🙋♂️ Сейчас в нашей стране живет множество инициативных людей, желающих открыть свое дело, запустить полезный продукт или сервис, сделать что-то полезное для общества, но не имеющих на это собственных финансов. Что же делать в таких случаях? Здесь вам на помощь приходят инвесторы. Люди, у которых есть финансы, но нет идей куда их вложить. Но просто позвонить богатому бизнесмену и попросить инвестиции нельзя. Никто не будет вкладывать кровно заработанные деньги в незнакомый проект. Поэтому, тема этого дня – ПИТЧИНГ.
🧩 Что такое питч?
Питч – это короткая презентация проекта перед потенциальными венчурными инвесторами. Искусство питчить (т.е. – презентовать) идею заключается в умении заинтересовать инвестора и привлечь первые вложения. То есть ваш питч должен быть максимально кратким, лаконичным, структурированным и захватывающим внимание.
🧩 Какие бывают питчи ?
Elevator Pitch – формат, в котором вы должны рассказать инвестору о своей компании условно секунд за 30, во время короткой встречи или поездки в лифте.
Для такой презентации вам необходимо сформулировать концепцию стартапа примерно в 7 словах – можно чуть больше, но самое главное - минимум воды и максимум смысла.
Ваша главная цель – установить контакт. Если инвестор заинтересуется вашим предложением – прекрасно, если нет, то ничего страшного, не нужно навязываться и пытаться «продавить» свою идею. Скорее всего, это ваш не первый и не последний инвестор. Если сам человек не заинтересован в инвестировании, то вы можете спросить, к кому еще можно обратиться и кому ваш проект может понравиться – это вполне уместно.
Idea Pitch – презентация, которую вы будете использовать на конкурсах или ивентах. Она длится примерно 3 минуты. Это время вы должны потратить на то, чтобы помимо самой идеи рассказать про бизнес-стратегию, объемы рынка, какую проблему призван решить ваш стартап и что вас отличает от конкурентов.
Вам не нужно опускаться в детали, главное – это проблема и решение, которое вы предлагаете. Если у инвестора возникнут вопросы, он сам их задаст. Не нужно использовать обилие сложных терминов, сделайте свой питч максимально простым и понятным. Лучше расскажите о перспективах для самого финансиста: в чем его выгода, сколько можно будет заработать и как вы это рассчитали.
Funding Pitch – это самый длинный формат, длящийся в районе 10 минут. Здесь вы подробно рассказываете о том, каких объемов инвестиции вам требуются, освещаете ваш план, сильные стороны и другие подробности, которые посчитаете нужными.
Вы должны дать понять инвестору, какая у вас доходность: 10%, 20%, а может и все 30%. Расскажите, как вы намерены изменить рынок, в какие сроки и какие ресурсы имеются на данный момент. Вы делаете Funding Pitch, когда уверены в том, что инвестор уже заинтересован вашим проектом. Вам стоит продумать детали: необязательно вставлять их в свою речь, но если инвестор начнет задавать вопросы, то вы должны быть готовы на них ответить. И не стоит приукрашивать проект или преувеличивать предполагаемую доходность.
Питч-сессия – это мероприятие, на котором собираются стартаперы с целью заинтересовать инвестора в своем проекте. Каждый по очереди презентует свой проект где-то на протяжении 20 минут, инвесторы слушают выступления и после него связываются с теми, кто их заинтересовал. На питч-сессии у вас будет большая конкуренция, поэтому чем больше вы вложитесь в подготовку, создадите интересную презентацию, расскажите о своих преимуществах и выгоде для инвестора, тем больше у вас шансов получить инвестиции.
🧩Подборка питч-сессий:
Startup Village – международная технологическая конференция, ежегодно проходящая в мае на территории «Сколково». Есть отбор, нужно зарегистрироваться и подать заявку на участие, лучшие 100 проектов едут на конференцию.
Pitch & go – проект Skolkovo Ventures, организовывает питч-сессии три раза в год. Принимают участие около 70 инвесторов и 15 авторов проектов. Для участия проекты отбираются по следующим критериям: степень проработки продукта или уникальность технологии, наличие рынка, сформированная команда, наличие первых контрактов с заказчиками.