В России готовятся масштабно
реформировать систему госзакупок. Помимо уже заявленных нововведений рассматривается и давно обсуждаемое – установление минимальной цены госконтрактов. Цель этой меры – уничтожить демпинг и защитить бюджет. Но, по мнению экспертов, введение минимальной цены не панацея, и в результате ситуация может усугубиться.
С 1 июля в России ужесточится ответственность за нарушения при проведении госзакупок. В частности, согласно закону № 44-ФЗ, вместо фиксированной суммы будет установлен диапазон определения штрафов за неверный способ закупки, несоблюдение объёма закупок у малого бизнеса и нарушение срока заключения контракта. Появятся новые штрафы, в частности за включение заведомо недостоверной информации в реестр.
В соответствии с законом № 223-ФЗ изменятся штрафы за неправомерные требования к участникам закупки и появятся новые – за несоблюдение объёма закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и нарушение срока заключения договоров.
Соответствующий законопроект внесло на рассмотрение в Госдуму Правительство РФ. Сомнений в том, что он будет принят, у специалистов нет.
Кроме того, в последнее время в кулуарах власти обсуждается и более серьёзная мера – введение минимальной цены госконтракта. По информации «Октагона», этот вопрос будет рассматривать уже новый состав Правительства.
Сейчас при проведении госзакупок устанавливается лишь начальная максимальная цена контракта. Она представляет собой предельную границу суммы, которую покупатель готов потратить на закупаемый товар, работу или услугу. Кроме того, цена контракта не может быть нулевой, так как это противоречит основным принципам контрактной системы и нормам бюджетного и гражданского законодательства.
Нижняя граница цены при осуществлении торгов не устанавливается. Этим пользуются недобросовестные участники, которые получают контракт благодаря чрезмерному снижению стоимости, замечает в разговоре с «Октагоном» кандидат экономических наук, директор Института региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве РФ Павел Строев:
– Бюджет в этом случае зачастую несёт значительные косвенные потери. Ведь если участник был недобросовестный, то контракт может быть исполнен некачественно, и затем потребуются дополнительные расходы на ликвидацию последствий. Если же демпингуется специально, чтобы конкурс был признан несостоявшимся либо чтобы отказаться от выполнения контракта, зачастую возникает ситуация, в которой организатор не успевает провести контрольную закупку. В итоге цели и задачи не достигаются.
По словам юриста и научного эксперта Российского экологического движения Ильи Рыбальченко, существует несколько схем умышленного использования демпинга в госзакупках. Если, например, закупка касается технологического товара, сроки поставки которого стандартно составляют 50 дней, на торги приходят организации, рассчитывающие после победы привезти подходящую по характеристикам продукцию из Китая.
– Организация надеется на качественный товар, но его не получает. А ответственные поставщики, которые могут поставить этот качественный товар, вышибаются с рынка, потому что идут торги на уменьшение цены. Со временем поставщики качественной техники отходят от торгов, так как им это становится невыгодно, – объясняет собеседник.
В то же время введение минимальной цены может стать реальной защитой российского рынка от поставщиков из КНР, которые практически всегда способны предложить товар по более низкой стоимости, что ставит под угрозу развитие деятельности российских производителей, считает источник «Октагона», близкий к власти:
– При этом зачастую отечественным компаниям выгоднее и удобнее закупать продукцию на внутреннем рынке, так как при более высоком качестве логистика проще и, соответственно, сроки поставок короче. Минимальная ценовая планка же будет позволять российским производителям рассчитывать на точную маржу.
Другая сторона существования демпинга – это деятельность перекупщиков, которые активно снижают цену, а затем, получив контракт, предлагают ответственным поставщикам поделить его.