Подосокорский dan repost
Н.Г. Головнина: "Критика христианского учения и евангельской истории со стороны языческой интеллектуальной элиты берет начало со II в. Первым можно считать «Истинное слово» Цельса (вторая половина II в.), составленное ок. 178 г. Он, несомненно, был знаком с евангельскими книгами, но по большей части занимался опровержением разных положений христианского учения, и именно он обличает Христа как мага. В 303 г., во время гонений Диоклетиана, наместник Вифинии Гиерокл написал свое «Правдолюбивое слово к христианам», важной частью которого было сравнение Христа с Аполлонием Тианским и утверждение, что при всем превосходстве последнего разумные люди богом не считают даже его.
Наиболее сведущими в Писании были Порфирий (232/233–304/306) и Юлиан Отступник (331–363). Порфирий в своих «Пятнадцати словах против христиан» противопоставляет учение Христа учению апостолов, которые признали Его Богом. Основные места, в которых видели противоречия критики-язычники: генеалогии Спасителя, события Рождества Спасителя и последующие за ним, исцеление гадаринских бесноватых/ого, беседа о хлебе жизни, ангел, укреплявший Спасителя во время молитвы в Гефсимании, описание страстей Господа, хронология и фактические детали в описаниях событий после Воскресения. Эти проблемы привлекали внимание и самих христиан и могли быть причиной разделений.
Например, Епифаний Кипрский описывает группу внутри Церкви, члены которой не принимали Евангелие Иоанна и его учение о Слове, а потому именовались алогами. В этой же главе своего «Панариона» он перечисляет пункты, вызывающие споры: невозможность указать место в хронологических рамках Евангелия от Иоанна для 40-дневного поста Господа, которое у синоптиков между Крещением и призванием первых учеников; по Иоанну, Господь начал проповедь до ареста Иоанна Крестителя, а синоптические Евангелия такую возможность исключают; большая по сравнению с синоптиками продолжительность земного служения Спасителя у Иоанна, если судить по числу упоминаний о Пасхе в поседнем Евангелии. С критикой канонических текстов выступали и гностически настроенные христиане.
Задача Августина — показать, почему разная последовательность событий у каждого из евангелистов не может быть признана противоречием, но он не собирается отвечать на вопрос, почему Святой Дух допустил особый план в изложении каждого из них. Он особо оговаривает, что будет не толковать Евангелия, но защищать их от обвинений в неправдоподобии.
Задача, которую поставил перед собой Августин, определяла и методы, которые он должен был положить в основу своей работы. Основные принципы объяснений базируются на правилах Тихония Африканского († между 390 и 400) — автора «Книги о семи правилах», донатиста и старшего современника Августина. Несмотря на его принадлежность к расколу, церковные писатели считали его герменевтические правила одним из лучших руководств к толкованию Священного Писания. Во многом так сложилось благодаря Августину, который хвалит правила Тихония и подробно объясняет их в третьей книге своего сочинения «О христианской науке».
_______________
Августин Гиппонский, блж. Творения: на латинском и русском языках. Т. I / блж. Августин Гиппонский; [сост. Н.Г. Головнина; вступ. ст. П.В. Хондзинского]. — Москва : Изд-во ПСТГУ, 2022. — 704 c.
Аннотация: В первый том творений блж. Августина вошло сочинение «О согласии евангелистов». Этот текст представляет первую полномасштабную попытку дать гармонизацию Евангелий, объяснив несовпадения, встречающиеся у четырех евангелистов. Во вступительной статье прот. П. Хондзинского впервые представлен широкий аналитический обзор рецепции идей блж. Августина в русской богословской и философской традиции. Текст «О согласии евангелистов» представлен на языке оригинала и в русском переводе. Книга будет полезна как специалистам, так и всем, кому интересна церковная литература и библеистика.
Наиболее сведущими в Писании были Порфирий (232/233–304/306) и Юлиан Отступник (331–363). Порфирий в своих «Пятнадцати словах против христиан» противопоставляет учение Христа учению апостолов, которые признали Его Богом. Основные места, в которых видели противоречия критики-язычники: генеалогии Спасителя, события Рождества Спасителя и последующие за ним, исцеление гадаринских бесноватых/ого, беседа о хлебе жизни, ангел, укреплявший Спасителя во время молитвы в Гефсимании, описание страстей Господа, хронология и фактические детали в описаниях событий после Воскресения. Эти проблемы привлекали внимание и самих христиан и могли быть причиной разделений.
Например, Епифаний Кипрский описывает группу внутри Церкви, члены которой не принимали Евангелие Иоанна и его учение о Слове, а потому именовались алогами. В этой же главе своего «Панариона» он перечисляет пункты, вызывающие споры: невозможность указать место в хронологических рамках Евангелия от Иоанна для 40-дневного поста Господа, которое у синоптиков между Крещением и призванием первых учеников; по Иоанну, Господь начал проповедь до ареста Иоанна Крестителя, а синоптические Евангелия такую возможность исключают; большая по сравнению с синоптиками продолжительность земного служения Спасителя у Иоанна, если судить по числу упоминаний о Пасхе в поседнем Евангелии. С критикой канонических текстов выступали и гностически настроенные христиане.
Задача Августина — показать, почему разная последовательность событий у каждого из евангелистов не может быть признана противоречием, но он не собирается отвечать на вопрос, почему Святой Дух допустил особый план в изложении каждого из них. Он особо оговаривает, что будет не толковать Евангелия, но защищать их от обвинений в неправдоподобии.
Задача, которую поставил перед собой Августин, определяла и методы, которые он должен был положить в основу своей работы. Основные принципы объяснений базируются на правилах Тихония Африканского († между 390 и 400) — автора «Книги о семи правилах», донатиста и старшего современника Августина. Несмотря на его принадлежность к расколу, церковные писатели считали его герменевтические правила одним из лучших руководств к толкованию Священного Писания. Во многом так сложилось благодаря Августину, который хвалит правила Тихония и подробно объясняет их в третьей книге своего сочинения «О христианской науке».
_______________
Августин Гиппонский, блж. Творения: на латинском и русском языках. Т. I / блж. Августин Гиппонский; [сост. Н.Г. Головнина; вступ. ст. П.В. Хондзинского]. — Москва : Изд-во ПСТГУ, 2022. — 704 c.
Аннотация: В первый том творений блж. Августина вошло сочинение «О согласии евангелистов». Этот текст представляет первую полномасштабную попытку дать гармонизацию Евангелий, объяснив несовпадения, встречающиеся у четырех евангелистов. Во вступительной статье прот. П. Хондзинского впервые представлен широкий аналитический обзор рецепции идей блж. Августина в русской богословской и философской традиции. Текст «О согласии евангелистов» представлен на языке оригинала и в русском переводе. Книга будет полезна как специалистам, так и всем, кому интересна церковная литература и библеистика.