EХ LIBRIS


Kanal geosi va tili: Rossiya, Ruscha


Портрет читателя в книгах и байки из книжного шкафа.
_____

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Kanal geosi va tili
Rossiya, Ruscha
Statistika
Postlar filtri




Сцены из читательской жизни

На канале снова затянулась мхатовская пауза, но у меня есть уважительная причина. Даже целых две!

Во-первых, у меня случился настоящий читательский запой. Последние несколько лет мне каждый раз приходилось прилагать небольшое, но ощутимое усилие, чтобы сосредоточить внимание на книге. Но оно все равно соскальзывало в новости, скроллинг чужих постов или тревожные мысли. Я пока не знаю точно, какое именно из опробованных мною средств сработало, но в марте я вернулась к полноценной читательской жизни с погружением в текст. Если честно, я боюсь спугнуть это состояние, поэтому молча сижу в своем уголке и читаю ненасытно и в удовольствие. Пока мое внимание внутри книг, на отзывы и подборки энергии категорически не хватает. Но хочется верить, что вместе с магией книг, скоро вернется и способность писать о них.

Во-вторых, я с головой ушла в акварельную живопись. Этот удивительный и увлекательный процесс не только дарит море эмоций, но и отбирает уйму времени. В конце прошлого года я даже открыла отдельный канал, где собиралась рассказывать, как перестать беспокоиться и начать рисовать, но что-то пошло не так. Новый канал я удалила. Но оставляю за собой право иногда писать о моих художественных экспериментах здесь. Если очень захочется.

И тут я вспомнила, что однажды уже соединяла книги и краски в необычный тандем. Лет десять назад у меня было странное книжно-художественное хобби – я собирала виртуальную галерею картин с читающими женщинами. Так в недрах моего старого компьютера хранятся сотни картин знаменитых и малоизвестных художников, которые запечатлели на полотнах самых разных читательниц. Некоторые работы буквально сами объединялись в визуально-тематические подборки. Сегодня оставляю вас в компании нескольких прекрасных дам, которые погружены в свои книжные миры.
~•~
Галерея картин: Уинслоу Хомер «Новый роман», Клод Моне «Женщина читает», Керран Чарлз Кортни «День в саду Клюни, Париж», Чарльз Спарк Пирс «Чтение на берегу»


Настроение - март.
Винсент Ван Гог "Ветка цветущего миндаля в стакане и книга", 1888




Умберто Эко «Заметки на полях «Имени розы»»

После масштабного и многостраничного романа Умберто Эко скромное по объёму авторское дополнение в виде «Заметок на полях «Имени розы»» может показаться безделицей. Но именно эта маленькая и очень обаятельная книжка зажгла во мне искру интереса к Средневековью, которая со временем превратилась в настоящий пылающий костер. Умберто Эко действительно любит медиевистику, и его любовь страшно заразительна. То, как писатель придумывал роман читать не менее интересно и азартно, чем само произведение. Структурированные знания, невероятная эрудиция и удивительное воображение Умберто Эко в буквальном смысле схлопывают бездну столетий, разделяющую нас со Средними веками.

Даже на один день не хотела бы я оказаться в Средневековье и его повседневности, но если эта эпоха встречается на книжных страницах (художественных и не художественных), то я с удовольствием отправляюсь в литературное путешествие в прошлое. И то, что на моих полках оказались «Осень Средневековья» Хейзинга и работы Жака Ле Гоффа безусловно и всецело вина уважаемого сеньоре Профессоре.

И еще мне вспомнился забавный случай, вычитанный в воспоминаниях другого известного ученого-медиевиста, Мишеля Пастуро. Пастуро был консультантом на сьемках первой экранизации «Имени розы» и с невероятной дотошностью следил за тем, чтобы происходящее на съёмочной площадке хоть немного соответствовало правде средневекой жизни. Для одной из сцен нужно было стадо свиней. На площадку заботливо пригнали отборных деревенских хряков. Но когда Мишель Пастуро их увидел, то чуть в обморок не упал от ужаса. Свиньи были розовые! Но в Средние века существовали свиньи только черной масти. В результате, прямо перед сьемками современных розовых поросей перекрашивали ради исторической аутентичности в кадре. И эта история мне кажется очень в духе творческого метода самого Умберто Эко. В деталях кроется не только дьявол, но и гений.
~•~
#отзыв_от_exlibris


Умберто Эко «Имя розы»

Если представить себе литературное произведение как архитектурное пространство, то «Имя розы» Умберто Эко мне видится готическим собором. Величественным, многоуровневым и всеобъемлющим. Притягательным местом, где чувствуешь неразрывную связь времен. Помню, что при первом прочтении роман потряс своей многогранностью и во многом повлиял на мировоззрение. И каждый раз возвращаясь к этому тексту, я снова и снова испытываю головокружение от подъема на небывалую высоту и восторг от взгляда на воссозданный автором мир с высоты птичьего полета.

Ключ от дверей «Имени розы» я нашла в том, чтобы избегать соблазна раскладывать роман на отдельные составляющие. Детектив, историческая хроника, философское размышление, исследование по семиотике, гипертекст. Все элементы этого грандиозного литературного сооружения неотделимы друг от друга, как неразделимы своды, колонны, капители, витражи и шпиль собора. Одно не существует без другого. «Имя розы» — это цельное пространство, куда можно войти и дать себе время впитать как можно больше, понимая и принимая, что все равно останутся потаенные уголки и скрытые сокровища, ради которых придется вернуться.

Загадочный писатель и алхимик Фулканелли в своей книге «Тайна соборов» находил в деталях средневековых соборов алхимические ребусы и зашифрованные знания о таинствах Великого делания. Так каменное сооружение с его резными фронтонами, стрельчатыми окнами, кружевными арками, витражами, порталами, контрфорсами, орнаментами и скульптурами-горгульями может раскрыться перед подготовленным взором увлекательной книгой. Но даже если вы полный профан в алхимических тайнах, то все равно неизбежно унесете на себе частичку этих неочевидных знаний, вместе с образами, оставшимися в вашей памяти и пылинками, осевшими на вашей одежде.

Такой же эффект и у романа Умберто Эко – каждая деталь, каждый персонаж, каждый образ, скрытая цитата, аллюзия или идея говорят и взаимодействуют с читателем на языке символов, даже если для самого читателя это звучит полнейшей абракадаброй. И, подобно средневековом алхимикам, которые колдовали с тем, что под руку попало, Эко берет самые обычные по отдельности вещи: загадочные убийства, персонажи-архетипы, кинематографичная атмосфера, чуть-чуть иронии над Историей, Аристотель, Средневековье, Инквизиция, постмодернизм, лабиринты, библиотека, Борхес и et cetera, et cetera.
И переплавляет все это в чистейшее литературное золото.
~•~
#отзыв_от_exlibris


Ги де Кар «Чудовище»

Посмотрела прошлогоднего каннского триумфатора «Анатомию падения» Жюстин Трие. Фильм не только зацепил, но и внезапно вызвал неочевидную литературную ассоциацию. Французы в принципе мастера камерных судебных процедуралов и в кино, и в книгах. Но мне сразу вспомнился один малоизвестный, но отличный роман Ги де Кара «Чудовище», в котором тоже в детективную обертку заворачивают начинку из напряженной психологической драмы и неприглядной анатомии человеческих отношений.

Париж, 50-е года. Немолодой и чудаковатый адвокат на закате своей неудавшейся карьеры берется вести в суде заведомо проигрышное дело, от которого его коллеги бегут как от чумы. На борту корабля совершено жестокое убийство. Все улики и свидетельские показания указывают на одного человека. Убийца не только пойман, но и признал свою вину. Обвинение требует смертной казни. Для справки, во Франции последний раз гильотинировали осужденного в 1977 году. Казалось бы, дело в шляпе… Но вот только личность убийцы не оставляет никого равнодушным. Жак Вотье обладает своеобразной внешностью и особенностями, которые отталкивают. К нему бояться приближаться. С ним нельзя поговорить, его невозможно понять. Он ведет себя неадекватно. Даже для родных людей он изгой. Жак Вотье слепоглухонемой от рождения. Для окружающих Жак Вотье – чудовище.

Но роман Ги де Кара – шкатулка с двойным дном. Как только читатель вместе с мэтром Виктором Дельво переступает порог камеры Жака Вотье, внутри истории что-то щелкает, и она раскрывает свое потаенное пульсирующее и живое нутро. Из-за ширмы простенького детектива во всей красе появляется драма глубоко несчастного человека, который обреченного на такую пытку одиночеством, по сравнению с которой тюремная камера – комната отдыха. Ги де Кар элегантно спрятал за детективной формой болезненную остросоциальную болячку, которую не приятно замечать и не принято обсуждать. Сначала это обескураживает и обезоруживает. А потом заставляет сопереживать и ставить себя на место главного героя. И, как и в "Анатомии паления", это сопереживание вытесняет детективную интригу. Становится совершенно не важно, как и почему Жак Вотье убил и может ли он оказаться невиновным?

К счастью, автор не играет в поддавки и отвечает в финале на все эти вопросы. Остается только одна нерешенная дилемма. Где люди подобные Жаку Вотье находят силы выживать? Посадив своего героя на скамью подсудимых, Ги де Кар нашел замечательный способ сухим языком судебного допроса рассказать душераздирающую историю о том, что творится внутри человека, от рождения приговоренного существовать в кромешной тьме, абсолютной тишине и тотальном безмолвии.
~•~
#отзыв_от_exlibris


Аласдер Грей «Бедные-несчастные»

И Бог создал женщину?

Единственное, о чем я сожалею в контексте «Бедных-несчастных», что откладывала и мариновала роман лет десять, дождалась экранизации и всплеска интереса к первоисточнику, а вместе с ними и букета спойлеров. Понятно, что спойлеры – штука не смертельная. Но они незаметно обкрадывают, отщипывая по чуть-чуть от полноты читательского удовольствия. Это как предвкушать легендарный хруст французской булки, а получить кем-то уже надкусанный багет.

«Бедные-несчастные» — странная история доктора Боглоу Бакстера и его загадочной подопечной мисс Беллы Франкенштейн Бакстер, предположительно случившаяся в Шотландии XIX века и…. Все! Дальнейшее описание любых деталей может невкусно подспойлерить сюжет. И лично я предпочла бы больше ничего не знать об ответе шотландского постмодерниста классической истории Мэри Шелли.

Аласдеру Грею удалось написать одновременно удивительно мрачный и страшно смешной роман-пазл, в котором ненадежные рассказчики окружают читателя и танцуют вокруг него радостную джигу плавно переходящую в dance macabre. Ведь история, которую нам рассказывают действительно жуткая, с какой стороны на нее не посмотри. Но форма подачи превращает пытку в игру. «Бедные-несчастные» похожи на литературное пугало, скроенное и сшитое из лоскутков, беспардонно отрезанных и оторванных от разных героев: книга воспоминаний, письма, исторические сноски, анатомические рисунки, старинные фотографии, копии статей, предисловие, иллюстрации и примечания. Абсолютно любая закорючка в книге может нести смысловую нагрузку и работать на идею. Или на желание автора надуть читателя.

«Бедные-несчастные» — искусно сотканное и умело состаренное нео-викторианское полотно, через прорехи которого тут и там просвечивают современность и вопиющая актуальность. На русский язык роман перевел Леонид Мотылёв, который, по моему скромному мнению, прекрасно справился с непростой задачей по передаче стремительно меняющегося речевого портрета Беллы, ее особых словечек и говорящих имен героев. Предположу, что в оригинале текст звучит еще более эффектно.

Признаюсь честно, был момент, когда я утомилась от абсурдного пердимонокля, происходящего вокруг, около и внутри Беллы Бакстер и чуть не бросила книгу на середине. Слава Богу, я этого не сделала. И в награду получила ужасно изобретательный и злой роман с черным юмором шотландского висельника и финалом в духе фаулзовского блэф-клуба «Правда или ложь?». Когда читатель оставлен один на один с вопросом, правильного ответа на который нет.
~•~
#отзыв_от_exlibris




11 лучших книг за 11 лет

У меня есть специальный блокнот, в котором я веду список всех прочитанных за год книг. Я нигде и никогда этими списками не делилась, мне комфортнее оставлять их для себя. Заполняя страничку за 2023, я вдруг поняла, что первая моя читательская летопись датируется 2013 годом. Целых одиннадцать книжных лет! Мне стало интересно пересмотреть всё прочитанное и выбрать по одному самому яркому читательскому впечатлению за каждый год. Иногда фаворит был очевиден сразу, а иногда приходилось мучительно выбирать между двумя-тремя одинаково прекрасными книгами.
И вот, наконец, список «11 лучших книг за 11 лет» готов. С каждой из них у меня был настоящий «медовый месяц» - несколько незабываемых, эмоционально и интеллектуально наполненных дней, когда вымышленный мир живее и важнее реального. Хочется пожелать самой себе и всем читателям как можно больше таких книг-событий и в новом году, и каждый год.

2013 год – «Обладать» Антония С. Байетт

2014 год – «Происхождение всех вещей» Элизабет Гилберт

2015 год – «Свобода» Джонатан Франзен

2016 год – «Джозеф Антон» Салман Рушди

2017 год – «Волхв» Джон Фаулз (перечитывала во второй раз)

2018 год – «История твоей жизни» Тед Чан (сборник рассказов)

2019 год – «Восемь гор» Паоло Коньетти

2020 год – «Джеймс Миранда Барри» Патрисия Данкер

2021 год – «Души» Рои Хен

2022 год – «Репетиции» Владимир Шаров

2023 год – «Кастелау» Шарль Левински
~•~
#список_бумажных_кораблей




О книгах, грибах и интуиции

В осеннем лесу чувствуется особенный аромат и азарт грибной охоты. Помню, как в детстве я ликовала, когда научилась отличать ядовитые и ложные грибы от настоящих и приносить домой корзинку роскошных съедобных красавцев. Позднее я испытала похожую радость, когда вдруг открыла в себе суперсилу выбирать удачные книги и обходить стороной проходные. Конечно, выбрать «ложную» книгу не опасно для жизни, но неудачное чтение может надолго отравить и испортить мне настроение. Поэтому в библиотеку или для прочтения я подбираю книги также тщательно, как и подберёзовики, подосиновики и беленькие в свою корзинку.

Главный секрет моей счастливой читательской биографии - интуиция.

Она вмещает в себя многое: я обращаю внимание на определенные темы, авторов, издательства и переводчиков; слежу за литературными премиями (особенно, за британским Букером, итальянской Стегой и французским Гонкуром), одним глазком подглядываю за новостями из книжного мира и что читают другие. Всё вместе это варится в общем котелке моей памяти. Но в итоге, мой личный выбор в определенный момент может быть спонтанным и неочевидным. Я принимаю элемент чуда в том, как работает этот загадочный механизм.

Это как предчувствие автора или книги. Иногда меня посещает необъяснимое «шестое чувство», что тот или иной текст обязательно совпадет со мной. Возможно, когда встречаешь свою книгу, то достаточно магии сочетания звуков в имени или названии, чтобы распознать родственную душу. Часто, чтобы уловить связь, достаточно просто прикоснуться к книге, пролистать ее и пробежать глазами по случайным предложениям. Книги излучают энергию даже в закрытом виде и её можно почувствовать тактильно. Не зря же кто-то из учёных говорил, что разум находится на кончиках пальцев.

Все это выглядит отчаянным книжным шаманизмом, но кроме шуток, я предпочитаю доверять своей интуиции, а не чужим отзывам, мнениям или впечатлениям. Чужие вкусы – это как одежда с чужого плеча. Для меня книги выбирает исключительно мой внутренний библиотекарь и, сюрприз-сюрприз, он редко ошибается.

Книг слишком много, времени слишком мало. Как я выбираю «что почитать» прямо сейчас? Методом интуитивного тыка!

Подхожу к своему книжному шкафу или открываю электронную библиотеку и всматриваюсь в названия, в ожидании, когда одна из книг подмигнет и срезонирует с моим настроением.

Читаю я только для удовольствия. Но это может быть «трудное удовольствие» от погружения в сложный авторский замысел и художественный мир. Тяжелых книг я не боюсь, но пропускаю все скучные или раздражающие меня темы и жанры, даже если они в тренде, твиде и из каждого утюга.

Новинки в момент выхода я покупаю, но предпочитаю помариновать их на своих полках пару лет. Избегаю любых обязательств, поэтому никогда не беру книги на обзор у издательств.

Я медленный читатель и мне нравится окружать себя одновременно несколькими очень разными книгами. Например, сейчас в зависимости от настроения я чередую эпичную «Сердце бури» Хилари Мантел, «Бедные-несчастные» Аласдера Грея, чтобы оценить экранизацию Латимоса, и вполне развлекательные «Переходы» Алекса Ландрагина. И я позволяю себе читать их сколько угодно долго. И да, если я начала книгу и что-то пошло не так, я бросаю её без проблем и мук совести.

В общем, к выбору книг я отношусь как к медитативной прогулке в лесу, где балом правит только удовольствие в моменте и наметанный на «съедобную» красоту глаз. ​
~•~
О том, как мы выбираем книги мы решили с Валентиной Books in my hands поразмышлять синхронно. Понятия не имею, что там происходит в читательских чертогах разума у Вали. Ушла читать её пост и вам советую!
~•~
#заметки_на_манжетах


Первый раз я читала «Волхва» в живописных декорациях схожих с вымышленным греческим островом Фраксос. Место и текст идеально совпали и подарили мне несколько дней головокружительного времяпрепровождения. Тогда я словно оказалась внутри истории и в этом была особая магия.
Открыв книгу через много лет во второй раз, я нашла в ней засушенный экзотический цветок из того путешествия. Пурпурные лепестки даже сохранили манящий аромат. Или это мое воображение подшутило надо мной, вполне в духе игр разума Фаулза. Сюжет романа я помнила смутно, но атмосферу раскаленной на солнце и отшлифованной морскими волнами греческой мистерии не забыла.
Уверена, что с литературной головоломкой под названием «Волхв» меня потянет и на третий круг, поэтому именно о нем я рассказываю в фаулзовской подборке у Books in my hands.


Хоровод рассказов. Дом, который построил Павич.

Всегда была неравнодушна к простоте и элегантности закольцованных композиций. Поэтому с удовольствием принимаю участие и эстафетную палочку в хороводе рассказов, который придумала Валентина с канала Books in my hands. Идея – собрать венок из рассказов писателей, которые больше известны своими большими романами. Такие своеобразные литературные пробники, помогающие понять, готовы ли вы на более длительные и серьезные отношения. Не пропустите неожиданный рассказ от Валентины @booksinmyhands и обязательно соберите весь венок из рассказов от других участников нашей затеи.

А я предлагаю вам полюбоваться на один из лучших по версии меня рассказов великого, волшебного и немножко ужасного Милорада Павича – «Долгое ночное плавание»

Романы Милорада Павича выглядят загадочными головоломками, к которым боязно подступиться. Его тексты – всегда попытка вытолкнуть читателя прямиком в эпицентр литературного театра и втянуть в игру с образами, словами и смыслами. Но правила игры у Павича меняются со скоростью облаков на небе, оставляя
читателя в растерянности.

«Я высказал когда-то мысль о схожести книги и дома, литературы и архитектуры. Книга похожа на улицу с односторонним движением: сюжет в ней развивается от начала к концу, от рождения к смерти. Дом или скульптуру можно изучать с разных сторон, можно ходить по кругу и выбирать по собственному вкусу угол зрения. Нужно сделать так, чтобы все произведения искусства – я говорю сейчас о литературе – были открыты со всех сторон. Чтение моих романов можно начинать с конца, их можно читать по диагонали, перескакивая с места на место, но сюжет все равно выстраивается. Книга есть дом для читателя - на некоторое время. У каждого дома – несколько дверей, окон, чердачных отверстий, и из него можно выйти разными способами – как и из моих романов»

И идеальным ключом к сложносочиненному литературному дому-лабиринту, который построил Павич, для меня стал рассказ «Долгое ночное плавание».

Совсем небольшой, но отчаянно поэтичный, причудливый и печальный текст о необычных странствиях слепой и глухой счастливой в своём несчастье Велучи, в котором переплетается прошлое и настоящее, вымышленное и реальное. Великолепная демонстрация художественных приемов и роскошного стиля Милорада Павича в миниатюре, после которой гораздо легче решиться на чтение, например, романа-словаря, романа-кроссворда или романа-клепсидры от сербского магистра игры в биссер.

Продолжение нашего хоровода ищите у Кристины @BeAwitness на канале Книжная среда Куплевацкой.
И это рассказ одного из моих самых любимых скандинавских писателей


#книжный_мем перед походом по книжным.


Фильм не хуже!

Каждый раз, когда после просмотра фильма звучит вердикт "Книга лучше!", где-то громко плачет целая съёмочная группа. Поэтому я предложила авторам отличных книжных каналов вспомнить любимые экранизации, в которых одинаково понравились и фильм, и книга-первоисточник.
Встречайте премьеру новой (и, надеюсь, постоянной) рекомендательной рубрики "Фильм не хуже!", в которой вы найдёте идеи не только "что почитать", но и "что посмотреть"!

EX LIBRIS представляет:

"Девушка с жемчужной серёжкой" (2003, реж. Питер Веббер)
В экранном воплощении живописного романа Трейси Шевалье картины Яна Вермеера буквально оживают под изумительную музыку Александра Деспла, а зрители могут заглянуть в мастерскую художника, где происходит мучительное таинство рождения гениальных полотен, написанных светом, цветом и жемчужной пылью.

Bookовски представляет:

«Белый олеандр» (2002, реж. Питер Козмински)
Если не знать, что адаптацией романа Джанет Фитч занимался Питер Козмински, «Белый олеандр» легко можно приписать фильмографии Софии Копполы. Ангелоподобные блондинки любят, ревнуют, убивают, в то время как свет красиво играет на их волосах, а ветер раздувает платья.

Books in my hands представляет:

“Исчезнувшая” (2014, реж. Дэвид Финчер) "Исчезнувшая" ворвалась в мою жизнь, когда Бен Аффлек гладил по голове идеально-фарфоровую Розамунд Пайк, а за кадром звучала гениальная фраза, написанная в одноименном романе Гиллиан Флинн: “Когда я думаю о своей жене, я всегда думаю о ее голове. Я представляю, как вскрываю ее очаровательный череп, достаю мозги и пытаюсь найти ответы.” Идеально с первых слов.

что читает леночка представляет:

«Жестокие игры» (1999, реж. Роджер Камбл)
Что бы сказал французский генерал Шодерло де Лакло, узнав, что спустя два века после выхода его единственной книги «Опасные связи» на экраны выйдет 10+ её вариантов? Уверена: «Вот ту, что с Placebo в начале, включите еще раз».

Книжная среда Куплевацкой представляет:

“Мой мальчик” (2007, реж. Крис и Пол Вайц)
Фильм посмотрела (потом и прочитала роман Ника Хорнби) по рекомендации ксёндза: у картины премия Св.Христофора за идеи гуманизма.
В “Моём мальчике” меня бесили примерно все, но само произведение понравилось. История великовозрастного оболтуса, живущего на наследство и ищущего лёгких отношений с матерями-одиночками, далека от моих интересов. Но то, как Хорнби рассказал о ценности значимого взрослого в судьбе ребёнка, мне симпатично. 
 
Постоянная читательница представляет:

«Искупление» (2007, реж. Джо Райт)
Масштабная историческая драма по роману Йэна Макьюэна о том, как одно неосторожное обвинение меняет жизнь целой семьи. Макьюэн задается вопросом о взаимодействии вины и творчества, а попутно увлекает читателя в расцвеченное аллюзиями на классику британской литературы повествование. Неоднозначных персонажей и сложное устройство романа мастерски перенес на экран Джо Райт, а дополнил картину невероятный саундтрек Дарио Марианелли.

Drinkcoffee.Readbooks представляет:

“Дальше живите сами”
(2014, реж. Шон Леви)

“Дальше живите сами” – история большой еврейской семьи, которая в кои-то веки собралась вместе. Правда, повод получился не очень радостный: умер глава семейства, но перед своей смертью он попросил всех до единого собраться и отсидеть 7-дневную шиву. Наконец-то никто не уйдет от откровенных разговоров и разберется с собой.
Веселая, грустная, трепетная книга Джонатана Троппера и великолепный фильм с прекрасной Джейн Фондой, Адамом Драйвером и Джейсоном Бейтманом.

Интеллигентка Гадова представляет:

"Прошлое" (2007, реж. Эктор Бабенко)
Экранизация одноименного романа Алана Паулса с Гаэлем Гарсиа Берналем​ в главной роли.
Латиноамериканские страсти, прустовский психологизм, секс, любовь и безумие в жизни и в искусстве. По возможности оставляйте прошлое в прошлом и не влюбляйтесь в переводчиков.

To be continued...
~•~
#фильм_не_хуже




Лето. Книги. Кот

С появлением в моей жизни два года назад кота Ясунари лето для нас начинается не по календарю, а когда удаётся вывезти зверя за город. И как только кот акклиматизируется в грядках, а я ловлю летний вайб, то появляется и желание набросать список на прочтение на ближайшие мясяцы.
Я давно овладела тонким искусством строить грандиозные книжные планы и с энтузиазмом их не выполнять. Не буду нарушать традицию и щедрой рукой начерчу широкий круг читательских намерений.

📚Подборка персональных книжных советов от необыкновенных читательниц. "Великолепная семёрка" нарекомендовала мне столько неочевидного и интригующего, что я теперь, как Кощей над златом, чахну над этой подборкой.

📚Шорт-лист "Ясной поляны" (Иностранная литература)
За лонг и шорт листами "Ясной поляны" именно в номинации "Иностранная литература" я внимательно слежу уже несколько лет и эти списки всегда становятся неисчерпаемым источником, когда возникает вечная дилемма "Что почитать?". А в этом году мне интересны абсолютно все романы из шорт-листа. Предвкушаю!

📚Подборка зарубежной современной художественной прозы из недр моего ридера и книжных полок.
За несколько месяцев тишины на канале у меня немного изменились читательские вкусы и предпочтения. В ближайшее время хочется видеть в книжном меню современную зарубежную прозу, но не свежайшие новинки, а книги, выходившедшие за последние несколько лет, которые уже успели отшуметь или, наоборот, остались мало замеченными. Весь список кораблей оставлю засекреченным, чтобы сильно не смешить книжных богов. Но при выборе я руководствовалась единственным пожеланием к самой себе - читать поменьше случайной фигни.

📚И пару вишенок на торте - несколько небольших по объёму, но ярких по содержанию книг на итальянском языке.

Отзывами и самыми яркими впечатлениями постараюсь делиться на канале. Хотя первые дни на природе показали, что пока кот Яся с планом по ловле мышей справляется лучше, чем я со своим книжным. Но и лето для меня только началось!
~•~
#заметки_на_манжетах


Первые книги

Сегодня Настя так вдохновила и зажгла своей идеей, что мне тоже захотелось выбрать десять неповторимых первых книг в моей читательской биографии.

Первая прочитанная книга -
Джеймс Метью Барри "Питер Пэн"

В детстве у меня была дисграфия и я не могла читать большие тексты. Пока внезапно в мои руки не попала история про вечно молодого летающего мальчика из Неверленда, которая перенесла меня в мир художественных текстов.

Первое книжное сокровище, найденное у букинистов -
Апулей "Метаморфозы, или Золотой осёл"

Прекрасное старое издание Апулея я внезапно откопала в старой Академкниге и с тех пор пройти мимо букинистического рая выше моих сил.

Первая [и единственная] книга, которую я целиком скопировала от руки - Осип Мандельштам "Стихотворения"
Репетитор по английскому дала мне на пару дней сборник Мандельштама и это была настолько большая любовь с первой строчки, что я от руки переписала весь сборник себе в тетрадь.

Первая книга, которую мне захотелось перечитать -
Ф.М. Достоевский "Бесы"

Давным-давно я посмотрела легендарный спектакль Льва Додина. Он идет 9 часов, проворачивая зрителей через эмоциональную мясорубку. После спектакля я бросилась читать роман. А потом снова пошла на спектакль. А потом опять перечитала. Сейчас мой книжно-театральный счет по "Бесам": перечитала-5 : пересмотрела-4

Первая [и надеюсь последняя] книга, которая увезла меня в депо - Стивен Кинг "Мизери"
Зима. Вечер.Трамвай. Мне трястись в нем полчаса. Но я не могу оторваться! Там же Энни Уилкс расправляется с полицейским газонокосилкой...
Из книги меня выдергивает зычное "Чё читаем?" мужика с ломом и в спецовке. Оказывается, я укатила вместе с трамваем в депо на техосмотр.

Первая книга, вдохновившая меня написать оригинальный сценарий - Артуро Перес-Реверте "Клуб Дюма, или тень Ришелье"
У меня долго не придумывались свои истории. Пока на обложке романа Перес-Реверте я не прочитала, что "дедушка писателя оставил ему в наследство огромную библиотеку редких изданий". Вспышка! Загадка! Интрига! Так из случайной фразы родился сюжет моего первого сериала про библиотеку и убийство.

Первая книга, которую я экранизировала как режиссёр - Нина Берберова "Чужая девочка"
В институте я дважды умудрилась экранизировать один и тот же мучительно прекрасный эмигрантский рассказ. Поставила по нему спектакль и сняла курсовой фильм, получивший мой первый диплом на кинофестивале.

Первая книга, научившая меня рассказывать истории - Уильям Голдинг "Повелитель мух"
В 14 лет меня сослали в детский лагерь на побережье Болгарии. Начался страшный шторм, вырубило свет и толпа испуганных детей спряталась в одно бунгало. Всю ночь я развлекала благодарную публику пересказывая в лицах роман Голдинга. Дети были в диком восторге, а я поняла, что хорошие [даже страшные] истории могут спасти чей-то маленький мир.

Первая книга с автографом автора в моей библиотеке -
Юрий Рытхэу "Скитания Анны Одинцовой"

Я должна была снимать документалку о невероятном и уникальном чукотком писателе Юрии Рытхэу. Фильм не случился, зато случилась наша теплая дружба с Юрией Сергеевичем. Теперь я счастливая облалательница книг с его подписями и бесценного знания, чем яранга отличается от юрты.

Первая купленная книга на итальянском, ради которой я выучила язык Данте - Philippe Daverio "Il museo immaginato"
Сейчас Даверио переведен на русский. Но восемь лет назад, когда в старейшем книжном магазине Ливорно я отдала многоевро за роскошный том на итальянском, выбора у меня не было. Пришлось учить этот непередаваемо прекрасный язык .

Первая книга, после которой мне захотелось завести книжный блог - Джулиан Барнс "Попугай Флобера"
Роман произвел на меня настолько странное и сильное впечатление, что мне впервые в жизни захотелось написать отзыв и выйти с ним из книжного шкафа в большой мир.
~•~
#байки_из_книжного_шкафа



20 ta oxirgi post ko‘rsatilgan.