Долги и кредиты: психологический анализДолг - закономерное следствие
системы денег, т.к. подразумевает договорённости и обязательства между людьми посредством денежной системы. Да что говорить, вся мировая экономика основана на долге!
Умение управлять долгом - это умение управлять своими обязательствами, что подразумевает развитые признаки Взрослой позиции:
А. Умение брать на себя ответственность, держать своё слово;
Б. Уважение к партнёрам: кредиторам и заёмщикам;
В. Способность справляться с потерями и неудачами.
Г. Проактивность, гибкость и креативность в решении задач.
Множество успешных компаний основаны на заёмные средства: кредиты и инвестиции.
Например, всем известная Tesla имеет практически за всё время своего существования долг, превышающий её собственный капитал (сейчас D/E = 116%), и это несмотря на низкие (и даже долгое время отрицательные!) показатели чистой прибыли.
Для нас же, простых людей, интересно знать, как не набирать и избавляться от "плохих" долгов, т.е. таких, которые в перспективе не несут никаких прибылей.
Есть 2 основные "темы": давать в долг и брать в долг. У каждой есть различия.
1️⃣
Когда мы даём в долг (не считая инвестиционной деятельности), мы обычно рассчитываем что-то получить взамен, помимо возврата всей суммы. И это
что-то не обязательно материальное и даже не всегда очевидное.
Чаще всего мы даём в долг, чтобы не выглядеть "плохими" перед друзьями, родственниками или знакомыми, которые просят. Этот страх глубоко вшит в наше подсознание воспитанием и связан с оценочными суждениями взрослых, окружающих ребёнка.
Ключевое чувство: вина. Это дискомфортное чувство появляется, когда мы не можем твёрдо потребовать у своего Партнёра-должника: "Ты мне должен!". Это тот случай, когда в нормальные договорные партнёрские отношения вмешиваются незавершённые детско-родительские сценарии.
Рекомендации:а. Не давать в долг;
б. Работать со страхом негативных оценок и с чувством вины.
2️⃣
Когда мы берём в долг. "Плохими" кредитами и долгами" в этом случае будут те, которые не приносят нам выгоды в будущем, не улучшают нашу жизнь либо мы не в состоянии их вернуть. В любом случае такие долги лишь плодят убытки.
Эта проблема тесно связана с такой чертой характера, как способность откладывать удовольствие на потом. По сути - терпеть психологическую боль от невозможности иметь то, что хочется здесь и сейчас.
Кто хочет всё и сразу? Ребёнок. У кого хочет получить безвозмездно? У Родителей. И если в начале жизни такие детско-родительские отношения - это норма, то во взрослой жизни они только мешают нормальным партнёрским отношениям Взрослый-Взрослый.
Навык ждать и радоваться возникает в раннем возрасте. Это происходит, если желания ребёнка удовлетворялись не сиюминутно, но и не через слишком долгий промежуток времени. Это оптимальный тренировочный "коридор".
Если любые желания ребёнка родители удовлетворяют тут же, по первому требованию, то у него не развивается навык терпеть. Так вырастают идеальные клиенты банков.
Если желания ребёнка не удовлетворяются долгое время, то он впадает в тягостное состояние фрустрации ("значит, меня не любят"). Ребёнок делает бессознательный вывод "я - плохой", и начинает подыгрывать желаниям родителей, стараясь заслужить их любовь и одобрение, пытаясь стать "хорошим". Это идеальный "клиент" для разного рода мошенников и манипуляторов, да ещё и склонный к разного рода зависимостям.
Ключевое чувство: страх и тревога. Эти дискомфортные чувства, которые возникают при невозможности отказаться от своего сильного желания. Тесно связаны с дефицитом любви и заботы в детстве.
Рекомендации:а. Не брать в долг;
б. Планомерно закрывать долги;
в. Работать с негативными чувствами страха и тревоги, толкающими на небезопасное кредитное поведение.
Все эти случаи иллюстрируют, как в нормальные договорные партнёрские отношения вмешиваются незавершённые детско-родительские сценарии. Выход: осознание сценариев, выход из них и возвращение в нормальные отношения Взрослый-Взрослый.
Пусть долги боятся вас!😉