Тернопольская "ЛЮКС-Торпеда"
Такое непривычное название получил мини-поезд, который в наше время называется рельсовым автобусом. Самоходный вагон, который больше напоминал удлиненный лимузин, блестел на солнце и тешил глаз округлыми формами. "Люкс-торпеда", а официально "потяг моторово- экспресовый", была отдельным моновагоном длиной 22 метра с двумя кабинами машинистов с обеих сторон.
Комфортабельный салон "торпеды" вмещал 52 пассажира, которые могли наслаждаться быстрой и комфортабельной поездкой. В движение "торпеда" приводилась с помощью двух шестицилиндровых дизельных двигателей. Строился чудо- поезд на первой польской фабрике локомотивов за лицензией австрийской компании Даймлер. Непривычная аэродинамическая форма моновагона резко контрастировала с неуклюжими очертаниями угарных паровозов, которые еще и оставляли за собой густой дымный след.
Но главнейшей особенностью "люкс-торпеды" была ее скорость. Максимально "люкс-торпеда" разгонялась до 120 километров в час (!), а рабочая скорость ее хода составляла 100-105 км /ч. Первые рейсы "люкс-торпеды" состоялись в 1936 году из Кракова на туристический курорт Закопане. А летом 1936- го этот чудо-поезд начал регулярные рейсы из Львова в Борислав, Коломыю и Тернополь. Из Львова "торпеда" выезжала в 15 ч. 28 минут, а в Тернополь прибывала в 17 часов 12 минут, то есть меньше чем за два часа. Кроме пассажиров, этим рейсом в Тернополь прибывала почта. Позднее, в 1939-м, рейсы "торпеды" были продлены к Чорткову и Залещикам.
К сожалению волна Второй мировой войны остановили триумф "люкс-торпеды".