дочитала «Настройщика» Дэниела Мейсона (
PhantomPress, пер. Марии Кульневой), которого настойчиво отрекомендовали мне сразу двое друзей. рекомендовали странным образом, нет чтобы прямо сказать, что у автора «Зимнего солдата» за полтора десятилетия до того вышел Летний солдат, но тоже отличный.
аннотация с одной стороны заманивает совершенно безумной идеей спасения рояля в кустах, с другой - отчетливо напоминает о контексте - британской оккупации Бирмы. судя по всему, комических куплетов не будет, все слушатели уже ушли в сад.
но помимо красивых метафор о хрупкости искусства (при всей тяжеловесности концертного рояля «Эрар», одного из главных героев) и изящных пометок о культурах и их разнице (босх мой, в какие занимательные философо-этические дебри можно забрести, рассуждая, зачем пудрятся в Англии и в Бирме) это ещё и очень красивый роман о путешествии.
настройщик Дрейк, выписанный в Бирму вслед за роялем, едет туда долго, полромана. встречает чудеса. узнаёт о себе много нового. иначе смотрит на мир. начинает задаваться вопросами до того, как способен внятно их сформулировать. ни в какой момент он не тот, что был ещё страницу назад.
вопросы о том, что такое «туда», что такое «обратно», возможно ли вообще какое бы то ни было «обратно» после путешествия к краю мира, в какой момент путешествия перестаёшь видеть дом, в какой момент прекращаешь рваться туда всей душой, выстраиваются перед завороженным читателем причудливой чередой.
это очень щедрый роман - его можно читать как угодно - как историю о том, что бывает с маленьким человечком во внутренностях истории; или о том, что мастерство в тонкой настройке - оно что нож, можно яблоко почистить, а можно и пораниться, стоит ли культура того; или о том, как ненависть и жажда настигают самых неожиданных жертв; или о том, что с тобой делают истории и случайно встреченные поэмы.
это очень красивый роман. в нем некоторые ружья не стреляют ни в одном акте. в нем Одиссей не очень хочет домой. в нем уличное представление, свет луны, приступ малярийной лихорадки, плетеный мяч, с которым играют дети, дождь, стучащий по корпусу из красного дерева - все музыка, все сон, все история, которую каждый услышит по-своему.