Ментальные модели dan repost
134. Аберрация близости
О чём была последняя книга, которую вы прочли? Вы легко ответите на этот вопрос и сможете подробно пересказать содержание. А прошлая? Становится немного труднее. А четыре книги назад? Вы вспомните только общее ощущение, детали покажутся размытыми. Хотя совсем не факт, что в последней книге больше полезной информации.
Аберрация близости – это тенденция искажать значение недавних событий по сравнению с более ранними. Это похоже на работу поисковика. Заглянешь случайно в магазин, например, резиновых утят. И вот весь таргет забит предложениями купить «самые красивые игрушки для ванной по самой привлекательной цене!» Хотя есть вещи, которыми вы интересуетесь гораздо дольше.
С точки зрения продуктивности выгоднее долго помнить важное и сразу отбрасывать несущественное. Вместо этого мы без разбора забиваем сознание недавними впечатлениями, даже если приходится забыть что-то действительно полезное.
Почему так происходит? Наш мозг не стратег, а тактик. Он рассчитан не на многолетнее планирование, а на адаптацию здесь и сейчас. Наши предки не могли купить еду в гипермаркете, а вход в пещеру не закрыть железной дверью от грабителей. Выживание зависело от умения действовать быстро - если вчера в ближайших холмах видели саблезубого тигра, а сегодня там пасутся антилопы, важно не упустить шанс. Пока будешь сомневаться, удачливый и бесстрашный сосед поймает драгоценное мясо.
Древний человек никогда бы не понял, зачем откладывать деньги на пенсию или вкладывать деньги во что-то, кроме огромного запаса еды. Но сейчас проблема выживания не стоит так остро. Мы построили цивилизацию, которая даёт возможность планировать на годы. И аберрация близости может создавать опасные искажения.
Если плохой человек поступил вдруг правильно, вы будете относиться к нему лучше, чем он заслуживает. И наоборот: вы могли много лет безвозмездно помогать кому-нибудь, потом отказать один раз – и сразу стать врагом. Ведь он будет оценивать вас по последнему впечатлению.
Чтобы не ошибиться из-за аберрации, взвешивайте всю доступную информацию. Представьте своего рода статистику, сколько процентов хороших поступков или отзывов на сколько процентов плохих. И если это 90% против 10%, то доверяете вы компании или человеку не больше, чем на 10%.
И только после положительного результата взаимодействия вы меняете соотношение.
А если кто-то пренебрёг статистикой и дал вам второй шанс, цените это и возвращайте кредит доверия с процентами.
О чём была последняя книга, которую вы прочли? Вы легко ответите на этот вопрос и сможете подробно пересказать содержание. А прошлая? Становится немного труднее. А четыре книги назад? Вы вспомните только общее ощущение, детали покажутся размытыми. Хотя совсем не факт, что в последней книге больше полезной информации.
Аберрация близости – это тенденция искажать значение недавних событий по сравнению с более ранними. Это похоже на работу поисковика. Заглянешь случайно в магазин, например, резиновых утят. И вот весь таргет забит предложениями купить «самые красивые игрушки для ванной по самой привлекательной цене!» Хотя есть вещи, которыми вы интересуетесь гораздо дольше.
С точки зрения продуктивности выгоднее долго помнить важное и сразу отбрасывать несущественное. Вместо этого мы без разбора забиваем сознание недавними впечатлениями, даже если приходится забыть что-то действительно полезное.
Почему так происходит? Наш мозг не стратег, а тактик. Он рассчитан не на многолетнее планирование, а на адаптацию здесь и сейчас. Наши предки не могли купить еду в гипермаркете, а вход в пещеру не закрыть железной дверью от грабителей. Выживание зависело от умения действовать быстро - если вчера в ближайших холмах видели саблезубого тигра, а сегодня там пасутся антилопы, важно не упустить шанс. Пока будешь сомневаться, удачливый и бесстрашный сосед поймает драгоценное мясо.
Древний человек никогда бы не понял, зачем откладывать деньги на пенсию или вкладывать деньги во что-то, кроме огромного запаса еды. Но сейчас проблема выживания не стоит так остро. Мы построили цивилизацию, которая даёт возможность планировать на годы. И аберрация близости может создавать опасные искажения.
Если плохой человек поступил вдруг правильно, вы будете относиться к нему лучше, чем он заслуживает. И наоборот: вы могли много лет безвозмездно помогать кому-нибудь, потом отказать один раз – и сразу стать врагом. Ведь он будет оценивать вас по последнему впечатлению.
Чтобы не ошибиться из-за аберрации, взвешивайте всю доступную информацию. Представьте своего рода статистику, сколько процентов хороших поступков или отзывов на сколько процентов плохих. И если это 90% против 10%, то доверяете вы компании или человеку не больше, чем на 10%.
И только после положительного результата взаимодействия вы меняете соотношение.
А если кто-то пренебрёг статистикой и дал вам второй шанс, цените это и возвращайте кредит доверия с процентами.