Наверное, уже все миллион лет назад посмотрели (если нет, то можно это сделать с моими авторскими субтитрами) фильм «Середина 90-х» — славный режиссёрский дебют любимца публики Джоны Хилла о подростке-скейтере, который зарабатывает себе дворовой авторитет под музыку Wu-Tang Clan и Филипа Гласса. Несмотря на то, что это кино мимолётом формулирует на экране такие жизненные вещи, происхождение которых не то, что в сценарии, в жизни-то трудно сформулировать, и вообще старается выглядеть как что-то совсем уж открыточное и снятое максимально по наитию, собранности и расчётливости режиссёра Хилла можно только позавидовать. У него были вполне конкретные источники вдохновения (в частности, все фильмы Ларри Кларка), при написании сценария дебютанта консультировали Мартин Скорсезе и Итан Коэн, помогал доводить всё до ума Спайк Джонз, а в одной из миниатюрных ролей засветился (и тоже наверняка чем-то подсобил на съёмках) аж целый Хармони Корин. На таком фоне вышедший на полгода раньше и местами похожий на идеальный сиквел к фильму Хилла документальный фильм «Minding the Gap» выглядит прямо-таки сбывшейся DIY-мечтой того самого тихони-приятеля из «Середины 90-х», не расстающегося с камерой. Тоже дебютант Бинг Лью, который когда-то учился снимать по скейтерским роликам, собрал из снятых за 12 лет архивных видео живой и искренний портрет выросшего, но не повзрослевшего поколения MTV и чуть было не выиграл с ним «Оскар».
Главные герои «Minding the Gap» – три скейтбордиста из бедного американского города Рокфорд. Балагур Зак подрабатывает монтажником, пытаясь обеспечить подругу и только что родившегося сына, часто выпивает и курит травку; чернокожий Кьер бесконечно ищет нормальную работу, но сам толком не понимает, чем хочет заниматься; Бинг снимает всё это на камеру. Довольно скоро и без неожиданностей выясняется, что давнее увлечение скейтбордингом – способ сбежать от опостылевшей реальности, в которой каждого из них в детстве избивал кто-то из родителей, а теперь избивают изнутри свои же комплексы. Примерно такую же картинку рисует и «Середина 90-х», только Хилл, приближаясь к моментам переживаний героев, притормаживает, а Лью наоборот выводит своих друзей на всё более откровенные разговоры, пытаясь разобраться, почему за столько лет им всем так и не удалось вырваться из круга насилия (Зак, например, и сам стал поколачивать свою девушку, сильно по этом поводу не беспокоясь).
По-настоящему же выдающимся «Minding the Gap» делает именно полноценное присутствие в повествовании самого режиссёра. Сначала Бинг, в основном, присутствует только в качестве закадрового голоса, затем появляется в паре старых дурацких селфи-видео, потом проводит душераздирающее интервью с собственной мамой об отчиме-тиране, специально для этого позвав другого оператора. В те моменты, когда сочувствие и максимальная близость автора к героям сливается на экране с его собственной открытостью к зрителю, происходит настоящий эмоциональный взрыв, какого не ждёшь от документального кино, целиком состоящего из кусочков жизней совершенно посторонних тебе людей.
«Лень вставать», 22.03.2019
Главные герои «Minding the Gap» – три скейтбордиста из бедного американского города Рокфорд. Балагур Зак подрабатывает монтажником, пытаясь обеспечить подругу и только что родившегося сына, часто выпивает и курит травку; чернокожий Кьер бесконечно ищет нормальную работу, но сам толком не понимает, чем хочет заниматься; Бинг снимает всё это на камеру. Довольно скоро и без неожиданностей выясняется, что давнее увлечение скейтбордингом – способ сбежать от опостылевшей реальности, в которой каждого из них в детстве избивал кто-то из родителей, а теперь избивают изнутри свои же комплексы. Примерно такую же картинку рисует и «Середина 90-х», только Хилл, приближаясь к моментам переживаний героев, притормаживает, а Лью наоборот выводит своих друзей на всё более откровенные разговоры, пытаясь разобраться, почему за столько лет им всем так и не удалось вырваться из круга насилия (Зак, например, и сам стал поколачивать свою девушку, сильно по этом поводу не беспокоясь).
По-настоящему же выдающимся «Minding the Gap» делает именно полноценное присутствие в повествовании самого режиссёра. Сначала Бинг, в основном, присутствует только в качестве закадрового голоса, затем появляется в паре старых дурацких селфи-видео, потом проводит душераздирающее интервью с собственной мамой об отчиме-тиране, специально для этого позвав другого оператора. В те моменты, когда сочувствие и максимальная близость автора к героям сливается на экране с его собственной открытостью к зрителю, происходит настоящий эмоциональный взрыв, какого не ждёшь от документального кино, целиком состоящего из кусочков жизней совершенно посторонних тебе людей.
«Лень вставать», 22.03.2019