#доказательства #бремядоказывания #54_1НК
Документы по сделке vs Открытые базы данных ФНС России - Верховный Суд РФ придал Информационному сервису ФНС России «Прозрачный бизнес» доказательственное значение!
Практически в любой проверке налоговыми органами так или иначе используются данные информационных ресурсов ФНС России. Применительно к ст.54.1 НК РФ это, как правило, информация, свидетельствующая о том, что контрагент налогоплательщика являлся фактически недействующей организацией (нулевое или минимальное значение численности, основных средств и иного имущества, уплаченных налогов).
Не согласные с этим налогоплательщики в качестве контраргументов, тоже как правило, ссылаются на две вещи:
- наличие у них всех предусмотренных законодательством письменных документов по сделке (договор, накладные, акты, счет-фактуры и т.п.);
- неизвестность им данных информационных ресурсов налоговых органов, негативно характеризующих его контрагента (хотя именно этот довод говорит скорее не в пользу налогоплательщика с учетом презумпции необходимости проявления им коммерческой осмотрительности).
Однако у ФНС России есть не только закрытые информационные ресурсы, охраняемые налоговой тайной, но и открытые ("Прозрачный бизнес", например), незнание информации из которых может сыграть с плательщиком злую шутку.
И несмотря на то, что определение СКЭС ВС РФ от 14.10.2021 по делу А40-84439/2019 сформулировано в отношении кредитора, претендующего на погашение его требований в рамках дела о банкротстве, изложенная в нем позиция может вполне учитываться в качестве универсальной позиции о доказательственном значении данных, содержащихся в открытых информационных ресурсах ФНС России, со следующими далеко идущими выводами:
1. Открытые данные ФНС России являются допустимыми доказательствами по делу, поскольку основываются на сведениях, представленных самими налогоплательщиками.
2. Государственные органы, участники гражданского оборота вправе (должны?!) исходить из того, что информация, имеющаяся в открытых электронных сервисах, поддерживаемых государством, отражает действительное положение дел.
3. Негативная информации о контрагенте, размещенная в открытом электронном сервисе, соответствующая действительности, подтверждает наличие существенных сомнений по поводу заключения и реального исполнения сделки таким контрагентом, а именно то, что контрагент являлся фактически недействующим юрлицом, не мог исполнить договор, а сведения, отраженные в документах, подписанных сторонами такой сделки, не согласуются с обстоятельствами, существовавшими на самом деле.
4. Факт исполнения договора не может подтверждаться лишь доказательствами, исходящими от лиц, чей документооборот поставлен под сомнение ввиду явного несоответствия открытым данным. Данный факт может быть опровергнут либо представлением свидетельств того, что записи электронного сервиса ФНС России ошибочны, либо документов, выданных третьими (незаинтересованными) лицами, указывающими на фактическое исполнение договора.
5. Если открытый информационный ресурс содержит негативные характеристики контрагента, которые могут повлиять на вывод о его способности исполнить сделку, но при этом документы по такой сделке налогоплательщиком все равно приняты к учету, вполне допустим и вывод о не проявлении им достаточной степени осмотрительности в выборе контрагента!
Документы по сделке vs Открытые базы данных ФНС России - Верховный Суд РФ придал Информационному сервису ФНС России «Прозрачный бизнес» доказательственное значение!
Практически в любой проверке налоговыми органами так или иначе используются данные информационных ресурсов ФНС России. Применительно к ст.54.1 НК РФ это, как правило, информация, свидетельствующая о том, что контрагент налогоплательщика являлся фактически недействующей организацией (нулевое или минимальное значение численности, основных средств и иного имущества, уплаченных налогов).
Не согласные с этим налогоплательщики в качестве контраргументов, тоже как правило, ссылаются на две вещи:
- наличие у них всех предусмотренных законодательством письменных документов по сделке (договор, накладные, акты, счет-фактуры и т.п.);
- неизвестность им данных информационных ресурсов налоговых органов, негативно характеризующих его контрагента (хотя именно этот довод говорит скорее не в пользу налогоплательщика с учетом презумпции необходимости проявления им коммерческой осмотрительности).
Однако у ФНС России есть не только закрытые информационные ресурсы, охраняемые налоговой тайной, но и открытые ("Прозрачный бизнес", например), незнание информации из которых может сыграть с плательщиком злую шутку.
И несмотря на то, что определение СКЭС ВС РФ от 14.10.2021 по делу А40-84439/2019 сформулировано в отношении кредитора, претендующего на погашение его требований в рамках дела о банкротстве, изложенная в нем позиция может вполне учитываться в качестве универсальной позиции о доказательственном значении данных, содержащихся в открытых информационных ресурсах ФНС России, со следующими далеко идущими выводами:
1. Открытые данные ФНС России являются допустимыми доказательствами по делу, поскольку основываются на сведениях, представленных самими налогоплательщиками.
2. Государственные органы, участники гражданского оборота вправе (должны?!) исходить из того, что информация, имеющаяся в открытых электронных сервисах, поддерживаемых государством, отражает действительное положение дел.
3. Негативная информации о контрагенте, размещенная в открытом электронном сервисе, соответствующая действительности, подтверждает наличие существенных сомнений по поводу заключения и реального исполнения сделки таким контрагентом, а именно то, что контрагент являлся фактически недействующим юрлицом, не мог исполнить договор, а сведения, отраженные в документах, подписанных сторонами такой сделки, не согласуются с обстоятельствами, существовавшими на самом деле.
4. Факт исполнения договора не может подтверждаться лишь доказательствами, исходящими от лиц, чей документооборот поставлен под сомнение ввиду явного несоответствия открытым данным. Данный факт может быть опровергнут либо представлением свидетельств того, что записи электронного сервиса ФНС России ошибочны, либо документов, выданных третьими (незаинтересованными) лицами, указывающими на фактическое исполнение договора.
5. Если открытый информационный ресурс содержит негативные характеристики контрагента, которые могут повлиять на вывод о его способности исполнить сделку, но при этом документы по такой сделке налогоплательщиком все равно приняты к учету, вполне допустим и вывод о не проявлении им достаточной степени осмотрительности в выборе контрагента!