Adeus, bossa nova
И снова об умерших. 6 июля не стало гитариста и певца Жуана Жилберту, одного из тех, с кем ассоциируют жанр босса нова. Жилберту не стал мощным хитмейкером как Жобим, но именно его манера игры и пения легли в основу стиля.
Я никогда не был поклонником боссы, и вообще, по большому счёту, относил её к фоновой музыке (был у меня такой пост), но это от того, что жанр за последние лет тридцать-сорок ожидаемо стал расхожим, заигранным. Интересно разобраться в его составляющих. Жилберту, взяв типичные для бразильской музыки время и интонацию, сделал из зажигательного танца интимный монолог. Грубо говоря, босса нова — это замедленная самба с довольно затейливой мелодией. При этом поётся она почти безэмоционально, близким к шёпоту голосом. Значительную роль играют тексты. И в итоге выходит, что по моей классификации классическая босса — это музыка для головы, при этом одинаково прекрасная и в качестве фона, и в качестве танца.
Босса для иностранцев может звучать как невнятное (и будто бы нестройное) бормотание под достаточно невзрачный аккомпанемент, зачастую ограниченный одной гитарой. На самом деле, всё, конечно, значительно интереснее. Тут может помочь знание португальского, ведь в этой музыке очень много информации заложено в стихах. Чтобы подчеркнуть значимость лирики, пение может слегка расходиться с общим звуком ритмически и звуковысотно — так вокал сильнее выделяется в миксе. Эту же манеру восприняла и первая жена Жуана — Аструд, ставшая звездой благодаря классическому исполнению песни "Girl from Ipanema".
Чтобы ещё лучше понять этот стиль, может быть интересно сравнить его с российской интерпретацией, где не помешают трудности перевода. У нас был свой энтузиаст Александр Дольский, мастерски освоивший боссу и её дух. Тихий шум моря, закат, вино, размышления о чём угодно и немного ленивая небольная ностальгия.
В своем коммерческом проявлении босса удобна — её очень легко играть формально, так, чтобы "кушать не мешало", чем многие и пользуются. Но те, кто стоял у её истоков, всё же занимались не просто отработкой бабла, они рассказывали о живых чувствах, о себе и о мире вокруг.
ЗЫ: если вам хочется больше песен в стиле босса нова, и вы не знаете, где взять — ищите эти имена на обложках пластинок: João Gilberto (Жуан Жилберту), Antônio Carlos Jobim (Антонио Карлос Жобим), Stan Getz (Стэн Гетц), Chico Buarque (Шику Буарки).
И снова об умерших. 6 июля не стало гитариста и певца Жуана Жилберту, одного из тех, с кем ассоциируют жанр босса нова. Жилберту не стал мощным хитмейкером как Жобим, но именно его манера игры и пения легли в основу стиля.
Я никогда не был поклонником боссы, и вообще, по большому счёту, относил её к фоновой музыке (был у меня такой пост), но это от того, что жанр за последние лет тридцать-сорок ожидаемо стал расхожим, заигранным. Интересно разобраться в его составляющих. Жилберту, взяв типичные для бразильской музыки время и интонацию, сделал из зажигательного танца интимный монолог. Грубо говоря, босса нова — это замедленная самба с довольно затейливой мелодией. При этом поётся она почти безэмоционально, близким к шёпоту голосом. Значительную роль играют тексты. И в итоге выходит, что по моей классификации классическая босса — это музыка для головы, при этом одинаково прекрасная и в качестве фона, и в качестве танца.
Босса для иностранцев может звучать как невнятное (и будто бы нестройное) бормотание под достаточно невзрачный аккомпанемент, зачастую ограниченный одной гитарой. На самом деле, всё, конечно, значительно интереснее. Тут может помочь знание португальского, ведь в этой музыке очень много информации заложено в стихах. Чтобы подчеркнуть значимость лирики, пение может слегка расходиться с общим звуком ритмически и звуковысотно — так вокал сильнее выделяется в миксе. Эту же манеру восприняла и первая жена Жуана — Аструд, ставшая звездой благодаря классическому исполнению песни "Girl from Ipanema".
Чтобы ещё лучше понять этот стиль, может быть интересно сравнить его с российской интерпретацией, где не помешают трудности перевода. У нас был свой энтузиаст Александр Дольский, мастерски освоивший боссу и её дух. Тихий шум моря, закат, вино, размышления о чём угодно и немного ленивая небольная ностальгия.
В своем коммерческом проявлении босса удобна — её очень легко играть формально, так, чтобы "кушать не мешало", чем многие и пользуются. Но те, кто стоял у её истоков, всё же занимались не просто отработкой бабла, они рассказывали о живых чувствах, о себе и о мире вокруг.
ЗЫ: если вам хочется больше песен в стиле босса нова, и вы не знаете, где взять — ищите эти имена на обложках пластинок: João Gilberto (Жуан Жилберту), Antônio Carlos Jobim (Антонио Карлос Жобим), Stan Getz (Стэн Гетц), Chico Buarque (Шику Буарки).