Сегодня - про то, как рабочая память человека меняется с возрастом.
Рабочая память (working memory) - название систем, отражающих способность мозга фиксировать и обрабатывать информацию «здесь и сейчас» для выполнения требовательных задач. Удержание в сознании нового номера телефона, мысленная арифметика, ежедневные умственные рассуждения («чтобы собраться на встречу, мне нужно…») - все эти функции опираются на рабочую память.
Key points работ:
- оба типа рабочей памяти - вербальный и визуально-пространственный - наиболее производительны между 30 и 39
- у визуально-пространственной рабочей памяти пик производительности раньше
- чем более активна работа с информацией, тем больше нагрузка на рабочую память: способность к запоминанию цифр номера телефона поддерживается дольше, чем способность их суммированию
- до 50-55 лет отличие в производительности рабочей памяти от пиковой остается в пределах половины стандартного отклонения. Это немного: например, сравнивая с распределением мужского роста, такое отклонение соответствует потере 3.5 см с пиковой производительности к 50-60 годам. Согласно мета-анализам
линк1 линк2, эффект физических упражнений у людей старшего возраста сопоставим по размеру (effect size около 0.3 - и тем больше, чем хуже базовая производительность).
По известной модели, рабочую память можно разделить на три взаимодействующие подсистемы:
1. фонологическую петлю, в которой на временных интервалах порядка секунд хранятся слова. Эта подсистема используется для внутренней речи. Интересно, что чем лучше работает эта подсистема, тем более последовательна, красноречива и доходчива устная речь человека - потому что, пока произносится начало предложения, вербальная рабочая память обрабатывает смысловые и стилистические особенности окончания предложения;
2. visuo-spatial sketchpad - внутренняя белая доска, пространство для представления и манипулирования зрительными образами и фигурами;
3. центральный управляющий элемент, который согласует работу двух других подсистем на основе логики и текущих целей (с их приоритетом - при плохой работе этого компонента возникают сложности различения приоритетных и второстепенных задач). Переключение между стратегиями решения умственных задач, фильтр нерелевантной информации (aka селективное внимание), поиск паттернов, являются функциями центрального элемента рабочей памяти согласно этой модели. Это, по-существу, все «когнитивные» исполнительные функции (executive functions).
Есть прикольная теория за авторством R. Barkley о том, что исполнительные функции можно понимать как интернализацию направленных вовне действий или процессов - в случае рабочей памяти, зрительного внимания и устной речи (видео за его же авторством по теме:
Youtube). Сначала ребенок учится направлять внимание на объекты окружающего мира, а затем развивает способность направлять внимание на внутренние образы. Действительно, целенаправленное слежение глазами
нарушает способность воссоздавать образы в воображении, но при этом речевые задачи не мешают одновременно держать в уме зрительный образ. Вращательные движения рукой
нарушают манипуляцию воображаемыми фигурами (mental rotations) в уме, которая, в свою очередь, сопровождается движениями глаз. Вербальная рабочая память, согласно этой теории, развивается как интернализация изначально направленной на людей устной речи.
Таким образом, рабочая память меняется с возрастом. После 20 ее производительность сначала медленно растет, достигая пика около 30 лет, после чего падает: сначала медленно, а затем заметно быстрее. Такая динамика свойственна и другим системам, сложность организации которых одновременно делает их производительными и склонными к распаду (нетематический
link).