Медиаборщ! dan repost
Гарри Поттер и необратимая смена караула
Бывший главред Buzzfeed News Бен Смит нравится мне гораздо больше как медиа-колумнист New York Times, чем на прошлой работе (что конечно же тоже zeitgeist-в-себе) - почти в каждом своем еженедельном тексте он затрагивает крайне важные тренды изменений в мире медиа. Так, вчерашнюю колонку автор посвятил "смене караула" в Голливуде, где старых боссов, привыкших решать судьбы многомиллионных бюджетов одним рукопожатием, меняют на бравых контентщиков со стриминг-платформ, причем делают это крайне радикальным с точки зрения традиций голливудских студий образом (простым увольнением без привычных золотых парашютов). В целом все описанное выше говорит о том, что с киноиндустрией сейчас происходит то же, что уже произошло в традиционных медиа. И в сердце этих процессов - снова дистрибуция контента!
Голливудское кино десятилетиями зависело от дистрибуции через кинотеатры. Мерч и права тоже важны, но это уже производный заработок, т.е. результат успеха или неуспеха фильма в прокате (вряд ли есть фильмы которые плохо смотрели, но скупили весь мерч). Несмотря на ежегодно проседающие графики посещаемости кинотеатров, индустрия эта более-менее держалась на плаву - думаю, во многом из-за "оптимизации" контента в сторону супергеройских франшиз и расширяющуюся пропасть неравенства между инди-кино и мегаблокбастерами. Вокруг такой модели дистрибуции был построен весь цикл производства контента.
Когда Netflix нашел свой product-market fit и начал стремительно расти во все стороны (года с 2013-14), это был первый серьезный звонок для индустрии, который она более менее пропустила мимо радаров. И так и продолжала пропускать пока сохранялась возможность выжимать из комфортной традиционной модели дистрибуции кино деньги, т.е. еще лет 10-15 (а может и больше).
Пандемия существенно ускорила цифровую трансформацию во всех сферах, и кино не исключение. Из дистрибуции убрали ключевой канал - кинотеатры. Это похоже на смену алгоритма фейсбука в 2017-18 для медиа, но думаю в разы хуже по деньгам. В результате подобных тектонических изменений на вершину пищевой цепи поднялись компании с производственным циклом адаптированным под совершенно иную модель дистрибуции - стриминг. В том числе поэтому Netflix в какой-то момент имел большую капитализацию чем Disney, и Disney смог вырваться вперед только после того как показал хорошие цифры роста своего сервиса Disney+.
Неудивительно, что описанный выше тренд заметили и подхватили остальные игроки и начали агрессивно внедрять процессы и практики digital-native компаний у себя. В этом смысле в дивном новом современном мире любая компания, независимо от индустрии, так или иначе стремится стать технологической продуктовой компаний. Так NYT, Washington Post, Vox Media, Buzzfeed еще 5-10 лет назад начали отстраиваться от стартапов и платформ. Не все из них добегут до финиша, но в этом и суть смены караула - он должен смениться.
Бывший главред Buzzfeed News Бен Смит нравится мне гораздо больше как медиа-колумнист New York Times, чем на прошлой работе (что конечно же тоже zeitgeist-в-себе) - почти в каждом своем еженедельном тексте он затрагивает крайне важные тренды изменений в мире медиа. Так, вчерашнюю колонку автор посвятил "смене караула" в Голливуде, где старых боссов, привыкших решать судьбы многомиллионных бюджетов одним рукопожатием, меняют на бравых контентщиков со стриминг-платформ, причем делают это крайне радикальным с точки зрения традиций голливудских студий образом (простым увольнением без привычных золотых парашютов). В целом все описанное выше говорит о том, что с киноиндустрией сейчас происходит то же, что уже произошло в традиционных медиа. И в сердце этих процессов - снова дистрибуция контента!
Голливудское кино десятилетиями зависело от дистрибуции через кинотеатры. Мерч и права тоже важны, но это уже производный заработок, т.е. результат успеха или неуспеха фильма в прокате (вряд ли есть фильмы которые плохо смотрели, но скупили весь мерч). Несмотря на ежегодно проседающие графики посещаемости кинотеатров, индустрия эта более-менее держалась на плаву - думаю, во многом из-за "оптимизации" контента в сторону супергеройских франшиз и расширяющуюся пропасть неравенства между инди-кино и мегаблокбастерами. Вокруг такой модели дистрибуции был построен весь цикл производства контента.
Когда Netflix нашел свой product-market fit и начал стремительно расти во все стороны (года с 2013-14), это был первый серьезный звонок для индустрии, который она более менее пропустила мимо радаров. И так и продолжала пропускать пока сохранялась возможность выжимать из комфортной традиционной модели дистрибуции кино деньги, т.е. еще лет 10-15 (а может и больше).
Пандемия существенно ускорила цифровую трансформацию во всех сферах, и кино не исключение. Из дистрибуции убрали ключевой канал - кинотеатры. Это похоже на смену алгоритма фейсбука в 2017-18 для медиа, но думаю в разы хуже по деньгам. В результате подобных тектонических изменений на вершину пищевой цепи поднялись компании с производственным циклом адаптированным под совершенно иную модель дистрибуции - стриминг. В том числе поэтому Netflix в какой-то момент имел большую капитализацию чем Disney, и Disney смог вырваться вперед только после того как показал хорошие цифры роста своего сервиса Disney+.
Неудивительно, что описанный выше тренд заметили и подхватили остальные игроки и начали агрессивно внедрять процессы и практики digital-native компаний у себя. В этом смысле в дивном новом современном мире любая компания, независимо от индустрии, так или иначе стремится стать технологической продуктовой компаний. Так NYT, Washington Post, Vox Media, Buzzfeed еще 5-10 лет назад начали отстраиваться от стартапов и платформ. Не все из них добегут до финиша, но в этом и суть смены караула - он должен смениться.