В XIX и ХХ веках интеллектуальным увлечением и философской склонностью многих людей на Западе становится буддизм.
Существует множество различных версий того, как называть этот феномен или человеческий институт, – религией, философией или психопрактикой. Сегодня мы предлагаем коротко посмотреть на важнейшие черты буддизма, зародившегося на территории Северо-Восточной Индии в VI-V вв. до н. э.
Следует сразу оговорить, что буддизм – это плоть от плоти индийской культуры (ее называют добуддийской культурой Индии, а также ведийско-брахманистской культурой), которой на момент возникновения новой религии уже было более тысячи лет. Однако буддизм принципиально от нее отличается, точнее сказать, вступает с ней в диалог, полемизирует.
Во-первых, буддизм отказывается от варново-кастовой системы как критерия, позволяющего судить о человеке и в соответствии с этим суждением давать ему право занимать в обществе определенное положение. Этот принцип был очень важным в рамках добуддийской Индии, и само благородство человека связывалось с его происхождением из конкретной варны. На место этнического и религиозного принципа деления людей между собой буддизм ставит принцип личных качеств и тем самым устраняет преграды между различными сословиями.
Во-вторых, буддизм совершенно переформатирует отношения людей и богов. Он утверждает, что все виды существ живут в контексте сансары (причинно-обусловленного существования) и не возникают благодаря воле и замыслу какого-то высшего божества. Интересно, что боги в буддийской картине мира – это смертные создания. Они безусловно облечены властью, свободны и блаженны, их жизнь астрономически длинна, но все же они смертны.
Что еще важного вносит буддизм по отношению к предшествовавшей ему культуре?
Конечно же, отказ от сакрального языка. Как мы знаем, брахманизм транслировал священное знание на санскрите, языке богов, и этот язык был особенным, он излагал откровение Вед. Буддизм же утверждает, что его знание можно пересказать на любом языке. В таком случае принцип языковой избранности становится не столь важным, ведь если истина универсальна, то все культуры равны между собой.
Буддизм отказывается и от Вед (древних священных писаний), от безусловной веры в то, что в них изложено. Провозглашается, что каждый человек должен иметь возможность рефлексировать над тем, во что ему предлагается верить. Поэтому на место Вед буддизм помещает другой познавательный источник – опыт: индивидуум должен пройти патх, путь изменения личности, быть дисциплинированным и работать с собственным мышлением и сознанием.
Таким образом, буддизм демаркирует, отгораживает себя от брахманистской картины мира и ее религиозных и ценностных установок, вводя вместо этого принцип личной ответственности человека за свое поведение и за свои намерения. Нравственное отношение к самому себе – это смысловой центр буддийской культуры, буддийской религиозно-философской мысли.
Вообще, если мы внимательно присмотримся к буддизму, то заметим, что он провозгласил идеи, которые на столетия, а то и тысячелетия позднее были открыты в философии, лингвистике и психологии. Во многих областях буддизм, основанный на принципе непредвзятости, на принципе исследования, раскрыл интенции научного подхода к миру.
#религия
Существует множество различных версий того, как называть этот феномен или человеческий институт, – религией, философией или психопрактикой. Сегодня мы предлагаем коротко посмотреть на важнейшие черты буддизма, зародившегося на территории Северо-Восточной Индии в VI-V вв. до н. э.
Следует сразу оговорить, что буддизм – это плоть от плоти индийской культуры (ее называют добуддийской культурой Индии, а также ведийско-брахманистской культурой), которой на момент возникновения новой религии уже было более тысячи лет. Однако буддизм принципиально от нее отличается, точнее сказать, вступает с ней в диалог, полемизирует.
Во-первых, буддизм отказывается от варново-кастовой системы как критерия, позволяющего судить о человеке и в соответствии с этим суждением давать ему право занимать в обществе определенное положение. Этот принцип был очень важным в рамках добуддийской Индии, и само благородство человека связывалось с его происхождением из конкретной варны. На место этнического и религиозного принципа деления людей между собой буддизм ставит принцип личных качеств и тем самым устраняет преграды между различными сословиями.
Во-вторых, буддизм совершенно переформатирует отношения людей и богов. Он утверждает, что все виды существ живут в контексте сансары (причинно-обусловленного существования) и не возникают благодаря воле и замыслу какого-то высшего божества. Интересно, что боги в буддийской картине мира – это смертные создания. Они безусловно облечены властью, свободны и блаженны, их жизнь астрономически длинна, но все же они смертны.
Что еще важного вносит буддизм по отношению к предшествовавшей ему культуре?
Конечно же, отказ от сакрального языка. Как мы знаем, брахманизм транслировал священное знание на санскрите, языке богов, и этот язык был особенным, он излагал откровение Вед. Буддизм же утверждает, что его знание можно пересказать на любом языке. В таком случае принцип языковой избранности становится не столь важным, ведь если истина универсальна, то все культуры равны между собой.
Буддизм отказывается и от Вед (древних священных писаний), от безусловной веры в то, что в них изложено. Провозглашается, что каждый человек должен иметь возможность рефлексировать над тем, во что ему предлагается верить. Поэтому на место Вед буддизм помещает другой познавательный источник – опыт: индивидуум должен пройти патх, путь изменения личности, быть дисциплинированным и работать с собственным мышлением и сознанием.
Таким образом, буддизм демаркирует, отгораживает себя от брахманистской картины мира и ее религиозных и ценностных установок, вводя вместо этого принцип личной ответственности человека за свое поведение и за свои намерения. Нравственное отношение к самому себе – это смысловой центр буддийской культуры, буддийской религиозно-философской мысли.
Вообще, если мы внимательно присмотримся к буддизму, то заметим, что он провозгласил идеи, которые на столетия, а то и тысячелетия позднее были открыты в философии, лингвистике и психологии. Во многих областях буддизм, основанный на принципе непредвзятости, на принципе исследования, раскрыл интенции научного подхода к миру.
#религия