🚢При подготовке к проведению годового собрания акционеров у многих возникают вопросы
по обязательности проведения аудиторской проверки для акционерных обществ и необходимости включения вопроса «об утверждении аудитора» в вопросы повестки дня годового собрания.
Правительство и Банк России на протяжении последних пяти лет пытаются разными способами убрать обязательный аудит для акционерных обществ. Однако, до сих пор эти усилия полным успехом не увенчались.
В конце 2020 года году в часть 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» были внесены изменения в результате чего из данного закона была
убрана обязанность по проведению обязательного аудита по признаку орагнизационно-правовой формы "акционерное общество".
Однако в новой редакции закона «Об аудиторской деятельности» осталось требование о проведении аудита "
в случаях, установленных федеральными законами". В отношении акционерных обществ обязанность по проведению аудита установлена ст.88 ФЗ "Об акционерных обществах".
Соответственно, в настоящее время обязанность по проведению аудита для акционерных обществ остается (в том числе и для субъектов МСП).
Второй вопрос – это вопрос в размере санкций за отсутствие аудита.
Тут необходимо разделить общества на две категории:
1. акционерные общества, которые обязаны раскрывать информацию (в частности непубличные АО с количеством акционеров более 50);
2. акционерные общества, которые не обязаны раскрывать информацию (в частности непубличные АО с количеством акционеров менее 50).
Опять же «раскрытие» - это раскрытие в рамках ФЗ «О рынке ценных бумаг» и «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» №714-П от 27.03.2020. Публикации сведений на Федресурсе – к такому раскрытию не относятся.
Соответственно
для обществ, которые раскрывают информацию отсутствие аудиторского заключения может повлечь неполное раскрытие и
санкции в виде «административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц -
от семисот тысяч до одного миллиона рублей» (п. 2 ст.15.19 КоАП).
Соответственно,
для АО, которые информацию не раскрывают санкции из ст.15.19 КоАП применить нельзя. Максимум, что им может грозить это санкции за неразмещение информации о результатах обязательного аудита на Федресурсе. Напомним, что на Федресурсе акционерные общества размещают информацию о чистых активах и результатах аудиторской проверки. Неразмещение информации на Федресурсе влечет наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (КоАП РФ Статья 14.25).
Это совсем другой порядок цифр. Поэтому часто маленькие общества при принятии решения о проведении аудита исходят из состава акционеров и экономической целесообразности.
Мы встречаем ситуации, когда многие малые общества с небольшим количеством акционеров фактически аудиторские проверки не проводят. Это и логично, особенно в отношении обществ, где в составе один акционер и он же является его исполнительным органом.
В любом случае, мы рекомендуем на годовых собраниях аудитора утверждать. И делать это в том числе для того, чтобы в случае возникшей необходимости проведения аудита (например, по требованию акционера, владеющего более 10% акций (ст.85 ФЗАО)) такой аудитор уже был утверждён.
Надеемся, что в 2022 году будут приняты поправки, позволяющие избавить отдельные категории акционерных обществ от обязательного аудита. Соответствующий законопроект должен был рассматриваться Государственной думой в первом чтении ещё 26.01.2022г. Однако, что-то пока не сложилось.
Для желающих ознакомиться с поправками и отследить судьбу законопроекта приводим ниже ссылку на карточку дела:
https://sozd.duma.gov.ru/bill/19912-8