Born to be ФРИИ


Kanal geosi va tili: Rossiya, Ruscha


Официальный телеграм-канал Фонда развития интернет-инициатив. Все для стартапов и о стартапах. Исследования. Новости. Инсайды
http://www.iidf.ru
https://www.facebook.com/friifond

Связанные каналы

Kanal geosi va tili
Rossiya, Ruscha
Statistika
Postlar filtri


💰🚕 Инвестируем 15 млн рублей в стартап Smart City. Сервис помогает водителям такси работать в одном приложении со всеми агрегаторами одновременно, а таксопаркам — контролировать работу водителей и строить финансовый баланс. Подробности здесь https://bit.ly/2LaqzPF


🤔
🔸 проверить десятки гипотез
🔸 найти новую нишу для своего продукта
🔸 взять деньги с 10 клиентов
🔸 повысить рентабельность до 50%
🔸 кратно увеличить выручку за месяц
Это не планы на год, а задачи, с которыми успешно справились выпускники 14го акселератора всего за три месяца. Подробнее можно почитать здесь
https://bit.ly/2HPoZ75




✅Дмитрий Калаев перечислил для Firrma 7 стоп-факторов, которые чаще всего приводят к отказу от инвестиции в стартап:
1⃣ У основателей нет амбиций создать большую компанию
2⃣ Основатели просят большую зарплату
3⃣ Плохая репутация
4⃣ Основатели бесконечно ищут денег, но динамики роста компании нет
5⃣ Основатель не вовлечен в свой бизнес
6⃣ Основатели не владеют контрольным пакетом стартапа уже на ранней стадии
7⃣ Основатель не готов перенести интеллектуальную собственность в компанию
Подробнее о каждом из кейсов читайте здесь: http://firrma.ru/data/s_opinion/122002/


Наш комментарий к самой обсуждаемой новости дня. #телеграмживи


КАКИЕ ВОПРОСЫ СТАВИТ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС МЕЖДУ ВКОНТАКТЕ И НБКИ

Газета "Коммерсантъ" сообщила о том, что "ВКонтакте" подала в суд на компанию Double Data и Национальное бюро кредитных историй, которые на основе информации из открытых профилей компании оценивают кредитоспособность пользователей и продают эти данные банкам. Искендер Нурбеков, заместитель директора ФРИИ по правовым инициативам, объясняет, почему за этим процессом надо будет следить с особенным вниманием:

«Mail.ru Group подняла очень важный для интернет-индустрии вопрос, который нуждается в глубочайшей проработке и даже отраслевом обсуждении. Правовые последствия непродуманного решения для индустрии окажутся куда серьезнее, чем кажется на первый взгляд. В широком и даже философском смысле это дело может создать юридический прецедент, который способен похоронить в стране множество перспективных решений из сферы Big Data.

Во-первых, поисковые пауки при индексации регулярно «извлекают» данные, в том числе и из тех источников, которые можно отнести к базам данных. Значит ли это, что Яндексу нужно заключать договор с каждой "базой данных" в интернете, которую он индексирует?

Во-вторых, правовые нормы, на которые ссылается Mail.ru, были когда-то придуманы для защиты баз данных Консультанта и Гаранта, - вопрос, считать ли базами данных все социальные сети? В них ведь пользовательские данные упорядочены и систематизированы, так что их может извлекать автоматически робот.

В-третьих, сейчас иск предъявлен российской компании, а как же западные - с ними судиться в нашей юрисдикции будет сложнее, значит ли это, что российские биг дата сервисы окажутся в неравных условиях конкуренции с зарубежными?

В-четвертых, возникает вопрос о легальности работы разных сервисов и стартапов с базами данных и другими ресурсами через открытые API, в том числе с регулярным извлечением данных оттуда. Например, с государственными информационными системами, например, системой закупок.

Ну и наконец, возникает юридическая коллизия из-за того, что пользователи отдают права на свой контент сети, а потом, когда, например, захотят сделать бэкап - такое решение недавно выкатил Касперский - получается, они нарушат права сети на свой же собственный контент».


КОРПОРАТИВНЫЕ ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ КАК ШАНС ДЛЯ ТЕЛЕКОМ-ОПЕРАТОРОВ

Ростелеком и РВК обсуждают создание совместного венчурного фонда, сообщает газета «Ведомости». Сообщается, что фонд будет инвестировать в новые рынки, способные стать факторами роста телекоммуникационного бизнеса (Big Data, интернет вещей, VR и AR, финтех). Заместитель директора ФРИИ по техническому развитию Сергей Алимбеков объясняет, для чего корпоративные венчурные фонды нужны телеком-операторам.

«1. На протяжении последних 15 лет операторы боялись превратиться в банальную «трубу» по доставке данных. Стагнацию доходов удалось на какое-то время отложить внедрением 3G и 4G/LTE: передача данных стала приносить им от четверти до половины доходов. Но стагнация всё рано пришла: с 2010 по 2015 годы доходы телеком-операторов, по данным McKinsey, в США росли в среднем на 2,9% в год, в Западной Европе – на 1,3%, в Восточной Европе (куда, в том числе, входит и Россия) – на 3,2%. Ассоциация GSMA уже смирилась с прогнозом, согласно которому доходы от мобильной связи в течение следующих 5 лет будут расти не более, чем на 1% ежегодно. И эта ситуация не изменится, пока телекоммуникационные компании будут оставаться в парадигме «продавцов доступа», покупая технологии вендоров вместо инвестиций в компании, создающие сервисы непосредственно для клиентов и под их потребности. А пока мировые инвесторы потеряли веру в то, что телеком может быть генератором стоимости для них и дать хороший IRR.

2. В какой-то момент операторы возлагали большие надежды на свои контентные порталы: этот эксперимент не удался, например, «Вымпелкому». Затем искали спасение в VAS. После надеялись на «облака» и собственные OTT-сервисы. А в это время создатели платформ iOS и Android оттеснили операторов от потребителей в сфере сервисов и приложений. Вот операторы и ищут очередную next big thing. На американском рынке операторы решили идти в сегмент медиа: так, в 2011 году Comcast купил контрольный пакет NBC Universal при оценке в 30 млрд. долларов, а в октябре этого года AT&T объявил о покупке Time Warner за 85 млрд. По схожему пути идёт британский оператор BT. Также существует гипотеза, что прорывом для телекоммуникационного бизнеса может стать «интернет вещей», но у операторов до сих пор нет ни технологии для масштабного развития IoT, ни бизнес-модели. Другая гипотеза связана с Big Data, но операторы пока не научились извлекать ценность из огромных объемов хранимых данных – в отличие, например, от Facebook и Google.

3. Но в России сейчас нет стартапов, в которые можно было бы смело влить сотни миллионов операторских капиталов – если только не поглощать медиаимперии по американскому сценарию. Чтобы не спалить деньги, разумнее системно вкладывать их в корпоративные венчурные инструменты – фонды, акселераторы, инкубаторы – под ту или иную стратегию оператора. Эти структуры должны обладать высокой автономностью и независимостью, иначе корпоративная бюрократия усыпит любые стартапы. Также сейчас в тренде эксперименты с межкорпоративными инкубаторами, где могут объединять усилия операторы и вендоры, решая конкретные технические задачи. Именно так, например, поступили AT&T и Amdocs».


ПОЧЕМУ НИЗКОКВАЛИФИЦИРОВАННУЮ РАБОЧУЮ СИЛУ ЛЕГКО ИСКАТЬ ЧЕРЕЗ МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Стало известно, что российский венчурный фонд Flint Capital вместе с партнёрами вложил $20 миллионов в мобильное приложение JobToday для подбора низкоквалифицированной рабочей силы в сфере ритейла и индустрии гостеприимства. Полученные средства пойдут на экспансию сервиса в Европе и США. Сделку комментирует инвестиционный менеджер ФРИИ Никита Юрьев:

«1. В настоящее время рынок HR-tech насчитывает порядка 125 стартапов, привлекших около 2,4 млрд долларов инвестиций. Не далее как 5 лет назад стандартный путь для поиска «синих воротничков» представлял собой размещение рекламного объявления в печатной прессе или привлечение на аутсорс сразу нескольких HR-агентств, специализирующихся на подборе данного типа кадров. Этот процесс, безусловно, по времени более затратен, нежели современные digital-продукты, появившиеся на рынке.

2. Сервисы для быстрого найма низкоквалифицированной рабочей силы - новая ниша, образовавшаяся не более 5 лет назад, крайне выгодная для крупных компаний, постоянно нуждающихся в больших объемах таких кадров. На рынке Европы у Jobtoday есть два конкурента – аналогичные услуги по найму низкоквалифицированной рабочей силы оказывают компании Сornerjob и Jobandtalent. Все компании существуют не так давно, но уже сейчас входят в топ-10 App Store по скачиваемости в Европе в категории "бизнес".

3. Об устоявшейся рабочей модели для такого бизнес-сегмента говорить пока трудно, но можно с уверенностью сказать, что на нынешнем этапе развития они ориентированы на быстрый рост пользователей – низкоквалифицированные сотрудники часто меняют работу и потому пользуются услугами сервиса на регулярной основе. А вот далее компании уже могут получат выручку за счет закрытия вакансий».


ПОЧЕМУ ОНЛАЙН-ПРОДАЖА АВТОБУСНЫХ БИЛЕТОВ – НЕПРОСТАЯ ЗАДАЧА

Газета «Коммерсантъ» сообщает, что фонды прямых инвестиций Baring Vostok и "Эльбрус Капитал" вместе с InVenture Partners вложили $20 млн в развитие международного сервиса для поиска и покупки билетов на автобусы Busfor. Инвестиционный менеджер ФРИИ Павел Никонов объясняет, какую оценку рынка можно считать обоснованной.

«1. Задача, которую пытается решить Busfor, нетривиальна. ФРИИ вместе с портфельной компаний Takebus также работает над информатизацией рынка автобусных билетов. Наш опыт показывает, что российский рынок достаточно сложный - ввиду сложившейся системы работы. Так, большинство вокзалов получает агентскую комиссию, реализуя билеты перевозчиков, и не готово давать существенную комиссию онлайн-сервиса. Стоит ещё учесть низкую информатизацию перевозчиков и вокзалов, а также «зоопарк» различных систем автоматизации на рынке, многие из которых откровенно устарели. Например, более 80% российских вокзалов, по разным оценкам, вообще практически не информатизированы.

2. Оценку рынка в 200 млрд рублей мы считаем довольно оптимистичной. В нее, вероятно, включены и пригородные автобусные перевозки. При этом большой мотивации покупать билеты онлайн на короткие дистанции у людей может не быть, так как рейсы сами по себе частые и всегда есть возможность найти альтернативный вариант поездки. Мы также верим, что продажи автобусных билетов онлайн будут расти, но наш прогноз для рынка пока более консервативный - около 10 млрд рублей к 2019 году.

3. Baring Vostok и «Эльбрус Капитал» очевидно инвестировали в компанию под рост глобального бизнеса. На российском рынке отбить инвестиции такого размера невозможно ввиду самого размера рынка и типовых комиссий. Тем более, что на рынке уже около 10 игроков. Помимо Busfor, наиболее известные из них - e-Traffic и Takebus, в который инвестировал ФРИИ».


ЗАЧЕМ ИНВЕСТИРОВАТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ VR-ПРОЕКТЫ

Стало известно, что венчурный фонд АФК «Система» закрыт вторую сделку в сфере технологий VR/AR и инвестировал $2,5 млн. в проект Mel Science, выпускающий интерактивные детские химические наборы по подписке. Сделку комментирует инвестиционный менеджер ФРИИ Никита Юрьев:

«1. С текущими показателями трафика (около 100К посещений в месяц по данным SimilarWeb) и месячной выручкой ориентировочно в коридоре 4-8 млн рублей стартап мог быть оценен перед сделкой в 8-15 млн долларов. Высокую оценку можно объяснить тем, что всего за год проект быстро вырос до 100 тысяч посещений в месяц, он уже имеет реальную выручку благодаря модели подписки, а треть трафика приходится на Штаты и Великобританию.

2. У компании удачное ценностное предложение - это образование в форме развлечения с использованием модных технологий VR. Первые опыты в этой области подтверждают гипотезу, что знания быстрее и эффективнее усваиваются благодаря визуализации и интерактивным формам обучения. Плюс у детей и подростков ниже отвращение к учебе и более высокая вовлеченность в образовательный процесс благодаря фишкам VR.

3. Мы видим два серьезных ограничения для проекта.
Во-первых, сходится ли экономика у стартапа перед дальнейшим масштабированием - приносит ли им каждый новый пользователь больше денег, чем стоит его привлечение. Лидогенерация и привлечение пользователей может быть основным генератором расходов в такой бизнес-модели. Стартап, похоже, пока не работает с платными каналами привлечения, а значит, сценарии дальнейшего роста пока не протестированы в реальной экономике бизнеса.
Во-вторых, согласно консервативным прогнозам Goldman Sachs, решения VR/AR в ближайшие годы будут скорее дополнительным и отчасти развлекательным дополнением к традиционным обучающим механикам, нежели их полноценной заменой. Это системное ограничение для сектора, из-за которого VR-софт не может претендовать на каннибализацию доходов в сегменте образования. Из-за этого емкость мирового рынка образовательного VR-софта оценивают не более 700 млн долларов к 2025 году».


Небольшое лирическое отступление в этом чате:

Сделали IT-продукт и готовы выходить на рынок? До 18 октября ФРИИ принимает заявки в 11-й Акселератор — приходите за инвестициями и экспертизой. За три месяца программы основатели при помощи пула экспертов превращают стартап в масштабируемый бизнес, получают pre-seed инвестиции на сумму 2,1 млн рублей от ФРИИ и повышают шансы привлечь следующие раунды инвестиций от ангелов и фондов. Успейте подать заявку на отбор проектов до 23.59 18 октября! Сделать это можно на сайте: https://edu.iidf.ru/?arrangement=b55496d3


КОМУ НУЖНЫ СПУТНИКОВЫЕ ТРЕКЕРЫ ДЛЯ СОБАК

Российская компания "Мишико Рус" в сотрудничестве с оператором связи T-Mobile начинает серийный выпуск ошейников, отслеживающих активность собаки за день и транслирующих её местоположение с помощью ГЛОНАСС и GPS хозяину. Никита Юрьев, инвестиционный менеджер ФРИИ, оценивает перспективы этого бизнеса:

«1. В России рынок такой есть, он постепенно растет. Однако владельцев, готовых покупать такой трекер, не так уж много – стоимость трекера для собаки составляет около 12 тысяч. Для сравнения, в среднем владельцы тратят на питомцев около 15 тысяч рублей в год. Целевая аудитория проекта - семья с высоким уровнем достатка с домашним питомцем-собакой, таких меньше 1% от общего количества российских домохозяйств. Перспективы проекта ограничены: по оценкам ФРИИ, его аудитория не превышает 400 тысяч домохозяйств. Если продукту удастся завоевать хотя бы 10% рынка (около 40 тысяч устройств), то это принесет около 500 млн рублей выручки. Чтобы успешно закрепиться на рынке, проекту потребуется найти крупные каналы продаж, к примеру, это могут быть крупные магазины электроники и ретейловые сети.

2. В то же время, мировой рынок таких трекеров значительно перспективнее. К примеру, в США семьи тратят больше 3 тысяч долларов в год на содержание своих питомцев, поэтому устройство стоимостью меньше чем в 200 долларов можно отнести к массовому сегменту. Существует достаточно успешный подобный проект на рынке - стартап с украинскими корнями Petcube уже привлек 2,6 млн долларов в 2016 году.

3. Победителем в этом сегменте станет такой проект, который обеспечит доступ к масштабируемому каналу продаж (например, Walmart, Bestbuy) и сможет обеспечить экосистему продукта: создаст сообщество пользователей, которые будут мотивированы в покупке подобного трекера и сопутствующих аксессуаров к нему».


ЗАЧЕМ ЯНДЕКСУ ПОСТАВЛЯТЬ РЕЧЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗА ГРАНИЦУ

Стало известно, что «Яндекс» планирует экспортировать свои речевые технологии за пределы России: Коммерсантъ пишет, что для этого компания наняла топ-менеджера американского разработчика лингвистического софта Nuance. Управляющий инвестиционным портфелем ФРИИ Сергей Негодяев объясняет, почему это выигрышный ход:

«1. Во всем мире, пожалуй, едва ли наберется даже десяток сильных технологических компаний, способных производительно работать с огромными массивами данных. Голос - это данные, а Яндекс – как раз одна из тех редких компаний. По мере удешевления вычислительных мощностей, роста скоростей передачи данных в сетях и появления все более сложных алгоритмов обработки Big Data, голосовые интерфейсы управления могут стать массовыми. Обрабатывая в своих сервисах миллионы голосов, компании уже сейчас вырабатывают все более совершенные технологии распознавания речи. Через 5-6 лет аналитики обещают мировому рынку распознавания речи объем в 5-10 млрд долларов.

2. Яндекс сегодня «понимает» русский язык лучше всех в мире, а имея в багаже технологию работы с данными, он может выходить и на мировые рынки - английского или испанского. Корпорации ежегодно тратят десятки миллиардов долларов на содержание колл-центров, так что по мере развития речевых интерфейсов они готовы будут перенаправить свои бюджеты на автоматизацию работы с клиентами.

3. Ключевые сектора, заинтересованные во внедрении автоматического распознавания речи: авто, производители носимых устройств и платформ, большие B2C-корпорации с мощными колл-центрами, банки и финансовый сектор (голосовая биометрия), медицина, госсектор и госуслуги».


МОГУТ ЛИ НЕЙРОННЫЕ СЕТИ ТОРГОВАТЬ НА БИРЖЕ

РБК сообщает о российских программистах, запустивших в США онлайн-сервис StocksNeural, который предсказывает изменение цен на акции с помощью нейронных сетей и машинного обучения. Ситуацию комментирует Анатолий Орлов, руководитель лаборатории больших данных ФРИИ:

"1. Нейронные сети мало чем отличаются от старого доброго «машинного обучения». А идея их использовать в финансовом секторе очевидна и далеко не нова. Если стандартная предсказательная модель делает прогноз на основе тех факторов, которые внесли в нее программисты, то нейронная сеть - это модель, которая способна создавать факторы из сырых данных. Основная особенность машинного обучения проста: магии нет - и если дать мусор на входе, на выходе тоже будет мусор. В сумме, машина все равно обычно не может сделать ничего принципиального и такого, что не мог бы сделать человек, просто делает это быстрее и лучше, в том числе потому, что человек комфортно себя чувствует в модели с несколькими переменными, а в тысячемерном пространстве теряется.

2. Нейронная сеть - это, как ни крути, все равно система предсказания, созданная человеком, а значит, она решает те задачи, которые для нее спроектировали. Например, в высокочастотном трейдинге по сути идет битва роботов, которые отнимают деньги друг у друга, потому что кто-то лучше научил их, как отбирать деньги у другого робота. Причем, счет времени в таком трейдинге - это милисекунды, внутри которых роботы продают и покупают друг другу те или иные бумаги, ориентируясь в своих алгоритмах на валютные колебания или другие волатильности. В длинную же идея предсказывать котировки, ориентируясь на анализ данных из прошлого, принципиально не работает, каким бы глубоким этот анализ ни был. Это все равно что пытаться систематически предсказывать «черных лебедей», думаю, лучше отдать деньги профессиональному игроку в казино. Обсуждаемый проект, похоже, сам даже не торгует акциями, они лишь дают рекомендации buy/sell. То есть, они сами ни за что не отвечают - и, кажется, на этом тезисе можно было бы остановиться еще в начале".


КАК ВЫЯВЛЯТЬ ФАЛЬСИФИКАЦИИ В ФИНАНСОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ С ПОМОЩЬЮ АНАЛИЗА ДАННЫХ

Один из проектов венчурного фонда Softline Venture Partners создал алгоритм по обнаружению приписок и фальсификаций в финансовой документации. Программный комплекс анализирует распределение чисел в результатах исследования и выявляет наличие групп чисел, имеющих признаки вмешательства человека, сообщает "Коммерсантъ". Руководитель лаборатории больших данных ФРИИ Анатолий Орлов рассказывает, есть ли какое-то ноу-хау в этом решении:

«1. Существует большое количество техник, которые позволяют реализовать такой функционал. Есть совсем простые, не связанные с большими данными и машинным обучением. Самый простой способ - сопоставление данных с соответствующим распределением: например, если отработанное время в табелях присутствия на работе слишком часто в точности равно 8-00, значит, табели подгоняются. Для анализа финансовой информации американские налоговики еще много десятков лет назад использовали закон Бенфорда. Если взять выборку из чисел разного порядка, то первая цифра в этих числах будет распределена неравномерно: «1» встречается в 30% случаев, «2» - в 18%, остальные цифры - еще реже, а нарушение этого закона может свидетельствовать об «аномалии».

2. С 1881 года, когда впервые открыли закон Бенфорда, математика и вычислительные возможности, мягко говоря, серьезно продвинулись. Сейчас группа техник для выявления неожиданного «поведения» данных называется anomaly detection, эти техники довольно простые, большую часть из них можно реализовать в «икселе», или быстро создать недорогое решение в бесплатном математическом пакете (Octave или R). А применять можно в любой области, где есть повторяемый «фрод» и достаточный объем данных».


ЗАЧЕМ MAIL.RU GROUP ВМЕСТЕ С БЮРО КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЙ РАЗРАБОТАЛА МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КРЕДИТНЫХ РИСКОВ ДЛЯ БАНКОВ

Mail.ru Group и БКИ "Эквифакс Кредит" на основе методов машинного обучения разработали предсказательную модель оценки кредитных рисков. Инвестиционный менеджер ФРИИ Павел Никонов рассказывает, есть ли рыночные перспективы у этого решения.

«1. Как правило, банки пользуются собственными моделями скоринга для оценки заемщиков - и перейти на чужую их может заставить лишь более высокое качество предсказания. За счёт чего это качество вырастает? Поскольку разработчики проекта пока сами не раскрывают, в чем заключается их технологическое ноу-хау, будем теоретизировать. Возможны два варианта: либо авторы новой системы выявили и ввели новые параметры в модель оценки, либо на очень хорошей выборке как-то по-новому обучили работать модели с теми же параметрами, что и у всех остальных на рынке. Второй вариант более вероятен: у "Эквифакса" выборка достаточно масштабная - было на чем обучать скоринговую модель. Например, наш портфельный проект "Скориста" использует 7 000 параметров для скоринга высокорисковых заемщиков для МФО - куда уж больше?

2. Зайти в банковский сегмент с независимым скоринговым решением не так-то просто. Во-вервых, как я уже сказал, крупные банки строят модели самостоятельно. Во-вторых,другие вообще предпочитают использовать FICO, который распространяется через НБКИ. Единственная лазейка здесь - то, что многие банки уже работают с "Эквифаксом", поэтому компания вполне может предложить новую модель скоринга в пилотном режиме кому-то из уже существующих клиентов.

3. Суровая правда жизни такова, что во многих случаях выдачи кредитов оценка скоринга не играет вообще никакой роли. Выдача 50-75% кредитов определяется вовсе не оценкой скоринговой модели, а решением службы безопасности банка. В этой ситуации у среднестатистического банка доля плохих заёмщиков составляет 10-15%. Если модель, разработанная Mail.ru, поможет снизить эти цифры хотя бы на несколько процентов - банки заинтересуются решением».


ЗАЧЕМ ЯНДЕКС ВЛОЖИЛСЯ В СЕРВИС ДЛЯ ВЫЗОВА ВРАЧА НА ДОМ

«Яндекс» и фонд Baring Vostok инвестировали $5,5 млн сервис для вызова врачей на дом Doc+. Управляющий инвестиционным портфелем ФРИИ Сергей Негодяев комментирует сделку:

«1. На первый взгляд кажется, что оценка компании достаточно высокая. Хотя мы, конечно, не знаем условий сделки, количество траншей и поставленные KPI.

2. У медицинского бизнеса есть свои ограничения: лицензия оформляется на клинику, к которой прикрепляются все врачи. Поэтому масштабирование такого стартапа может стать проблемой: не получится, к примеру, кратно увеличить число врачей, не решив проблему увеличения площади условной клиники.

3. Медицина через интернет кажется очень перспективным и большим рынком, где уже завтра могут появиться новые звездные компании. Поэтому, думаю, для "Яндекса" это сегодня не столько бизнес-кейс, сколько последовательная история и способ застолбить за собой перспективную поляну, заявив о своих амбициях в этой области. Тем более, это не первый проект Яндекса, связанный с медициной - в недавнем прошлом компания уже анонсировала разработку платформы удаленной онкодиагностики с участием «АстраЗенека» и Yandex Data Factory.

4. Столбить поляну - уже знакомая рынку тактика Яндекса. То же самое он сделал, инвестируя в разработчика чат-ботов Chatfuel: бизнес-кейса с деньгами пока нет, но ожидания у игроков рынка достаточно высоки. Яндекс выбрал правильную тактику, инвестиции небольшие, а ребята окажутся глубоко в рынке и получат информацию и ресурсы для совершения рывка в нужное время и нужную сторону, когда появится эта необходимость»


ПОЧЕМУ ИНВЕСТОРЫ ИНТЕРЕСУЮТСЯ VR/AR БЕЗ РЕАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ УСПЕХА

Стало известно, что венчурный фонд АФК «Система» намерен вложить не менее 500 млн руб. в продвижение проектов, развивающих технологии виртуальной и дополненной реальности. Управляющий инвестиционным портфелем ФРИИ Сергей Негодяев объясняет, для чего им это:

«1. Каждый игрок хочет занять значимую долю большого рынка. Сегменты VR/AR, которые находятся на пересечении индустрий рекламы и развлечений (и еще некоторых), потенциально представляют собой рынки гигантских размеров. Даже маленькая доля от этого - очень большие деньги, которые окажутся несопоставимы с размером вкладов первых инвесторов. А это, в свою очередь, - возможность значительно приумножить свой капитал, чем и объясняется большой интерес к данной теме со стороны большого количества игроков.

2. Всегда существует баланс риск/доходность. Как правило, чем выше риск, тем выше доходность и наоборот. Направления, где сегодня мало коммерческих кейсов, могут завтра продемонстрировать несколько успешных коммерческих историй, и послезавтра начнется лавинообразный рост.
Любой венчурный фонд берет на себя определенные риски. Если в каком-то сегменте управляющие фондом видят серьезные перспективы, то купить билет сегодня, когда еще мало результатов, будет значительно дешевле для инвестора, чем купить этот билет завтра. Задача венчурного инвестора - показывать доходность в сотни и тысячи процентов. VR/AR - как раз тот сегмент, где ее можно получить.

3. Сейчас в этом сегменте самая интересная стадия - проверки гипотезы. Большая часть игроков имеет свое видение развития индустрии VR/AR. Есть известные "единороги" типа Magic Leap и Oculus, есть множество других, менее известных решений - но ни одно пока не стало индустриальным стандартом. Чем больше будет проектов и финансирования у этих проектов, тем больше будет проверено разных идей и тем быстрее те или иные концепции начнут проникать в рынок.

4. АФК - один из крупнейших российских холдингов, который обладает значительными ресурсами для развития. Проект, получивший поддержку от венчурного фонда АФК, при значительном росте может рассчитывать на поддержку и от головной компании. При успешном развитии проекта не так сложно будет поднять финансирование и вне периметра АФК. В России много инвестиционных денег, которые очень заинтересованы в перспективных и быстрорастущих проектах, так что проблем с привлечением внешних денег быть не должно»


БУДУЩЕЕ И МОНЕТИЗАЦИЯ PRISMA

Новое мобильное приложение для обработки фото взорвало социальные сети. В основе программы лежит использование нейросетей: с помощью Prisma любой снимок можно перерисовать в стиле того или иного художника. Инвестиционный менеджер ФРИИ Илья Королёв рассказывает, что он об этом всём думает:

«1. Будущее самого приложения трудно спрогнозировать. Пользовательский хайп может закончиться в любой момент, и приложение превратится в "ещё один набор фильтров для фоток". Здесь можно вспомнить, что в последние годы в Instagram трендовым стал хэштег #nofilter: мода на постобработку фильтрами прошла, сейчас возродилась снова, а через какое-то время снова может уйти в тень.

2. Если же говорить о способах монетизации приложения, я вижу несколько вариантов. Для обычных пользователей - введение новых фильтров и ускорение обработки (как у схожего продукта MLVCH) за деньги. Правда, этот вариант потенциально может отпугнуть пользователей и сильно замедлить скорость распространения, поэтому маловероятен. Возможно, создатели приложения будут предоставлять компаниям за деньги доступ к технологии по API.

3. Я бы смотрел на Prisma именно как на демонстрацию развития технологий и возможностей, которые могут предлагать нейронные сети для подобных массовых сервисов. Именно технология, ее уникальность и экспертиза команды будут играть главную роль при обсуждении условий потенциальной покупки стратегами. Быстрый рост и большая пользовательская база действительно позволят попасть на радары потенциальных стратегов (того же Facebook, Snapchat и пр.)».


ДЛЯ ЧЕГО MICROSOFT КУПИЛА LINKEDIN

Несколько дней назад Microsoft объявила о приобретении социальной сети LinkedIn за $26,2 млрд. Сделку комментирует Максим Чеботарев, руководитель клуба инвесторов ФРИИ:

«1. Данные – это новая нефть, а LinkedIn – малоисследованная, но перспективная скважина. Другого объяснения ни этой сделке, ни ее размеру я не нахожу. LinkedIn благодаря накопленным данным уже стал частью многих бизнесов – им пользуются тысячи специалистов: от хедхантеров, которые подбирают и нанимают профессионалов, до продавцов, которые находят лиды для своих продуктов в новых для себя сегментах бизнеса.

2. Поскольку крупнейший рынок сбыта для Microsoft – США, где позиции LinkedIn традиционно сильны, то желание корпорации получить в пользование данные из соцсети, вполне объяснимо. Представляю себе эйфорию многих сэйлзов, которым объявляют, что теперь у них есть вся база данных LinkedIn: на рынке США это словно в твоей игре в продавцов взяли и включили режим IDDQD. В воображении можно найти немало возможностей для использования данных LinkedIn: от спецпредложений с продуктами MS до глубокой аналитики пользовательского поведения. Другое дело, что эти возможности нужно не только реализовать на практике, но и эффективно монетизировать. Вот почему LinkedIn - это пока лишь неизученная «скважина», а сделка более чем рискованная.

3. Было бы опрометчиво оценивать справедливость цены, ведь мы не знаем всех условий сделки, но размер премии к биржевой стоимости, назначенный Microsoft, говорит о том, что в Редмонде сильно хотели, чтобы сделка состоялась, а инвесторы LinkedIn не торопились встречать Microsoft у дверей с хлебом-солью.

4. У Microsoft очень непростая история слияний и поглощений, стоило бы вспомнить хотя бы недавние покупки Nokia или Danger. Смущает и разница менталитетов компаний: LinkedIn – классическая компания из Кремниевой Долины, Microsoft – корпоративный гигант из Редмонда с совершенно другими ценностями и людьми. Надеюсь, мы не получим еще один MySpace, а увидим развитие и расширение LinkedIn и работу с развивающимися рынками».

20 ta oxirgi post ko‘rsatilgan.

346

obunachilar
Kanal statistikasi