Как бы нам ни хотелось оттепели и либерализации экономики, но её, как и бюджет, сегодня должны спасать силовики или изменение подходов.
Проблема в том, что из-за желания взять на себя высокие социальные обязательства, государство не контролирует их реализацию или контролирует постфактум, просто констатируя, что тот или иной нацпроект не достиг целей. При этом, довольно слабо контролируется не только качество того - за что платит государство, но и сколько платит, и кому. Уходя от советской модели тотального контроля экономики, власти пытались менять механизмы, либерализуя их, но на практике получалось, что каждый новый инструмент, такой как к примеру 44-ФЗ, снижал не контроль за экономикой, а контроль за финансами, предоставляя возможность все больших хищений. Аналогично было и в строительстве, когда ввели механизм долевого строительства, что привело к валу хищений средств граждан и жалоб обманутых дольщиков. То же и в других отраслях. Какой либерализацией и чего можно исправить эту ситуацию? А вот правильной работой правоохранителей и силовиков, как раз можно.
Есть и другой момент, который тянет экономику пробить очередное дно - отсутствие управленческих компетенций у большинства государственных управляющих и вообще желания управлять с нацеленностью на результат. И мы уже это обсуждали. Кроме того, власти не хотят признавать свои ошибки и продолжают пытаться делать хорошую мину при плохой игре. Так происходит с нацпроектами, которые должны были стать элементом проектного менеджмента. Однако, сегодня нацпроекты - это лучший способ освоения бюджетных средств и личного обогащения чиновников и околовластных предпринимателей. А всё связано с тем, что у всех есть главная задача - показать кассовое исполнение нацпроекта, а значит достаточно правильно по формальным признакам составить заявку, а держатель нацпроектной "кубышки" всё равно не проверяет ни реальные потребности, ни приоритезацию целей и расходования средств, ни качество реализации, ни достижения целей. В итоге деньги тратятся, но только гражданам лучше не становятся, а лишь богатеют "нацпроектные" элиты. А для того, чтобы это не происходило, необходимы другого качества государственные управленцы, которые не только будут ставить перед собой цель - служить государству и народу, но и делать это профессионально. Однако, так как профессионалы, которые ещё и патриоты, видя всё, что происходит в стране, высказывали и высказывают критические оценки, их уже давно занесли в "списки" агентов и оппозиционеров, раскачивающих лодку и создали все условия, в том числе судимости, чтобы их не допустить до власти.
В итоге, мы приходим к тому, что, чтобы запустить позитивные изменения, необходимо, во-первых, усилить контроль - куда, как и сколько тратится бюджетных средств, во вторых, создать реогранизационный ресурс за счет либерализации политической системы и втягивания в неё новых людей, которые готовы не только создать новые цели и мотивировать других людей на изменения, но и взять на себя ответственность за их достижения.
Но вряд ли на это решится наша власть, потому что она должна для этого научиться признавать ошибки и перестать бояться конкуренции.
Проблема в том, что из-за желания взять на себя высокие социальные обязательства, государство не контролирует их реализацию или контролирует постфактум, просто констатируя, что тот или иной нацпроект не достиг целей. При этом, довольно слабо контролируется не только качество того - за что платит государство, но и сколько платит, и кому. Уходя от советской модели тотального контроля экономики, власти пытались менять механизмы, либерализуя их, но на практике получалось, что каждый новый инструмент, такой как к примеру 44-ФЗ, снижал не контроль за экономикой, а контроль за финансами, предоставляя возможность все больших хищений. Аналогично было и в строительстве, когда ввели механизм долевого строительства, что привело к валу хищений средств граждан и жалоб обманутых дольщиков. То же и в других отраслях. Какой либерализацией и чего можно исправить эту ситуацию? А вот правильной работой правоохранителей и силовиков, как раз можно.
Есть и другой момент, который тянет экономику пробить очередное дно - отсутствие управленческих компетенций у большинства государственных управляющих и вообще желания управлять с нацеленностью на результат. И мы уже это обсуждали. Кроме того, власти не хотят признавать свои ошибки и продолжают пытаться делать хорошую мину при плохой игре. Так происходит с нацпроектами, которые должны были стать элементом проектного менеджмента. Однако, сегодня нацпроекты - это лучший способ освоения бюджетных средств и личного обогащения чиновников и околовластных предпринимателей. А всё связано с тем, что у всех есть главная задача - показать кассовое исполнение нацпроекта, а значит достаточно правильно по формальным признакам составить заявку, а держатель нацпроектной "кубышки" всё равно не проверяет ни реальные потребности, ни приоритезацию целей и расходования средств, ни качество реализации, ни достижения целей. В итоге деньги тратятся, но только гражданам лучше не становятся, а лишь богатеют "нацпроектные" элиты. А для того, чтобы это не происходило, необходимы другого качества государственные управленцы, которые не только будут ставить перед собой цель - служить государству и народу, но и делать это профессионально. Однако, так как профессионалы, которые ещё и патриоты, видя всё, что происходит в стране, высказывали и высказывают критические оценки, их уже давно занесли в "списки" агентов и оппозиционеров, раскачивающих лодку и создали все условия, в том числе судимости, чтобы их не допустить до власти.
В итоге, мы приходим к тому, что, чтобы запустить позитивные изменения, необходимо, во-первых, усилить контроль - куда, как и сколько тратится бюджетных средств, во вторых, создать реогранизационный ресурс за счет либерализации политической системы и втягивания в неё новых людей, которые готовы не только создать новые цели и мотивировать других людей на изменения, но и взять на себя ответственность за их достижения.
Но вряд ли на это решится наша власть, потому что она должна для этого научиться признавать ошибки и перестать бояться конкуренции.