что в момент, когда все начиналось (около 2017 года) Трамп судорожно пытался продать как можно больше чего угодно в Китай для того, чтобы выправить торговый дефицит. А, например, Blackwater и вовсе создавал для Китая ЧВК для работы в Синцьзяне.

Технологическое спонсирование может быть разным. Одно дело когда передается полный цикл конкретным китайским организациям. (Судя по всему здесь было именно так.)

Другое дело - если строятся высокотехнологичные заводы, контролируемые иностранцами.

#Китай


Спутник ДЗЗ dan repost
4 апреля 1901 года родился Михаил Васильевич Хруничев — заместитель председателя Совета Министров СССР и председатель Государственного Комитета по координации научно-исследовательских работ оборонной промышленности. Герой Социалистического Труда, кавалер семи орденов Ленина, лауреат Сталинских Премий.

Михаил Васильевич родился на Шубинском руднике в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии, в семье шахтёра. Два года отучился в Начальном земском училище, но не закончил из-за тяжелого материального положения семьи. С детства работал на руднике: рассыльным, коногоном, молотобойцем. С 1920 года служил в Красной армии, где вступил в РКП(б). С 1924 года — в органах милиции Донецкой губернии. В 1929 году был назначен заведующим окрадминотделом — начальником Луганской окружной милиции.

В 1930 году перешел на хозяйственную работу. С 1932 года по 1935 год работает помощником, затем — заместителем директора патронного завода в Луганске. Параллельно учится: в 1932 году окончил Украинскую промышленную академию, в 1935 году — три курса Всесоюзного института хозяйственников Наркомтяжпрома.

В 1937 году его отзывают в Москву в центральный аппарат Наркомата оборонной промышленности. Через год, после реорганизации Народного Комиссариата оборонной промышленности, его назначают заместителем наркома авиационной промышленности СССР.

В 1942–1946 — первый заместитель Народного Комиссара боеприпасов СССР.

После войны Михаил Васильевич работает министром авиационной промышленности СССР (1946–1953), первым заместителем Министра среднего машиностроения СССР (1953–1955), заместителем Председателя Совета Министров СССР (1955–1956), заместителем Председателя Госэкономкомиссии СССР (1956—1961).

Умер Михаил Васильевич 02 июня 1961 года. Его имя было присвоено московскому Машиностроительному заводу, ныне Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева

Очень мотивирующая фотография. Глядя на Михаила Васильевича, хочется сделать что-нибудь сверх плана и выполнить точно в срок.

#история


Впечатления
Объектом для "списывания" стал американский проект "Прометей" 20-летней давности. В тексте гигантское количество отсылок к нему; повторен выбор всех ключевых технических решений.

Что поражает - китайцы всерьез воспринимают многие американские рекламные проспекты 90-х годов и закладывают обещанные в них показатели в свой проект.

В тексте очень мало ссылок на российские работы. Подчеркивают лишь отличия. Причем подчеркиваются не таким образом: "Русские делают так, а мы так". Отличия обсуждаются в следующем стиле: "Весь цивилизованный мир, и мы в том числе делаем так то, и только эти русские делают иначе". Буквально такое, конечно же, не говорится. И может быть дело вообще в машинном переводе. Но впечатление именно такое.

Ну и, наконец, сравнение с российскими работами. Пример аналогичной российской статьи от 2020 года. По уровню российскую и китайскую работы и сравнивать не имеет смысла: настолько мы сейчас впереди.

Такие российские научные статьи проходит без какого-либо внимания СМИ, как российских, так и мировых. А китайские скромные успехи обсуждает и приветствует весь мир. С чего бы это?

#Китай




​​Давно хотел посмотреть что-нибудь содержательное по китайской ядерной космической энергетике. Наконец, что-то такое попалось.

Мировые СМИ разнесли новость, опубликованную гонконгским изданием South China Morning Post, об успешных испытаниях наземной модели 1,5 МВт ядерной энергетической установки.

Из содержательного в новости.
1) В работе принимало участие более 10 институтов.
2) Прототип системы ядерного реактора с литиевым охлаждением прошел некоторые начальные наземные испытания.
3) Рабочая температура реактора -  1276 С.

На фото ниже - установка, на которой проводились испытания. Надпись сверху: "Внедряй инновации или погибни. Никаких оправданий".

Перейдем к первоисточнику - статье "Проектирование мегаваттного космического ядерного реактора с литиевым охлаждением" китайского журнала "Ядерная наука и технологии" (использовался машинный перевод).

Аннотация
"Разработана техническая схема малого космического реактора мегаваттного класса с литиевым охлаждением, используемого в сочетании с системой преобразования энергии на цикле Брайтона, которая является легкой и долговечной. Рассматриваются ключевые технологии, задействованные в проектировании".

Введение
Обоснование необходимости проведения работ.
"По мере того как ситуация космической конкуренции становится все более серьезной, требования к функциональности и эксплуатационным характеристикам космических аппаратов и космического оборудования постепенно возрастают. Запрос на мощное и надежное энергоснабжение постепенно возрастает."

"Приводится проект мегаваттного космического реактора с литиевым охлаждением. Основное внимание уделяется проектным идеям и концепциям. Приводится план проектирования некоторых ключевых компонентов и рассказывается о ходе разработки и экспериментальных испытаний проверочных образцов и прототипов".

Основная часть
"Метод охлаждения реакторной системы жидкометаллическим контуром имеет значительное преимущество в весе", потому выбран именно он.

"В системе машинного преобразования тепла в электричество используется гелий-ксеноновая генераторная установка, которая вырабатывает мощность 1,55 МВТ. Чистая электрическая мощность составляет 1,5 МВТ. Расчетный срок службы системы не менее 10 лет".

"Чтобы уменьшить общий вес системы, учитывая, что холодильника излучателя пропорциональна четвертой степени температуры, температура рассеивания излучаемого тепла искусственно повышается. Вес системы рассеивания излучаемого тепла уменьшается, но это также приводит к определенной потере эффективности выработки электроэнергии. После комплексной оптимизации температура на входе компрессора выбрана 560 К. Температура на входе турбины составляет 1500 К. Эффективность цикла системы выработки электроэнергии составляет 25,79%. Система радиационного охлаждения использует ртутно-калиевые тепловые трубы с ребрами радиационного охлаждения." (Тепловая схема на рисунке ниже.)

Распределение различных элементов по массе (в кг).
Ядро и первый контур - 656
Радиационный щит - 1267
Система выработки электроэнергии - 2660
Система радиационного охлаждения - 2759
Другое - 524
Общий вес - 7866

Экспериментальная часть
Эксперименты проводились с целью "проверки ключевого оборудования системы космического реактора с литиевым охлаждением, проверки совместной работы главного контура с литиевым охлаждением и выработки электроэнергии в цикле Брайтона, а также испытаний высокотемпературных материалов на коррозионную стойкость".

Заключение
"Фактические потребности в применении космических реакторов мегаваттного класса в нашей стране ожидаются примерно в 2035-2050 годах".

Финансирование
Финансируется Национальным проектом ключевого плана НИОКР (Номер: 2018YFB1900600)

20 ta oxirgi post ko‘rsatilgan.