Grownups_Not_Only dan repost
Хотелось написать этот пост при менее актуальных обстоятельствах, но человек предполагает, а дальше сами знаете. На днях я посмотрела последнюю серию «Чернобыля» HBO, и осознала одну ключевую вещь для себя о том, почему тоталитарные и авторитарные режимы настолько страшны для человечества как целого. Когда я смотрела на сцены в центре, с ночной сменой и мудаком, стоящим над несколькими подчиненными, в которых решается судьба десятков тысяч человек, животных, растений, домов. Мудак говорит - будем делать так и так. Работники пытаются объяснить свои опасения, мудак давит авторитетом и объясняет, что он знает, как безопасно и что тех, у кого есть другое мнение, он закопает. И каждое следующее действие каждого человека в центре - это вынужденное согласие с вышестоящим. Ты смотришь и, что самое страшное, понимаешь, почему эти люди не отказались выполнять инструкции. Когда твоих мам и бабушек сажали в тюрьму по поводу и без, а могли и расстрелять, а могли и что угодно сделать, когда вместо частной собственности веселая жизнь в коммуналках, когда ты нигде и никогда не чувствуешь себя в безопасности, если действуешь не так, как важные люди говорят, у тебя пропадает одно из ключевых для выживания умений - говорить «нет». Я живу в 2019 году и для меня нередко «нет» - это просто отсутствующая опция, если начальник просит. Я просто не думаю, что у меня есть выбор, потому что поколения людей до меня были лишены возможности выбирать страшной машиной угнетения. И, тут начинается связь с тематикой канала, ведь машина эта работала на самых разных уровнях, включая веселые картинки. Нигде не читала и не смотрела я столько о том, как неудобный ребёнок становится удобным, как высмеивается нежелание копать картошку, как показываются ужасы, связанные с отказом помыть комнату, как в советской литературе и мультах. Ребёнок должен обязательно проделать путь от непослушания к ужасным последствиям, а от них к тому, чтобы стать как надо, удобным и послушным. Тяжелейшее впечатление на меня стали производить все эти Антошки, дети в королевстве зубных щёток и Нехочуха. Все эти мультфильмы обесценивают главное в «нет» фазе детского развития, а именно проявление автономии мышления и свободы воли. Сотрудники чернобыльской АЭС были продуктами эпохи, обесценивавшей и отрицавшей автономию личности. И уже несколько десятилетий спустя очень многое в нашем гос.аппарате держится вот на этом - на воспитанных в страхе хочухах, которым на самом раннем этапе жизни запретили не хотеть, отказываться от того, что не нравится, будь то еда, одежда или работа, хочухах, которые научились подстраиваться и выживать, но по сути не живут и не берут на себя ответственность за свои действия, потому что «армия сказала «надо»». Эти люди работают полицейскими, прокурорами, судьями, охранниками, и система живёт тем, что забрала у этих людей опцию сказать «нет»: и среди вариантов шантажа есть тот стыд перед словами «нет» и «я» («Последняя буква в алфавите»), который сидит так глубоко, что активируется при малейшем соприкосновении с волей «старших». В историях со сфабрикованными делами всегда важна роль тех десятков и сотен людей, которые не понимают, что каждый очередной акт конформизма приближает нас к правовой катастрофе, и что есть точка невозврата, при которой нажатие на кнопку АЗ-5 уже никого не спасёт. Что делать сейчас? Не знаю. Но знаю одно: можно и нужно давать детям быть неудобными, быть нехочухами и говорить «нет», и принимать это «нет», хотя бы в тех случаях, когда это физически возможно. Можно и нужно показывать детям мультфильмы не только про хороших и правильных детей, но и «Машу и медведя», «Тома и Джерри», читать «Пеппи-длинный чулок». Нужно спрашивать себя о том, чего нам хочется, а чего не хочется, и всегда прислушиваться к своей внутренней нехочухе, уважать её и ценить.
#свободуИвануГолунову
#свободуИвануГолунову