Кристина Потупчик dan repost
Вчера открылась МЦД Долгопрудная. Ну, открылась и открылась, но под потолком вестибюля тем висит остов дирижабля. А любая история, в которой упомянут дирижабль заслуживает того, чтобы быть рассказанной.
Всё дело в том, что это сейчас Долгопрудный – это московский сателлит. Но в начале тридцатых он – маленький посёлок при «Дирижаблестрое», предприятии, которое должно было полностью удовлетворить потребности советской страны в дирижаблях.
Всю вторую половину двадцатых и тридцатые дирижабли очень любила советская пропаганда. Про дирижабли писал Маяковский, Дайнека делал мозаики с дирижаблями над Спасской башней (посмотрите на «Маяковской», кстати), но вот с самими дирижаблями была напряжёнка. Их постоянно перешивали (плохо) из остатков того, что оставила Российская империя на деньги (маленькие), которые собирали у рабочих и колхозников.
Рабочие и колхозники деньги давали неохотно, потому, что такое самолёт, например, они знали (передовиков на них регулярно катали), а что такое дирижабль – нет. В мире тогда было дирижаблей немного, а «Цеппелин» по средней полосе России никто гонять не будет.
Короче, было принято решение устроить особое ведомство для проектирования и строительства дирижаблей, тот самый «Дирежаблестрой» и чтобы несколько раз не ходить, при нём сделать ещё и городок для рабочих и специалистов.
За тем, как был устроен этот городок и как вообще было поставлено дело дирежаблестроения, я отсылаю к книжкам Алексея Белокрыса «Дирежаблестрой» на Долгопрудной» и «Девятьсот часов неба». Там есть и про женский аэростат, сбрасывающий на головы ничего не подозревающим обывателям газету «Советский дирижаблист», и про изъятый из магазина в пользу столовой сыр (большой был скандал), и про отсутствие прачечной, и про перебои с культработой и обувью.
Дирижаблей, впрочем, СССР так и не наклепает. Очень плохо налаженное производство и быт рабочих, политические чистки, конкуренция с самолётами и, наконец, гибель главного достижения «Дирежаблестроя» - главного советского дирижабля «ССС Р-В6 Осоавиахим», заставят руководство СССР постепенно свернуть дирижаблестроительную программу.
А городок останется и в итоге разрастётся до сегодняшнего Долгопрудного, в котором по крышей павильона МЦД будет висеть что-то вроде памятника несбывшейся мечте – остов дирижабля.
Всё дело в том, что это сейчас Долгопрудный – это московский сателлит. Но в начале тридцатых он – маленький посёлок при «Дирижаблестрое», предприятии, которое должно было полностью удовлетворить потребности советской страны в дирижаблях.
Всю вторую половину двадцатых и тридцатые дирижабли очень любила советская пропаганда. Про дирижабли писал Маяковский, Дайнека делал мозаики с дирижаблями над Спасской башней (посмотрите на «Маяковской», кстати), но вот с самими дирижаблями была напряжёнка. Их постоянно перешивали (плохо) из остатков того, что оставила Российская империя на деньги (маленькие), которые собирали у рабочих и колхозников.
Рабочие и колхозники деньги давали неохотно, потому, что такое самолёт, например, они знали (передовиков на них регулярно катали), а что такое дирижабль – нет. В мире тогда было дирижаблей немного, а «Цеппелин» по средней полосе России никто гонять не будет.
Короче, было принято решение устроить особое ведомство для проектирования и строительства дирижаблей, тот самый «Дирежаблестрой» и чтобы несколько раз не ходить, при нём сделать ещё и городок для рабочих и специалистов.
За тем, как был устроен этот городок и как вообще было поставлено дело дирежаблестроения, я отсылаю к книжкам Алексея Белокрыса «Дирежаблестрой» на Долгопрудной» и «Девятьсот часов неба». Там есть и про женский аэростат, сбрасывающий на головы ничего не подозревающим обывателям газету «Советский дирижаблист», и про изъятый из магазина в пользу столовой сыр (большой был скандал), и про отсутствие прачечной, и про перебои с культработой и обувью.
Дирижаблей, впрочем, СССР так и не наклепает. Очень плохо налаженное производство и быт рабочих, политические чистки, конкуренция с самолётами и, наконец, гибель главного достижения «Дирежаблестроя» - главного советского дирижабля «ССС Р-В6 Осоавиахим», заставят руководство СССР постепенно свернуть дирижаблестроительную программу.
А городок останется и в итоге разрастётся до сегодняшнего Долгопрудного, в котором по крышей павильона МЦД будет висеть что-то вроде памятника несбывшейся мечте – остов дирижабля.