птица и книжки


Kanal geosi va tili: Rossiya, Ruscha
Toifa: Bloglar


меня зовут Настя, я читаю и смотрю в окно. спросить и поговорить - вэлкам

Связанные каналы

Kanal geosi va tili
Rossiya, Ruscha
Toifa
Bloglar
Statistika
Postlar filtri


какое горе. никаких слов нет уже. соболезнования всем, кого коснулась трагедия

берегите себя, обнимайте близких (и наоборот тоже)
сил всем нам💔


Яна Вагнер написала просто отличный роман, "Тоннель" - та самая книжка, которая буквально не отпускает и например проникает в сны (это неприятно). много страшного, знакомого, читательский кастинг интересно сработал и среди меня в одной из ведущих ролей была, например, Гвендолин Кристи прекрасная

в какой-то момент даже подумала, что нужно приготовиться к разочарованию в конце - нельзя из этого выбраться красиво, накал (во всех смыслах) такой, что любая концовка будет выглядеть немного пшиком. к счастью, ошиблась – финал чудовищно, ужасающе честный. впрочем, всё, что хотела написать про финал (и про арбуз, это было слишком, нельзя же так) – сочла спойлером и писать не стала

роман в эксклюзиве у Букмейта и поэтому не попадет в книжный клуб, аудиоверсию обещают с 22 марта

(не имею понятия, что с комментариями, но при желании приходите комментировать в предыдущий пост - не запутаемся)


помните в начале 2010х Вадим Картушов, больше известный в ЖЖ как komediante, публиковал свои очень краткие пересказы классики - Мцыри, Обломова, и все нос воротили, но репостили - «- какой вы интересный. - и весьма коварный» про Онегина - помните? а до того, в школьном детстве моем, пришедшемся на 90е в спальном районе города Омска, школьный фольклор был очень пестрым и среди похабных частушек, похабных считалочек и переписанного от руки текста великой композиции «комбьё долор» ходил (не так резво, впрочем) пересказ Онегина, якобы настоящее сочинение. и язвительнее всех над ним издевались те из нас, кто даже на таком уровне сюжет романа не освоил

почитала тут язвительных же прогнозов о том, что Сарик Андреасян наверняка как-то не так снял «Онегина» и это будет полный провал. посмотрела трейлер и думаю, что классика потому и классика, что ее кто только и каким только способом не пересказывает. и это хорошо. пусть будет больше Карениных, Дракул и ремейков и ретеллингов. и в кино пойду

а источник того сочинения про Онегина я нашла и с большим удовольствием прочла - это известный роман Николая Огнева «Дневник Кости Рябцева»(1927), который совершенная энциклопедия 1920х годов с их невероятным языком, безудержным школьным новаторством и подростковой повесткой: футбол с мальчиками, дружба с девочками, борьба с буржуями, воровство яблок, половой вопрос. очень актуальное чтение кстати. и именно оттуда то самое ужас-ужас какое неграмотное сочинение про Онегина:

«Евгений был сын одного разорительного барина: он поехал в свой уголок и увидал, что дядя лежит на столе. Он стал увлекаца деревней, но скоро потерял свое увлечение и очаровался. Татьяна была помещицей. Она читала романы, била служанок и носила корсет. Она очаровалась Онегиным и велела своей няни написать ему письмо. Наня послала своего внука с письмом к соседу. Татьяна очень очаровалась Онегиным, он был уже всегда под изголовьем, они ходили по бедным и страдали тоску. Но за Татьяну вступился поет Ленский. Ленский был во всем наперекор Евгению, они каждый день дрались. Один раз Онегин пульнул в него из ривольвера и убил напролом. После этого Татьяна вышла замуж за своего друга генерала и жила очень даже богато, каждый день сбавлялась на пирах и на дворе была на примете. Ей муж был калека. Евгений увидал опять Татьяну и очень очаровался, он надевал на нее пальто, раздевал ее. Евгений пришел к ней, выразился в чувствах, но она выразилась, что замужняя за генералом и будет ему верна. На этом Евгений свое изложение кончил»


перечитала таки "Хроники Амбера", помечтала на этот раз о регенеративных возможностях (мне бы ох как пригодились) и, как оказалось, побывала в книгочитательском отпуске, потому что параллельно с этим знакомым до буквочки текстом не читала ничего

зато как вышла из отпуска..

• прочла "Французскую кухню в России и русской литературе" Виталия Задворного (НЛО, 2023) и теперь знаю, что безе в XIX веке называли, например, "испанскими ветрами". Тургенев, за что?;

• доперечитала "Небесный Стокгольм" Олега Нестерова (Рипол Классик, 2016) и ужаснулась разнице впечатлений с первым опытом чтения, зря я так с собой. хотя мантра "важно, на чьей стороне смеющиеся" крутится в голове причудливо;

• в рамках подготовки к книгоклубу о беспроблемном тексте полезла в библиографию Р.С.Шерриффа (автора милейших "Двух недель в сентябре", вышли в Корпусе годом ранее) и нашла роман Greengates (1936), в котором некоторая проблемность вроде есть, даже моменты дискомфорта и тихого отчаяния, а потом - опять ласковая пристальная предметность всего мира, называние всех имён, настроений, шажков, каждой минуты: дядьку отправляют в отставку, он много времени проводит дома с любимой женой, но ни сам не чувствует покоя, ни ей не даёт - дремлет, мерзавец, в ее кресле в неурочное время теперь. в попытках сохранить семью, рассудок и хорошее настроение эти двое идут гулять и глядя с холма на гремящую стройку думают: а не плюнуть ли нам на город и не завести ли новое гнёздышко с новыми привычками в пригороде?;

• ещё читаю "Формовку советского читателя" Евгения Добренко ("Академический проект", 1997) и чувствую себя детсадовцем: уровень диалога с текстом примерно "а зачем?", "а почему?", "ещё!". но на многие вопросы о не дающей мне покоя нелюбви многих к классике "из-за школьной литры" отвечает избыточно;

закончу с подборкой святочных рассказов в последнем номере журнала «Дружба народов» за 1991 год и пойду наконец смотреть, что хорошего вышло за это время и что из этого доступно мне. как минимум, вижу, что «Иные» Александры Яковлевой вышли и «Песни ни о чем?» Дарьи Журковой ждут меня – там даже содержание такое, что хочется всё бросить и читать уже


каждый раз как упоминаю свой книжный клуб, получаю вопросы про «а можно к вам?», вопросам этим радуюсь, но не всегда знаю как ответить

клубу уже несколько лет, собираемся мы онлайн. группа небольшая - мой опыт свидетельствует, что 7-8 человек на встрече достаточно, если народу больше - некоторые участники не получат нормальной возможности высказаться, а это важно

и ещё два важных момента:
1. клуб у меня авторитарный. никакой демократии, королевские фанты - что король скажет, то все и читают. мы собрались в том числе потому, что первые участники клуба давно подписаны на меня, знают, как и что я читаю и сочли возможным полностью доверить выбор читательского трека мне. очень это ценю и бесконечно стараюсь оправдать
2. в клубе мы сосредотачиваемся на читательском опыте участников: как им читалось, почему в таком формате, как взаимодействовали с книгой, какие мысли/ассоциации возникали по дороге, что для них в книге оказалось самым важным, что запомнилось, вернутся ли к книге ещё, готовы ли посоветовать ее. важно - услышать друг друга и порадоваться тому, какими разными глазами мы смотрим на один и тот же текст. никаких статей с биографией автора или культурологическим анализом контекста произведения у нас нет, хотя знаю, что многим бывает важна и интересна образовательная функция книжного клуба

мы просто берём книгу (читаем и большие, и маленькие, романы, повести и рассказы, современные и не очень, русскую литературу и переводную) и рассказываем друг другу, что видим. кто-то делится контекстом, кто-то даже об авторе ничего не знает, кто-то заметил маленькое и интересное, кто-то сформулировал впечатление так классно, что ещё сколько дней вертишь слова на языке. мне нравится думать, что в клубе мы производим третью стадию общения с книгой: после первой «очень хочу прочесть» и второй «прочитано» бывает это самое третье - «поговорите со мной о ней». когда у нас есть потребность сформулировать впечатление, резюмировать его, но не все пишут отзыв например или делятся с непрочитавшими друзьями

вот и второй поток набрала, мест в книжном клубе пока больше нет. спасибо всем за внимание и интерес!


после длительного погружения в какой-то мир (неважно, фэнтези это или истории семейной жизни Льва Толстого) очень трудно выбираться наружу, и не хочется к тому же. мозг, который, как известно, не столько мозг, сколько ленивая жопа, хочет ехать и дальше по этой дороге удовольствия, а не строить новые нейронные связи.

это сомнительное преодоление себя я произвожу каждый раз после долгой книги. потому что можно сожрать ведро мороженого, но по-настоящему классными будут первые несколько ложек. так и здесь. можно ухнуть в кроличью нору Артурианы и прочесть всё, до чего дотянешься, но, кажется, часть радости и восторга от погружения - не придут. тем более сейчас, после удивительного ощущения духоты перед грозой, оставленного текстом.

поэтому мы с моим книжным клубом почитали "Раскопки" Джона Престона - но мне не помогло. роман - чеховско-исигуристый (по настроениям и оптике, не мастерству, что уж), но те же Темные века (это и про время действия романа - 1939 - и про времена короля, похороненного в Саттон Ху), тот же временной слом, то же постоянное душное преддверие адской грозы.

ок, скоро в кино, почему бы не прочесть предварительно биографию Оппенгеймера. и вот великие физики, вот много упоминаний книг, которые юный Роберт читал и любил (и предпочитал Достоевского Толстому, ну-ну). и вот Геттинген 1920-х. вот "душная атмосфера" Веймарской республики, и та же самая проклятая гроза впереди. привет.

возможно, стоит сдаться и откопать мои старые и потрёпанные синие книжки, два тома - "Хроники Амбера" Желязны, лучшие книги для каждого моего лета с лет примерно девяти и навсегда. лучшие преддверие грозы и гроза в моем читательском опыте. каждый раз Желязны словами неизвестного мне переводчика после поппури из всего любимого в культуре показывает грозу. вот её канун с потерями и переоценками, вот подступы к ней с высвечивающимися кусочками старой жизни и старых историй, вот бешеная скачка и вот тишина внутри грозы. когда время заканчивается и начинается заново.

а если покажется, что не получается смотреть на грозу не щурясь и не убиваясь, не получается принимать ее существование честно и трезво, потому что ты не наследный принц Амбера - можно добраться до Эмили Сент-Джон Мандел и её "Станции одиннадцать", где люди, чья реальность разбилась на кусочки, выбирают, в каком из осколков жить. и живут. и тоже рассказывают истории из времени, которое закончилось, потому что никогда не бывает как раньше


дочитала «Туманы Авалона» Мэрион Зиммер Брэдли, пересказ Артурианы от лица женских её персонажей, полторы тысячи страниц чистого читательского счастья

можно порефлексировать о том, какая классная штука - ретеллинг и как она обеспечивает жизнь лучшим сюжетам в культуре, подсвечивая в них вечное. или о том, чем отличается винтажный феминизм от устаревшего навсегда (это небольшой камень в огород «Ариадны» Дженнифер Сейнт, которую я прочла до этого). или о том, почему даже после этого торта хочется торт романа хочется схватить и перечитать «Хроники Амбера»

я задумалась вот о чем: сейчас для меня романище Брэдли ещё и история о том, как люди пытаются предотвратить, изменить, минимизировать, не заметить, принять тот факт, что ничего не будет как раньше. подобное с нами происходит всю жизнь - в личном, профессиональном, общеисторическом плане и все плотнее предыдущие обстоятельства складываются в некое единое «раньше», которому жизнь то и дело бросает вызовы, а то и накрывает медным тазом. это верно для жизни одного человека, верно и для крупных сообществ. иногда это происходит постепенно, а иногда есть понятная временная метка, до которой было «раньше», а потом - всё. сами знаете.

так вот я читала роман как историю о людях, которые так или иначе имели дело с этим корневым сломом (тут в виде смены старых верований на новую веру). вот две силы и есть те, кто пытается изменить баланс сил и верит, что способен на это. те, кто старается сгладить острые углы, чтобы слом не сломал всех на своём пути. те, кто пытается объединить силы, не получая полного доверия от одних и становясь предателем для других. те, кто до последнего не интересуются этим всем.

слом сломит всех - юных, сильных, хитрых, мудрых, жестоких, наивных. одних - изменит, других - раздавит. на это уйдёт время жизни. всех этих жизней. чтобы потом, по итогу, оказалось, что была и такая стратегия - делая по дороге все что возможно, пережить слом, увидеть его, принять, что все сломалось, чтобы на излете, в том месте, где пора делать выводы, увидеть, что как раньше уже не будет, но важное, корневое - выживет, даже если его не сразу узнать в лицо.

возможно, это может утешить ту, кто не считал, что её деяния можно оправдать заботой о благе страны, материнской интуицией, бесконечной страстью, выдающейся мудростью. возможно, дожить до будущего, узнать его, признать за ним право быть, увидеть себя в его свете - достаточное утешение. может быть даже единственно возможное. последнее. боюсь, несильное.

как всегда, Моргана классная, Гвиневра бесит. роман отличный и для отпуска, и для не отпуска, перевод Светланы Лихачевой и Оксаны Степашкиной, есть в бумаге и в электронке (и экранизация есть, но это совсем другая история)

2.8k 0 19 11 84

Элизабет Гилберт написала новый роман, анонсировала его выход в запрещённой сети. он называется The Snow Forest. о чем это? правильно, о сибирской тайге. судя по всему, книга так или иначе основана на реальных событиях - а именно видимо на истории семьи Лыковых - если помните, целую семью случайно обнаружили на Саянах в конце 70х годов. судя по анонсу, роман - результат пандемийного заточения автора максимально далеко от мира.

обещает роман того же масштаба, что и "Происхождение всех вещей" с главной героиней лингвистом

UPD: новый пост писать не хочу, но на память тут отмечу, как эта история закончилась, не начавшись толком


дочитала «Настройщика» Дэниела Мейсона ( PhantomPress, пер. Марии Кульневой), которого настойчиво отрекомендовали мне сразу двое друзей. рекомендовали странным образом, нет чтобы прямо сказать, что у автора «Зимнего солдата» за полтора десятилетия до того вышел Летний солдат, но тоже отличный.

аннотация с одной стороны заманивает совершенно безумной идеей спасения рояля в кустах, с другой - отчетливо напоминает о контексте - британской оккупации Бирмы. судя по всему, комических куплетов не будет, все слушатели уже ушли в сад.

но помимо красивых метафор о хрупкости искусства (при всей тяжеловесности концертного рояля «Эрар», одного из главных героев) и изящных пометок о культурах и их разнице (босх мой, в какие занимательные философо-этические дебри можно забрести, рассуждая, зачем пудрятся в Англии и в Бирме) это ещё и очень красивый роман о путешествии.

настройщик Дрейк, выписанный в Бирму вслед за роялем, едет туда долго, полромана. встречает чудеса. узнаёт о себе много нового. иначе смотрит на мир. начинает задаваться вопросами до того, как способен внятно их сформулировать. ни в какой момент он не тот, что был ещё страницу назад.

вопросы о том, что такое «туда», что такое «обратно», возможно ли вообще какое бы то ни было «обратно» после путешествия к краю мира, в какой момент путешествия перестаёшь видеть дом, в какой момент прекращаешь рваться туда всей душой, выстраиваются перед завороженным читателем причудливой чередой.

это очень щедрый роман - его можно читать как угодно - как историю о том, что бывает с маленьким человечком во внутренностях истории; или о том, что мастерство в тонкой настройке - оно что нож, можно яблоко почистить, а можно и пораниться, стоит ли культура того; или о том, как ненависть и жажда настигают самых неожиданных жертв; или о том, что с тобой делают истории и случайно встреченные поэмы.

это очень красивый роман. в нем некоторые ружья не стреляют ни в одном акте. в нем Одиссей не очень хочет домой. в нем уличное представление, свет луны, приступ малярийной лихорадки, плетеный мяч, с которым играют дети, дождь, стучащий по корпусу из красного дерева - все музыка, все сон, все история, которую каждый услышит по-своему.


по следам утренней книгоновости: и аннотация, и интервью нынешнего букеровского лауреата Георги Господинова говорят о том, что мне бы очень понравился роман «Времеубежище». в моей вечно пишущейся диссертации идея возвращения в безопасное детство, желание закрыться от неочевидного (или ещё хуже - очевидного) будущего играют не последнюю роль.

но читать роман я видимо буду на английском, потому что нет никакой информации о том, стоит ли ждать книгу в электронке и если стоит - то когда. а прочесть хочется сейчас.

искала с утра несколько книг, в которых заинтересована - вечная песня - на сайтах и в каналах издательств есть масса интересного - ссылки на интервью с авторами, видео с презентаций книг, но элементарного где и как и когда раздобыть книгу в электронном виде - нет. когда книга выберется из эксклюзива на том или ином сервисе - данных нет. будет ли вообще книга в электронке или можно не ждать и идти в библиотеку - данных нет. и такое ещё - в комментах вопросы «а электронка будет?» без ответа.

с одной стороны мы привыкли, что есть классные электронные сервисы для чтения и слушания (мы богачи, таких сервисов несколько - на выбор), что за рекламной кампанией (издательства, наши любимые критики и книгоблогеры) следует возможность купить новое и популярное везде, где удобно и в желаемом формате. а нет: мне говорят, продаётся только тут или говорят покупать только в бумаге. спасибо конечно.

очень надеюсь, что эксклюзивы себя окупят, а бумажные тиражи разлетятся как горячие пирожки. искренне этого желаю.


дочитала Hell bent Ли Бардуго - это следующая часть истории про Алекс Стерн из «Девятого дома». и не сразу поняла, что так смущает и мешает

я в целом не особенный поклонник темноватой академии с кусочками фэнтези и всегда хочу бросить и просто перечитать «Волшебников» Льва Гроссмана.
а тут вполне бодрое продолжение бодро начатой истории: очень разным людям надо в ад (и обратно). а где в мире дарк академии вход в ад? правильно, в библиотеке.
но из ада не возвращаются, а если и вернулись - так это не совсем вы. чудовища и уродливые демоны наличествуют, движуха, дружба и обреченность тоже. из классики - нагой рогатый мужик. хороший набор.

всю дорогу не могла понять, почему несложный текст меньше 500 страниц так бесконечно тянется. нескучно, экшн почти на каждой странице, есть что цитатой выделить, есть откровенно красивое. а потом пошла посмотреть фанарт по книжке и поняла - мне, кажется, впервые мешает непробиваемая серьезность.
вот Гроссман бы никогда автор, как по мне,очень серьезно смотрит и на мир, и на героев, фанаты очень подробно и без малейшей иронии рисуют и Алекс, и Дарлингтона, и Доуз. превеликие печенюшки, они даже шипперят всех со всеми сосредоточенно и без тени юмора.

не думаю, что это минус книги и фанатского сообщества, скорее выверты читательского восприятия, но очень странно было о такое споткнуться. а после, поборов искушение цитировать Джокера, пробормотать «какой-то несмешной у вас постмодернизм» и отправиться приводить в порядок познания в современной русской литературе


разнообразное обсуждение романа «Словно мы злодеи» среди меня, книжного клуба и примкнувшей к нам небольшой общественности внезапно длится почти месяц и не угасает, обрастая удивительными мелочами по дороге. например, пересматривала любимое кино и узнала, что в начале трека «Зима в сердце» ВИА «Гости из будущего» стонет не кто-нибудь, а актёр ДиКаприо в роли Ромео орет «then i defy you, stars». буквально - узнала. аж подпрыгнула


в начале года я внимательно читаю списки «чего ждать от жизни в смысле книг» - издательства делятся планами на год и по итогу у меня получается костяк книгогода. каждый месяц туда добавляется новое, конечно, но каких-то книг жду. а каких- то не могу дождаться. из последнего я прочитала до выхода на русском Янагихару, «Вавилон» Р.Куанг (не понравился) и случайно зацепилась за аннотацию романа Джулии Оцука «Пловцы». он-то меня и перевернул немного.

аннотация рассказывает про радость рутины и походы группы ни в чем не похожих людей в обычный бассейн. а потом, гласит аннотация, в бассейне что-то подгнивает появляется Трещинка. происходит Неправильное (и, вероятно, Непоправимое), все - от посетителей до администрации - реагируют очень по-разному. я пошла в 2022 году в бассейн чтобы не свихнуться, было знакомо, решила прочесть.

аннотация, как оказалось, не врала, но рассказывала только про первую часть книги. а вот дальше - метафора саморазвернулась и получилось восхитительно красивое, прозрачное и нетяжелое повествование про уход. про последнее путешествие. про то, как меняется оптика мира у того, кто мир оставляет. про то, каково тем, кто всю эту дорогу - рядом.

похоже на очень долгое движение камеры от очень общего плана до глаз - вот это отсекается, вот это остаётся. даже когда вот этих декораций уже нет, смотри, все ещё происходит рутина и жизнь.

это один из самых точных и ясных текстов о том, как прекращается жизнь, если она перестаёт постепенно и есть кому сопроводить тебя в последнем путешествии. о том, может ли по дороге быть не так страшно. о том, что многие вещи гораздо яснее и проще тех смыслов, что мы городим вокруг. очень красивая, очень живая, очень аккуратная проза.

если провожали кого-то любимого - история может триггернуть, а может поддержать. меня в какой-то момент вынесла на поверхность, я ей благодарна.

маленькая книжка про большую метафору вышла на русском в издательстве Livebook в переводе Евгении Макаровой, сегодня появилась наконец на Букмейте. перечитаю на русском обязательно

p.s. увидела, что о книге мы написали, кажется, одновременно с Галиной Юзефович, которая начитала аудиоверсию. мы не нарочно, просто совпало. книга правда чудесная


вдогонку к предыдущему. я буду следить, как примут роман и что о нем напишут, но есть у меня одно опасение. поэтому с вашего позволения несколько слов о сериале "Шерлок".

все (кто такие все, конечно, но пусть так) очень ждали второй сезон после интересного первого. а как дождались - получили с горкой - секса, страха и смерти. эмоциональное пирожное. торт, что уж. у сериала прибавилось фанатов и с замиранием сердца ждали следующего сезона.

в следующем сезоне авторы превзошли всех себя, но не все ожидания. народ жаждал ещё десерта, чего-то похожего на второй сезон, но нет никакого смысла заново писать "Анну Каренину" если ты уже одну написал, низачем писать Yesterday, если она уже однажды написана и спета. вот и тут авторы поехали дальше (и наделали чудес, третий сезон великий, но под это надо отдельный канал), а некоторые зрители - нет. и обилие, скажем деликатно, напряжённых дискуссий с недовольными очевидно говорило о том, что множество людей ожидали не большего, а всё того же, чего им уже однажды додали.

второй роман Янагихары обладал свойствами эмоционального пирожного. не всем это нравилось, но уж как есть. новый роман очень другой и структурно, и эмоционально.

как не стоит ждать от экранизации совершенного повторения текста, от игры Камбербетча - обаяния Ливанова, так мне кажется порочным ждать от любимого автора повторения уже написанного если это не Кейт Мортон. это новый роман автора. и он прекрасный.


дочитала наконец третий роман Янагихары, "До самого рая". опять читала его год. и сразу прочла его же в переводе на русский. что сказать.

в нем восхитительно много и от первого, и от второго романов. он тоже написан очень ясным точным языком. он тоже занимается с читателем хирургией (даже когда кажется, что просто вскрытием). в нем тоже прекрасное "никогда" или "нигде" подсвечивает очень разнообразную реальность.

мне нравится, как Янагихара ласково выдает тебе нечто, а ты сам, сам решай - гений или злодейство? любовь или ад?

вот и тут. принадлежность месту. принадлежность роду. принадлежность себе. покрути, порассуждай на тему. много про Дом и Родину и про отцов (даже праотцов - дедушек) и детей. в каждую историю можно закопаться как угодно глубоко - от поиска примет современности (потепление, эпидемии) до вечных вопросов (что можно человеку и кто должен это решать). можно прочесть как антиутопию, если постараться. каждая из частей заканчивается словами "до самого рая" и ты остаёшься один на один с вопросом - доберется ли туда герой. и можно изобретать разные ответы.

великолепные детали и второстепенные персонажи (близнецы в третьей части, ох!), узнаваемый способ рассказывать истории разными голосами и прекрасный перевод на русский от мастеров, которые не в первый раз Янагихару видят - Александра Борисенко, Анастасия Завозова, Анна Гайденко и Виктор Сонькин проделали огромную потрясающую работу.

в этом романе нет прохладной отстранённости "Людей среди деревьев", но и кажущейся очевидности и горячности "Маленькой жизни" тоже нет. я очень, очень надеюсь, что все желающие с ним встретятся и проживут это огромное путешествие, огромные по хронологии романа 200 лет.

Роман Ханьи Янагихары "До самого рая" доступен электронно, увы, пока только в сервисе Строки, а в бумаге - везде постепенно появляется.


читаю "Войну и мир", текст знакомый, поэтому сознание вместо того, чтобы пристально следить за сюжетом - позволяет себе некоторые кадриль и бардак. вот сидит ясной ночью на окошке в Отрадном Наташа Ростова вся облитая луной, задыхается от восторга, требует у товарки музыки, рассуждает, как бы хорошо подобрать ноги и полететь. и я всё жду, что она не своим голосом вот-вот ляпнет "ах, какой вы скучный тип, Николай Иванович!".

будем считать, что "во всём виновата луна", как одни там любимые пели.


в книжном клубе моем - отдушине и радости - обсуждали рассказ Ольги Токарчук "Transfugium", честно пытаясь не сорваться в обсуждение на два часа вопроса "что делать, если сестра с тобой больше не разговаривает", а он, увы, насущный почему-то.

после романов и повестей страшно приносить на обсуждение рассказ - вдруг не хватит тем, объёма для обсуждения? но, по счастью, это ещё и напоминание о том, как устроена литература - дело не в объеме. и по счастью самые огромные моральные дивиденды из мероприятия извлекаются, когда понимаешь, какими разными глазами мы смотрим на одно и то же. какие разные нюансы мы замечаем. какие причудливые неповторяющиеся ассоциации вызывает текст.

рада, что мы провернули это сейчас, много думаю о сестринстве в последнее время. данном, разрушающемся, приобретаемом. от Ферранте и "Дряни" до "Взрослых людей" Марие Ауберт или "Фигур света" Сары Мосс. казалось бы, предельная близость, родство, но никаких гарантий никогда. если все хорошо, может стать чудовищно плохо. а бывает наоборот, и ещё как бывает. возможно, это хорошие новости.

про любимую тему "девушка уходит" удалось поговорить тоже, в связи с главной метафорой рассказа, которая, оказывается, очень по-разному расшифровывается читателями.
я, думая про уход одной из сестер, все держала в голове чудесную "Во тьму" Анны Болавы об одном лете одной вейлы и новеньких свежевышедших "Пловцов" Джулии Оцука, которых я очень полюбила, но не прочла по-русски ещё. к некоторым моментам вернулась уже после обсуждения, перечитала. интересно, зачем это моему мозгу и почему приносит столько удовольствия.

возможно, пора какой-нибудь хороший полный курс по психологии чтения поискать.

3.4k 0 17 14 62

в филфаковской юности пришла к научруку и сказала, что буду писать диплом о британской женской литературе. мне объяснили, что нет такого понятия как женская литература, и исследовательских перспектив у таких работ тоже нет, потому что это все модно и только. на что пришлось искренне ответить, что целью этой всего лишь дипломной работы и будет в том числе попытка подтвердить или опровергнуть справедливость подобных высказываний.

в моём нестоличном ВУЗе доступных работ по women’s studies мягко говоря не было, пришлось что-то мудрить совсем самой. в результате вряд ли я далеко уехала от некоего подобия очаровательного эссе Е.Ю.Гениевой «Жемчужины в короне».

по дороге моя работа называлась «дамским дипломом» и «гендерными испытаниями». также говорилось «вот вы всё не уймётесь, все не успокоитесь, пока не поймёте, зачем вам это нужно», что мне льстило, мне казалось, что я часть славной толпы, которая занимается женскими голосами и оптикой (интернета практически не было, я не знала, что так и есть).

смотрю сейчас внимательно на литературный, книжный ландшафт и думаю, что даже поняв, зачем это все было нужно, никто не остановился, к счастью. думаю, как восхитительно много изменилось со времени моей защиты. какое это чудо и счастье, что вокруг так много невероятных, разных, потрясающих женщин - пишущих, переводящих, издающих, критикующих, продающих, читающих. каждая - вдохновение и ролевая модель для множества людей.

милые женщины, спасибо, что не останавливаетесь и не успокаиваетесь. давайте и дальше❤️


прочитала маленькое и чудесное, разочаровалась в большом и очень ожидаемом, но ничего про это не написала, потому что если вовремя не сберечь здоровье, оно потом совершенно откровенно и целенаправленно не бережёт тебя. обращайтесь к врачам вовремя, друзья.

а сегодня все думаю о том, как приятно всем миром заниматься чем-то классным. бесценное чувство - знать, что множество людей, как и ты, смотрит сейчас новый фильм или сериал (обсуждает везде, постит разборы и мемы), слушает одну и ту же песню Flowers музыку. приятно, когда этим заняты вокруг не все, конечно, но много народу - и можно переключаться между обсуждениями, спорить, смеяться, соглашаться.

и думаешь, что эта одновременность - один из самых мощных рекламных инструментов - потому что во-первых, человек получает не только культурный продукт, но и бесценную добавленную стоимость. получает колоссальное удовольствие. и хочет потом ещё. и во-вторых людям хочется делиться радостью - они всем окружающим подсунут этот фильм, сериал, песню. книгу.

это я в один день узнала, что одно новое (но не очень) издательство отнесло свои книжки в один сервис эксклюзивно, а другое - одну из самых долгожданных новинок года - в другой сервис эксклюзивно. спасибо, что срок эксклюзива указали.

продолжаю надеяться и верить, что таким образом уважаемые участники рынка хотя бы зарабатывают огромные деньжищи. меня как обычного читателя практика эта вгоняет в тоску.

всем желаю максимально быстрого доступа к долгожданным новинкам. а я буду бумажного Шиппи про Толкина читать


читаю заметки Натана Эйдельмана и там среди прочего такой пассаж: «многие для интереса составляют списки из десяти книг, каковые взяли бы в пожизненное космическое путешествие (больше десяти почему-то «ракета не берет»)
думаю, неужели я представитель настолько измельчавшего читательского поколения: не помню конечно формулировки с ракетой, но когда слышала подобный вопрос - всегда это всего одна или три книги и берутся они на необитаемый остров. возможно, есть ещё какие-то варианты этого вопроса, сходу вспомнить не смогла

20 ta oxirgi post ko‘rsatilgan.