Полищук. Консультант на проводе


Kanal geosi va tili: Rossiya, Ruscha
Toifa: Bloglar


Я Оля — делаю так, чтобы команды и люди находили простые решения для сложных задач.
Здесь про фасилитацию, стратегические сессии, управление людьми и собой. Подробнее тут https://coachpolishuk.notion.site/4d8056eb447644a2a6edb3c5dda63e12

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Kanal geosi va tili
Rossiya, Ruscha
Toifa
Bloglar
Statistika
Postlar filtri


Про Вайб-чек

Свой первый большой заказ на стратегическую сессию топ-менеджерской команды я получила в Instagram.

Заказчик сказал, что давно следит за мной и ему показалось, что «мы подходим друг другу по вайбу». Я тогда очень удивилась, как так вайб, и то, что я показываю в сторис, а не специфические знания или количество часов может быть основанием для выбора консультанта. Но сегодня я cама рекомендую коллег с оглядкой на вайб и воспринимаю установочные звонки с потенциальными клиентами как «синхронизацию по вайбу». Потому что у меня может быть сколько угодно знаний, но если мы не подходим друг другу на уровне ощущений, то каши не сваришь.

Зачем всё называть англицизмами, неужели русских слов мало? Тут это точно оправдано. Маленькое английское слово, производное от слова «вибрации», помогает описать то, что c начала чувствуешь, и не всегда можешь понятно объяснить, почему «да» или «нет».

+ Описывать ощущения сложно, не все это умеют, на это надо время. А тут просто "не вайбим", "вайб-чек не прошел".

Вайб описывает, с каким настроением ты приходишь к людям, и какое ощущение у них при встрече, работе и присутствии с тобой в одном пространстве. Настроение + ощущение, которые часто повторяются. Узнать свой вайб можно и вне работы — просто спросив знакомых, какое ощущение у них от вашего присуствия в комнате. "Ленин на броневике", "Cтрогая Училка", "Голос добра" или "Доктро Хаус и Шерлок Холмс в одном флаконе" — это то, что я когда-то слышала в свой или чужой адрес.

Вайб нельзя подделать, потому что это не то, что ты знаешь, не то, что выучил, и не то, как ты решил вести себя с тем или иным заказчиком или стараешься мимикрировать под него. Вайб исходит изнутри — люди интуитивно подмечают мелкие детали: тон голоса, темп речи, уровень энергии, мимику, слова, референсы и метафоры.

Частые примеры, когда между командой и консультантом может происходить несовпадение по вайбу:

— Быстрые и резкие члены команды — и вдумчивый консультант, склонный к сложным рассуждениям (и наоборот).

— Команда, ориентированная на результат — консультант, который предпочитает пошаговый процесс и рефлексию.

— Молодая команда, привыкшая проверять всё на практике — консультант, который предпочитает строго контролировать каждый этап работы и следовать проверенной схеме.

— Команда, которая ценит статистику и решения на основе исследований — консультант, который ориентирован на "быстрые победы" и прототипы.

— Команда, где говорят прямолинейно и критично — консультант, который избегает конфликтов и относится негативно к грубым выражениям.

— Команда с иерархической корпоративной культурой — консультант, который использует жаргон и имеет игривый стиль коммуникации.

— Техническая и рациональная группа, ориентированная на конкретику — консультант, который использует метафоры и сравнения, отклоняясь от прямых выводов.


Наверно, вы словили о чем я.

Когда происходят несовпадения по вайбу, то все заканчивается тем, что группа обычно объединяется против консультанта. И дальше либо сессия идет в стиле «ты дурак-мы умные», либо она формально идет, но результат так себе, либо консультанта просят удалиться и заканчивают сами c новой энергией ибо победили препятствие.

У меня была один раз формальная сессия. Я слышала истории про «изгнание» от коллег, поэтому всегда чекаю вайб на звонках и интервью, потому что изгнание мне снится в кошмарах перед сессиями.

Ну и если вы выбираете фасилитатора, консультанта — то помимо сроков, попадания его ставок в бюджет, важно понять, насколько вайб группы будет симметричен человеку, который к ней приходит.


Креатив и придумывание идей и решений — это также период концентрации, и стоит разделиить процесс на части перерывами. Если команда словила «волну» и хочет на вдохновении сделать больше, и сама просит не останавливать процесс, то так точно можно поступить, чтобы не блокировать открывшийся поток решений. Но дать чуть больше времени на «свободное время» после, чтобы все могли восстановиться и не уехали с выезда «без сил». Финальная точка важна, потому что именно ее и запоминают.


Самая неочевидная ошибка при создании любой стратегической сессии или командного выезда — это слишком плотное расписание.

Неочевидная она, потому что хочется успеть много, а время ограничено. И люди настроены поработать, раз уж собрались. Коллективный разум уверен, что «плотная программа = равно результат». Мы фокусируемся на списке того, что надо сделать или что обсудить. За кадром остается уровень энергии и когнитивная нагрузка, которая кратно вырастает, когда нужно фокусироваться, концентрироваться, обсуждать сложное, придумывать новое.

Почему придумывая командную сессию мы думаем расписанием, а не ресурсами группы? Расписание проще представить, ресурс группы сложно измерить. Одно измеряется в часах, а второе … ("эээ, ну потом отдохнем"). Плюс есть стандарт рабочего дня в нашей голове — 8 часов мы проводим за делом, а остальное время распределяем, как считаем нужным. Восстанавливаемся после работы, переключаемся и делаем это так, как нам подходит.

Стратсессия или выезд — это небольшая депривация от мира, чтобы родилась свежая идея или стратегия. Поэтому группа инвестирует все свое время в дни проведения собрания, и временем группы управляет расписание. Если оно слишком плотное (совместные активности после интеллектуальной части), тем на обсуждение очень много (много дискуссий, обсуждений, знакомства, генерации идей), а времени на качественное восстановление не заложено — случается перегруз, блокировка потенциала к созданию нового, люди чувствуют себя выжатыми, разочарованными в себе или процессе, потому что от обсуждений у них не рождается решений.

Как делать устойчивое расписание? Стратегическая или командная сессия — это комбинация двух периодов: 1) концентрации на проблеме или задаче и 2) пассивной генерации решений и идей, когда формально человек об этом не думает, а решение уже крутится в его голове.

Для периодов концентрации
нужен сценарий, фреймворки, порядок действий, документы и фиксация материалов. В начале группа «подгружает» в себя информацию, фокусирует своё внимание на конкретной задаче, проблеме, материалах. Мозг обрабатывает информации, анализирует, соединяет одни данные с другими. Этот период не может длиться долго, поэтому золотое правило работаем 90 минут, 15 отдыхаем, и является золотым. Cделать это стоит в начале, чтобы выровнять всех в понимании ситуации и заложить основу для шага 2.

Чтобы период концентрации привел к решениям нужна активация пассивной сети головного мозга. Она происходит в перерывах, когда мы, казалось бы, не думаем о проблеме, но идеи приходят сами собой: в душе, в спортзале, на прогулке, в просто разговоре не о чем с коллегами
или коллегой, при созерцании заката и во сне. В этот момент загруженная информация соединяется с другими битами знаний, воспоминаний, предыдущим опытом, что может привести к новым решениям, а не тем которые обсуждались сразу после «загрузки».

Поэтому не стоит бояться cделать до 3-4 часов свободного времени, времени без программы, думать об этих периодах как об упущенных возможностях — активность происходит, люди пассивно работают головой. Тут действует принцип Less is more, не все могут быть креативны, если их зажали в рамки расписания, каждому нужен свой способ восстановления (и кто-то это делает в одиночестве, а кто-то через людей), количество часов с регламентом не гарантирует результат, потому что может потеряться концентрация.

После такого дня проще переходить к выработке решений, генерации идей, формированию смыслов или сценариев. Часто такой день начинают с того, что пришло в голову за ночь или свободное время, часто даже видение проблемы может измениться посде таких периодов восстановления.


6. 5 лет я веду Instagram блог и делала компульсивные попытки писать в Телегу, но в реальности не понимала, зачем она мне нужна. Недавно мне очень захотелось рассказать про наблюдения об офсайтах, особенностях встреч remote и гибридных команд, о том, что команды пишут стратегии на сессиях, но отсутствие креативных процессов внутри не дает их реализовывать, и как это быть бизнес-консультантом с Бали, а места этим темам в моей инсте не нашлось (там прилепился коуч и в целом я пока не знаю, как про это говорить все в инста форматах) — поэтому напишу эти заметки сюда в ближайшее время.

6k 0 11 7 243

4. Я постоянно живу на Бали > 2 лет. Серфлю, люблю вкусные и красивые места, природу острова и в целом хаос Индонезии. Я часто летаю в командировки проводить стратегические сессии, офсайты или воркшопы, поэтому у меня странная география коротких трипов, но это позволяет видеть, что происходит в других странах и рынках.

5. Уже 5 месяцев я консультант в экзистенциальном кризисе. Это значит: я проживаю сильную фрустрацию, хочу прочувствовать, что я за человек сейчас, а не придумать образ, которого можно держаться. Работа — самая понятная часть этого осмысления — тут есть компании, с которыми нам обоюдно интересно работать, и люди, которые приходят на индивидуальную работу подумать про свои новые жизненно-рабочие сценарии. Что непонятно? Что в целом движет всей моей системой? Кризис привел к глубокому самоанализу, без глубинного понимания, кто я сложно себе доверять, держать фокус и жить свою жизу, выбирая что подходит, а от чего можно и отказаться, даже если это было ценно или дорого раньше. Я сомневаюсь примерно во всем, что делаю сейчас, но при этом выбираю делать, чтобы не потонуть в рефлексии.


Вроде в этом канале 6 тысяч человек, но я даже ни разу не представлялась, потому что посты тут появлялись в горячие моменты исторических событий или когда мне надо было найти сотрудников. Но за последние 3-4 месяца накопился ряд тем, которые мне бы хотелось обсудить именно в формате текста и примеров, а не ярких картинок.

Поэтому запоздалое знакомство или текущий статус, чтобы вы понимали контекст.

1. Я работаю собой — несколько лет назад я придумала себе карьеру консультанта-фасилитатор, опираясь на свои сильные стороны и интересы, какой бы работой я не занималась. Вот они:

задавать вопросы и быстро вникать в картину происходящего, чтобы понимать все стороны (в прошлом журналист и редактор)

импровизировать, миксовать и адаптировать фреймворки из коммуникации, креативного процесса, управления людьми и разработки продуктов для разных задач и команд (в прошлом образовательный менеджер и управленец)

коротко формулировать, выцеплять точные формулировки и писать именно как говорят (в прошлом журналист)

структурировать и раскладывать на части сложные ситуации, процессы, думать продуктами и схемами (делала большие digital проекты и онлайн школу для социальных предпринимателей)

приводить конкретные примеры и метафоры, чтобы объяснить сложные концепции или самые простые вещи

2. Я не верю в инструменты, методики и навыки отдельно от эмпатии к команде и анализа ее внутренних проблем и культуры. Поэтому последние несколько лет я зарабатываю на жизнь тем, что разрабатываю решения для команд, компаний как сторонний консультант, чтобы все договорились в короткие сроки, продуктивно поругались или узнали взгляды друг друга, приняли решения, получили необходимое кроссопыление или обучились. Но хочу писать о своих наблюдениях и тенденциях в области построения и развития команд — потому что уверена, что не всегда нужно привлекать таких как я, можно просто объяснить и популяризировать некоторые подходы.

Последние 5 лет я училась на программах бизнес-тренеров, консультантов по развитию, фасилитаторов, agile фасилитаторов, нарративных практиков, у меня есть международная сертификация Hogan Assestement и методике вертикального развития личности GLA. Но все это обычно никто не спрашивает, потому что важно то, какое решение получает команда, и как консультант проводит группу через него. А что там у него в закромах в качестве техник — это никого не интересует, если все проходит бесшовно и приводит к результату.

3. В мае 2020 года я запустила свой онлайн-курс, построенный на техниках фасилитации и когортного обучения «Как перепридумать себя и найти новую работу», где люди расширяли свои представления о себе и карьере с помощью работы в группах. За 5-6 недель курс давал мощный импульс для изменений и освоение на практике конкретных инструментов анализа своего опыта и построения новой карьерной стратегии. 30% студентов оставались в прежней профессии, потому что сделали посильные действия, чтобы их роль в компании начала им нравится. 20% за 7-9 месяцев приходили к новой роли или профессии.

До ноября 2022 курс прошли 1500 человек — после начала войны, мобилизации я поняла, что не могу делать продукт про работу не являясь рекрутером на нескольких международных рынках — в мире, где люди искали возможности трудоустройства вне России на последние сбережения это было бы нечестно. В России за год войны тоже сильно поменялся рынок труда — я не живя в России, мне cложно его считывать.

Однако я верю, что процесс перепридумывания себя состоит из трех частей: рефлексия, анализ рынка и нетворк, стратегия, но для этого часто нужно спокойной состояние. А не ситуация выживания, в которой многие оказались за последний год. Поэтому курс я больше не провожу, проект перепридумывается в моей голове, но сама тема карьерных импровизаций, выборов и стратегий — это то, что является моим истинным интересом по жизни. Поэтому об этом тоже хочется иногда говорить.




Из каких профессий приходят и хорошо чувствуют себя в личных ассистентах?

Точной статистики нет, но по опыту и разговорам с клиентами рейтинг такой:

1. Ресторанный бизнес: умения работать в быстром темпе, организовывать мероприятия, вести учет, решать нестандартные вопросы, коммуницировать с людьми.
2. Гостиничный бизнес: понимание что такое клиентоориентированность и стандарты, умение работать с клиентами.
3. Управление офисом: опыт снабжения может базово пригодится, часто у человека навык и понимание, как устроена работа с документами,
4. Журналистика и PR: люди, которые точно умеют быстро вникать, располагать к себе людей, критическое мышление
5. Бизнес-консалтинг: базовое понимание, как устроены проекты и процессы, способность сделать рисеч и выводы быстро

Но в целом история знала примеры, когда человек, у которого большая семья, чьи проблемы он отлично решал, собственный опыт мелкого бизнеса становился отличным ассистентом. Потому что в этой работе главное не бояться нестандартных задач и хаоса, и уметь его организовать.


Кто такой персональный или личный ассистент — и почему часто это одна из самых и интересных позиций, чтобы зайти в новую индустрию?

Часто вижу, что многие воспринимают эту позицию «как кофе приносить». А в реальности, это один из самых частых запросов в закрытых вакансиях. То есть вакансиях, которые не ищут на открытом рынке.

Персональный ассистент — это человек, который помогает своему работодателю достигать наибольшей эффективности и обеспечивает поддержку в решении разного спектра задач — от организации времени (привет очень сложный календарь и согласования удобных слотов всем), управлении делами, в том числе конфиденциального характера, подготовке эффективных встреч, организации поездок, работе с документооборотом. PA видит то, что иногда не видят топ-менеджеры в компании, семья человека или партнеры по бизнесу, поэтому людей на такую позицию ищут часто по рекомендациям знакомых. Важен уровень осознанности и доверия к человеку.

У кого обычно есть персональный ассистент?

Я бы сказала, что ищут такого человека в 3 ситуациях:

1. Когда у человека несколько бизнесов, проектов, направлений деятельности или социальных ролей (например, предприниматель, преподаватель, ментор, и отец или мать). И тогда важно, чтобы кто-то менеджер нагрузку, разбирал и перераспределял входящие запросы, думал на несколько недель вперед и о ресурсе самого человека.

2. Когда у человека много входящих стейкхолдеров и запросов внутри одной организации, и опять, чтобы процесс шел, нужен тот, кто будет вникать, фильтровать и делать ту часть задач, которую можно назвать гигиенической частью работы. Характер гигиенической части работы может быть разным и зависит от специализации работодателя — кто-то отдает делать первый рисеч, а кто-то вычитывать договоры после юристов.

3. Когда человек работает собой и продает свою экспертизу или творчество. Консультанты, блогеры, музыканты, специалисты по налогам, актеры, дизайнеры…Не всегда у такого лайфстайл-предпринимателя есть потребность и возможность нанять большой бэкофис, иначе чек его услуг вырастет в разы. И ассистент выступает своеобразным менеджером в том, что этот маленький свечной заводик работал.

Почему это точка входа в новую индустрию?

Часто ассистент — это обязательный участник части встреч своего работодателя, и чтобы обработать договоренности, понять акценты - надо вникать в новые для себя сферы, рынки. Это «вникание» часто заканчивается тем, что человек за пару лет становится профессионалом в новом рынке, даже не имея специального образования.

К PA часто стекается важная информация, запросы и проблемы проектов и компаний руководителя — они точка входа и выстраивают отношения с теми, кто обращается с запросами, может помогать решать проблемы альтернативными способами, сводить одних с другими, без встреч с руководителями. Поэтому часто ассистенты становятся важными и влиятельными фигурами в компаниях и группах компаний. И через несколько лет спокойно уходят на повышение, руководя каким-либо отделом, или даже беря на себя функцию исполнительного директора одного из проектов.

Работа с цифрами, данными, договорами предполагает 100% конфиденциальность и работу с квалифицированными юристами, финансовыми специалистами — это как возможность познакомиться с рынком изнутри, так и вообще увидеть, как выглядят комплексные решения.


Есть, конечно, еще и любимая тема про усидчивость, 10 000 часов и дисциплину — но про это в сторис или в другом посте.


Вывод такой: количество часов для освоения нового или выработка навыков у всех будет разное и для любой задачи свое. Все три фактора нелинейные, их иногда сложно включить в уравнение, а не только замерить. Скорость освоения однако можно ускорить, если опираться на свои таланты, запрашивать или считывать обратную связь от среды, разобраться с убеждениями, которые могут вставать на пути освоения.


Пример 1:

Непостоянный и хаотичный человек, у которого все файлы на компе без системы папочек и на рабочем столе творческий беспорядок — переучивается на дизайнера интерфейсов. Ибо время такое - «надо в дыджитал идти». Он не очень педантичен к деталями, часто в его экранах встречаются новые дизайн элементы, которых нет в других экранах, ему сложно и скучно думать циклично, а хочется придумывать новое. Для дизайна интерфейсов и продуктов подобный тип мышления ( а вообще это талант) может быть очень проблемным. И человек точно может работать после обучения, технически навыки и принципы он точно освоит, но скорее всего будет получать комментарии в ежегодном ревью на тему аккуратности, последовательности. А теперь берем и переворачиваем хаотичный и непоследовательный со знаком плюс. Что обеспечивает такой талант? Cпособность генерить много вариантов дизайна. Где такая штука может быть востребована? Там где нужно не системно выстраивать дизайн картинку, а думать отдельными дизайн объектами. И быстро — в рекламе, креативах, работе с лендингами или соцсетями. Тот же дыджитал, но с другого ракурса.

Одно и то же качество может быть как сильной стороной, так и слабой в зависимости от специализации и среды, которая ценит определенные таланты. Но все среды устроены по-разному и ценят разное. Поэтому есть смысл разбираться в оттенках индустрий.

Почему люди не признают свои таланты и выбирают что-то, что противоречит их сущности? Часто люди не доверяют себе, небольшая насмотренность как бывает — поэтому люди делают обобщение «везде так - надо надавить на себя и сделаться другим, чтобы быть востребованным».

Пример 2:

Одного моего знакомого хвалили в детстве за то, что он тихо делал уроки, и что не мешал родителям работать. Потом прошло лет 25, он стал довольно неплохим маркетологом, который гениально строил стратегии и классно копал в потребности и креативы, но попав в компанию побольше, где принято было представлять и местами даже защищать свои идеи, быстро сник и стал делать шаблонные штуки, потому что не мог выдержать давления группы. Все дошло до выгорания через 2 года, так как он потерял интерес к деятельности и не видел смысла в каждодневном усилии, которое как ответственный человек все же производил, превозмогая себя. Проблему решил не только отпуск, а именно работа с установками. «Высказываться и защищать свои идеи - это не значит кому-то мешать, это работает на благо проекта и свой интерес». Только после такого компромиссного убеждения он смог начать учиться презентовать свои идеи группам и отстаивать свою точку зрения, эпизодически производя «практичный шум» — но правда уже в другой компании.

Без пересмотра убеждений иногда сложно целенаправленно и с чувством понимания повторять что-то несколько раз без отторжения. От убеждениий а-ля «только так можно» необязательно отказываться, но их можно сделать чуть менее категоричными вроде «в некоторых ситуациях можно иначе», чтобы процесс освоения пошел легче.


Как быстро мы что-то осваиваем? Это зависит от коктейля из нескольких факторов:

1. Врожденные таланты и склонности/ гены/ наследственность и вот это все, что мы не выбираем и на что не влияем
2. Воспитание и предыдущий жизненный опыт — это формирует установки, убеждения, привычки для развития потенциала. На это вполне можно влиять, но так как это картина мира, то меняется туго и сложно.
3. Среда, внешний контекст, в котором происходит освоение навыка или компетенции

Все три категории работают в унисон и сообща. Смотреть на каждую в отдельности бесполезно, придешь ни к тем выводам.

Наличие таланта не значит, что человек его использует — спасибо среде или предыдущему опыту. Например, на первой работе вас сильно гнобили за мнение, и считали выскочкой, чтобы сохраниться и состояться — вы перестали много высказываться и выработали убеждение«Тише едешь — дальше будешь». Благодаря чему не отказывались ни от каких задач — в итоге на этой позиции вы делаете примерно 10% креативных заданий, которые используют ваши таланты и сильные стороны, а остальные 90% вы делаете, но это не приносит ощущения реализации, не очень интересно и в целом вы просто научились это делать путем большого количества повторений.

Таланту, чтобы раскрыться нужна среда, чтобы навыки натренировать. И те задания, которые эти таланты раскроют. В целом если много раз повторять что-то, то оно получится в итоге, но вопрос сколько времени на это надо будет потратить, и сколько усилий будет уходить на поддержание процесса или результата.

Среда — это понятие мутноватое. Но в контексте освоения навыков ее стоит рассматривать как возможность получать задачи, которые работают на развитие навыка. И как возможность обучения на ошибках, обратную связь, наставничество или время для многократного повторения в сочетании с собственной рефлексией.


сегодня в сторис поделилась метафорой рисового поля, которое готовят к посадке, а потом вручную засаживают рассадой и кустиками риса.

Метафора была про то, что чтобы освоить новое тоже порой нужно подготовить «своё поле». Иначе сгниет намерение, не прорасти ему. Но что-то фото такие красивые - решила тут поделиться.


Время — это внимание, которое уделил нам человек, и лучшая демонстрация уважения и благодарности — это использовать выделенное время максимально эффективно. Если воспринимать человека как бесплатного консультанта по вопросам, где вы не сделали свою домашку - то это врятли сработает на установление классного нового контакта, к которому можно обратиться еще раз, или позвать на кофе.


3. Понять про свои критерии выбора чего-либо, потребности и хорошо представлять свою ситуацию. Если половину встречи вы пересказываете свою историю сомнений или внезапного переезда, просто чтобы понять, какой информации вам не хватает — то собеседник врятли сможет вам помочь. Вы пришли за его опытом и информацией от него, а избыточно делитесь своей. Если вы хотите получить больше подробностей от человека - лучше продумать детальные вопросы. Отсутствие своих критериев и понимание своей ситуации также приводит к тому, что человек пытается переложить часть отвественности за свое решение на собеседника. Люди тяготятся от такой ответственности и стараются побыстрее сбежать из таких бесед.

Не делайте так: А как ты думаешь мне хватит 1000$ в месяц на Бали?
Спрашивайте так: Скажи, а какие основные статьи расходов у тебя на Бали? И что самое неочевидное и дорогое, что обязательно надо учитывать?
Или мне как-то показали бюджет на месяц и попросили посмотреть на «реалистичность», предварительно люди сделали анализ цен на недвижимость из открытых источников и стоимость аренды транспорта.


Вторая волна уехавших из России после объявления о мобилизации начала активно задавать вопросы первой волне уехавших и тех, кто давно эмигрировал. Люди спрашивают про временную страну, в которой оказались, про страну, в которой хотят оказаться, а также о том, как найти работу, начать строить карьеру в новых географиях, удаленно и на английском. Однако эти разговоры не всегда проходят эффективно ни для одной из сторон, и вот почему:

По факту любой, кто запрашивает письменную, устную, личную встречу в любом формате с неформальным «экспертом» проводит — информационное интервью (ИИ). ИИ — это самый популярный способ собрать дополнительную информацию о конкретной работе, карьере , отрасли, стране, городе, рынке. Но отмечу, дополнительную информацию, а не основную. Чтобы ИИ принесло спрашивающему максимальный эффект информированности, а «эксперту» — ощущение, что ему было интересно c новым человеком или он помог знакомому, к такому разговору надо подготовиться.

Как можно подготовиться к разговору?

1. Прочитать несколько открытых источников по интересующим вас вопросам, обязательно обращая внимания на даты, когда этот материал опубликован и написан, так как у многих стран регулярно меняются миграционные правила или правила выдачи банковских карточек. Почему несколько? Чтобы появились вопросы по спорным моментам — которые можно уточнить у живого человека, который прошел уже этот путь. За последние 8 месяцев добрые люди собрали, накопили, пояснили кучу информации по переезду, адаптации в других странах и поиску работы. Примеры таких проект "Гайд в свободный мир" или "Ковчег", а еще есть просто Google.
Зачем тогда живой человек для интервью? Подтвердить или опровергнуть какие-то догадки или ваши ощущения от прочитанного. Спросить о его конкретном опыте прохождения этого процесса — не то же самое, что спросить, как происходит процесс ничего не читаю. После подготовки вас будут интересовать конкретные вопросы, акценты и собеседнику будет с вами гораздо интереснее.

Не делайте так: А по какой визе можно въехать и сколько находиться на Бали? (это базовая информация, которая есть в любом открытом источнике)
Спрашивайте так: Я прочитал, что по туристической визе можно находится 2 месяце в стране, а дальше надо выехать — куда обычно люди гоняют на виза ран? И что там обычно делают?

Хорошие вопросы местному:
— А есть ли какие-то закрытые небольшие чаты по интересам, где люди знакомятся, общаются? Как туда попасть?
— Какими источниками информации ты сам пользуешься здесь — почему именно они?
— А есть какие-то специалисты, консультанты, к которым ты бы рекомендовал мне обязательно обратиться? На чем точно не надо экономить, а что можно сделать самому?
— О чем я тебя не спросил, а стоило бы?
— Чтобы ты сейчас сделал иначе, если бы снова проходил этот путь?


2. Узнать немного о человеке и ответить на вопрос самому себе, почему вы выбираете именно его для интервью? Например, он обладатель визы, над которой вы раздумываете, или он переехал в Лондон с тремя маленькими детьми, или работал в компании, в которую вы подаетесь. Если вам понятен опыт человека — то вы можете спросить про то, как он проходил свой путь, c чего начал, c чем столкнулся. Если вы мало знакомы — то спросить в начале встрече о его ситуации или контексте - будет хорошим тоном (это живое любопытство), а также ваш шанс не задавать слишком широких и пустых вопросов, и начать задавать предметные. Люди и их опыт — это огромный ресурс. Часто их опыта нет в Google.

Не делайте так: Слушай, а расскажи про Китас (Индо ВНЖ) — что это такое вообще? (Это базовая информация, есть на любом официальном и неофициально сайте).
Спрашивайте так: Я знаю, что у тебя Китас (Индо ВНЖ) и хотел бы узнать, почему ты выбрала его, а не номадскую визу на 5 лет? И рассматривала ли ты какие-то варианты открытия компании в другой стране c учетом налогов? (Слишком много вариантов по визе в Индонезии могут смущать, именно поэтому рождается вопрос — на чем такой человек основывал свой выбор).


«Мне нужна карьерная стратегия» — это частый запрос последние месяцы.

Люди вот прям так и говорят, и сами не знают, откуда у них взялась эта формулировка, и что именно за ней скрывается. Иногда так обозначают желание разобраться, «кем еще можно стать после первой карьеры», или необходимость справиться с отсутствием интереса к работе, или последние полгода ты растерян и хочешь определиться с тем, кем можешь работать в ынужденной эмиграции.

Поэтому решила немного порассуждать, что нам мой взгляд можно назвать карьерной стратегией, с чем ее можно спутать.

Вот есть у вас некоторое профессиональное видение о себе, возможно совокупность идей про себя. И вы, чтобы эти идеи проверить, воплотить, начинаете формулировать возможные действия и цели. Но делать все подряд не вариант — не хватит ни времени, ни сил, поэтому нужен какой-то единый подход, то есть общий вектор, как придем к этому видению, на чем будем держать фокус. Вот это и есть карьерная стратегия.

То есть карьерная стратегия — это не список целей в столбик, не список вариантов, кто может вас взять на работу, и не набор мечт и желаний аля «была проджектом - стану балериной». Это довольно практичная и приземленная штука — которая описывает, как вы думаете добиваться поставленных целей и в чем ваша фишка. Это помогает держать фокус - отрезать ненужные действия и бить в одну точку.

Цель — работать удаленно, не зависеть в выборе проектов или предложений по проектам от географии проживания.
Cтратегия — стать проектным специалистом с упором на стартапы в начальных стадиях, начальная стадия стартапа для меня это проект, потому что я хорошо понимаю с какими реальными проблемами по организации процессов людей компания сталкивается на этом этапе. То есть среднесрочная стратегическая задача - стать таким организационным консультантом.

Цель — найти работу в креативной сфере в другой стране, есть опыт и продакшена роликов от креатива до финальной упаковки всего клиенту, но язык слабый и малый нетворк.
Стратегия — взять понятный хард навык (например монтаж видео), для которого не всегда нужно идеально говорить на языке и попасть в креативную тусовку другой страны через него. И дальше уже строить мостик от линейного специалиста к многофункциональному. Потенциально продюсеру роликов.

То есть карьерная стратегия отвечает на вопрос — за счёт чего я приду к какой-то идеи о себе?

И поэтому хороше бы, чтобы она включала, а не игнорировала потенциальные трудности. Часто люди бояться думать про самое плохое - потому что это как бы сразу про неуспех. Но парадокс в том, что если расписать стратегию с учетом трудностей, то ей проще воспользоваться. Условно, война продолжается еще год, и я в Казахстане не временно, а надолго — как тогда вы поступаете с вашей карьерой? За счет чего вы ее строите? Представить трудное, страшное, нежелательное надо не для того, чтобы с ним смириться, а чтобы быть готовым лучше, чем другие и не пребывать в иллюзиях.

И последнее — всегда кажется, что на стратегию надо много времени, а его нет. Тут бы выжить. Но если вы сделали кучу всего, но не понимаете зачем — то cкорее всего времени это заняло не меньше. И еще займет — рефлексия и сомнения, что вы делаете неправильно, раз результат вас не удовлетворяет. Чтобы не делать лишнего, то есть не тратить время карьерная стратегия должна звучать не как общие слова вроде «поднять уровень дохода» или «заниматься тем, что интересно», а сильно поточнее.

«Получать 5000$/ в месяц за консультирование по оргдизайну стартапов помимо основной работы в фонде — и для этого надо нарастить клиентскую базу стартапов в стадии роста и свое позиционирование делать через оргдизайн» звучит как то, что можно раскладывать на более подробные действия.

Что думаете про такой подход?


Короткий гид по Казахстану от того, кто переехал в марте: какой паспорт нужен, какие продуктовые магазины есть, что надо, чтобы сделать карту.

Важно, не забывайте, что осваивая новые места в нашем положении кочевников очень важно понимать, что русская речь на улице не равно Россия. Поэтому даже если мы где-то временно важно интересоваться, уважать, не сравнивать с тем, к чему вы привыкли.


панические решения обходятся дорого

Это деньги за срочность и борьба за ресурсы. Это нервы, так как быть захваченным паникой и тревогой - это невозможность отключиться. Но чтобы не потратить все сбережения на «хаотичность», нужна холодная голова.

Мобилизация - это точка на карте развивающейся войны. Такими же точками были - начало, 23-24 февраля, введение санкций, уход компаний с российского рынка, изменение миграционных политик итд. Война идёт уже полгода - это процесс, и даже если его не видно из твоего окна или ты отключил все новости, этот процесс идёт и у него есть свои стадии развития.
Надеется, что он как-то закончится, а ты и не заметишь не стоит - это перекладывание ответственности за принятие решений о своей жизни на обстоятельства. И такое перекладывание отвественности опять же стоит дорого - потому что в моменты паники человек все-таки начинает шевелиться, реагируя на то, что кажется опасным.

Билетов на самолёты из Москвы на сегодня нет, в обед видела билет в эконом в Дубай за 239.000 в один конец. Водитель минивена в Казахстане рассказал, что сегодня его знакомый вывозил маршрутку в направлении Казахстан за 1 млн рублей. И вот именно такие вещи - я называю «паника обходится дорого».

Поэтому выдохните, и задавайте себе вопросы:
⁃ какая у меня ситуация?
⁃ почему я хочу что-то менять именно сейчас?
⁃ почему мобилизация для меня крайняя точка? Что это значит для меня?
⁃ В каком временном промежутке я думаю сейчас о своей ситуации?

Если ваш горизонт планирования - 1 день, это паническое. Попробуйте посмотреть чуть шире, что я в целом хочу сделать, если вижу такие внешние события? Что для этого надо предпринять в целом? Сколько ресурсов есть.

1. Внимательно перечитайте правила призыва и мобилизации, и четко ответьте на вопрос - это меня правда сейчас касается? Если пока не касается, продумайте ваши стратегии. «Что вы будете делать после того, как уедете? Как вам подготовиться? Как вы будете зарабатывать деньги через месяц, три, полгода? Или на сколько у вас есть накопления? Что говорит ваш работодатель? Эти вопросы не должны вас останавливать от решения уехать и обеспечить себе безопасность. Но вы должны честно на них ответить, чтобы понимать реальное распределение ресурсов. И именно распределить их, а не слить на дорогой билет, дорогую квартиру на 1 неделю в ближайших доступных странах и быть в страхе, что неясное будущее замаячило.

2. Пугает Закрытие страны, новые санкции? И вот она «последняя точка»? Ок, но какую задачу вы сейчас решаете? Переждать где-то месяц? Или с этими новостями вы со всей серьёзностью и последовательностью разворачиваетесь к сценарию «релокация»? И в том и в другом случае вам необязательно платить месячную зарплату за билет, Сценарий закрытия страны не происходит в один день. Попробуйте с начала понять, какие действия кроме «взять билет на самолёт есть» и что вы откладывали из необходимого. Посчитать деньгами? Открыть крипта кошелек? Сделайте их - это создаст небольшой уровень контроля своей жизни. Ещё его создаст Формулирование своей среднесрочной цели.

Всем голову в холод и вперёд на этой энергии разрабатывать варианты. А ресурсы можно потратить на подготовку документов, консультации со специалистами, английский. Или билет несколько дальше, чем Грузия или Стамбул. Действия уже полгода одни и те же, но мозг старается при малейшей попытки все снова вернуть на место «как было». Но больше так не будет!

20 ta oxirgi post ko‘rsatilgan.

5 625

obunachilar
Kanal statistikasi