спектакльМеня позвали на немецкоязычный спектакль "
Ich bin's nicht, W. Putin ist es gewesen”, что шёл в Веддинге в маленьком камерном театре. Двор у входа в театр сиял неоновой подсветкой, выделяясь среди ночной тусклости. Большинство зрителей, как подобает берлинцам, пришли в последний момент. Те немногие, кто пришли вовремя, потягивали вино из икейских бокалов в фойе. Говорят, театр начинается с вешалки, но в том театре не было гардероба, поэтому зрители вешали пальто и куртки на спинки стульев. Начали сразу как только все зашли в зал и заняли свои места.
Сюжет спектакля разбит на фрагменты бесед разных людей в разных сеттингах. Пять актёров – русских шпетаусзидлеров с прекрасным немецким – меняются ролями без привязки к конкретному типажу. На кухне питерской коммуналки театральный актёр яростно спорил со скуфом и тёткой-хозяюшкой, но таки сдался. Пользуясь небывалой возможностью в стране возможностей, он поднялся до режиссёра, сочинив пьесу про героизм Моторолы. Правда за эту пьесу его посадили в тюрьму – светловолосая прокурорка радостно, громко и чётко зачитывала обвинение, заранее зная вердикт суда. В импровизированном интервью режиссёр-постановщик расспрашивал двух женщин о причинах и целях спецоперации – те отбивались уже “народными” штампы про восемь лет и спасение детей Донбасса. Спектакль вернулся назад в коммуналку, куда явилась вдова зека, погибшего под Бахмутом. Она рвала листы, на которых писался сценарий – за это её прогнали, сказав, что в этой квартире нет места войне. На кухонном столике в какой-то момент появилось тыквенное чучело с буквой Z на всю голову и флажками с ростриколором вместо рук. Под сценическим освещением триколор был похож на болгарский из-за слишком светлого синего. В вещем сне режиссёра безнадёжные либералы бродили по сцене в белых халатах, цитируя Оруэлла. Между сценами на экране показывали отрывки из z-концертов, поющих кадетов юнармии, радиоактивный пепел и репортаж о любителях путина, снятый у входа в марцанский MixMarkt.
Всё это мы уже видели. Спектакль нацелен на немцев-интеллектуалов, которым все эти картины в новинку. В Берлине большая аудитория с запросом на понимание каши из мрака, страха и оправданий, что варится в наших головах.
Спектакль закончился ровно в девять, сменившись панельной дискуссией между зрителями и актёрами. Её координировал модератор – эксперт-политолог, приглашённый организаторами. Обсуждались идеи спектакля, цели, намерения, обратная связь от зрителей. По классике жанра в дискуссию ворвались путинферштееры с обвинениями в пропаганде. Однобоко всё было показано, в Германии все вокруг лгут, молчат о главной причине войны – расширении НАТО к Востоку. Казалось, эти люди лишь карикатура, постскриптум к спектаклю.
И всё же я думаю, что этот спектакль нужен не только немцам, но и нам тоже. Сегодня общественный дискурс представляет собой огромный и беспрерывный поток информации, на осмысление которого просто нет времени. Важные мысли тонут в фидленте: прочитав хороший пост в телеграме, мы сразу читаем другие, забыв о прочитанном. Та же история и с ютубом, и с инстаграмом. Спектакль даёт то, чего нет в онлайне – смысловые и временные рамки. Когда ты выделяешь весь вечер на поход в театр – собираешься, едешь, сидишь, фокусируешься, – появляется много пространства на осмысление происходящего.
Конечно, ты завтра снова нырнёшь в поток, но сегодня у тебя много времени на раздумья. Как "маленькие люди" становятся "гражданами" и наоборот? Есть ли предел человеческого оправдания? Сколько в этих речах пропаганды, а сколько личной лжи человека? В конце концов, кто виноват и что делать?
В общем, я рекомендую.
Последний спектакль в этом году состоится в воскресенье, 10 декабря в 19:00 в Ballhaus Prinzenallee.
Билеты по ссылке.