Жирный и слепой dan repost
Вчера был на лекции Габора Кланицая про женскую святость и ведовство в Средние века. Собственно, основной смысл доклада был в том, что эти понятия неразрывно связаны. При таком подходе охота на ведьм, которая начинается в позднем Средневековье, выглядит даже логичной.
Обычно говорят о трёх объяснениях охоты на ведьм. Во-первых, колдунам досталось заодно с еретиками (потому что и те, и те слуги дьявола). Во-вторых, народные представления о знахарках и просто непонятном поведении — повод для обвинения в колдовстве. В-третьих, ведьм сравнивают с шаманами (и тем самым объясняют рассказы об их полётах и всём прочем). Кланицай говорит, что всё это хорошо и здорово, но охота на ведьм скорее была реакцией на появление женщин-святых в позднем Средневековье.
Святые женщины как раз и нарушают привычный порядок, потому что выбирают не указанные им социальные роли, а Христа. Кроме того, они обычно богаты (Клара Ассизская) и обладают властью (Елизавета Венгерская). Во время популярности христианской мистики женщины напрямую общаются с Христом и видят самые удивительные видения.
Бригитта Шведская видит подробности Рождества (и её видения влияют на иконографию). После видений Екатерина Сиенская рассылает во все концы Европы послания монархам с призванием к вечному миру. Сердце Кьяры из Монтефалько становится лучшим пристанищем для креста Иисуса (и вскрытие, в лучших средневековых традициях, подтвердило, что в сердце святой находилось распятие).
Всё это звучит очень здорово, но, конечно, не нравилось средневековым мужчинам. Те, в лучших традициях средневековой мизогинии (так говорил Кланицай), начинают бороться против женской святости и пытаться объявить этих женщин еретичками (Вильгельмину Миланскую попробовали канонизировать после её смерти, но это не удалось, а её тело сожгли) или хотя бы помешать канонизации (Бригитту Шведскую, вроде бы, пытались канонизировать четырежды, но в итоге именно её канонизация стала нормой). В итоге способом восстановить социальный порядок, нарушенный чрезмерным влиянием святых женщин, становится преследование других женщин, которых обвиняют в колдовстве.
P.S. За замечания и дополнения огромное спасибо Светлане Яцык, главному редактору журнала @voxmediiaevi
Обычно говорят о трёх объяснениях охоты на ведьм. Во-первых, колдунам досталось заодно с еретиками (потому что и те, и те слуги дьявола). Во-вторых, народные представления о знахарках и просто непонятном поведении — повод для обвинения в колдовстве. В-третьих, ведьм сравнивают с шаманами (и тем самым объясняют рассказы об их полётах и всём прочем). Кланицай говорит, что всё это хорошо и здорово, но охота на ведьм скорее была реакцией на появление женщин-святых в позднем Средневековье.
Святые женщины как раз и нарушают привычный порядок, потому что выбирают не указанные им социальные роли, а Христа. Кроме того, они обычно богаты (Клара Ассизская) и обладают властью (Елизавета Венгерская). Во время популярности христианской мистики женщины напрямую общаются с Христом и видят самые удивительные видения.
Бригитта Шведская видит подробности Рождества (и её видения влияют на иконографию). После видений Екатерина Сиенская рассылает во все концы Европы послания монархам с призванием к вечному миру. Сердце Кьяры из Монтефалько становится лучшим пристанищем для креста Иисуса (и вскрытие, в лучших средневековых традициях, подтвердило, что в сердце святой находилось распятие).
Всё это звучит очень здорово, но, конечно, не нравилось средневековым мужчинам. Те, в лучших традициях средневековой мизогинии (так говорил Кланицай), начинают бороться против женской святости и пытаться объявить этих женщин еретичками (Вильгельмину Миланскую попробовали канонизировать после её смерти, но это не удалось, а её тело сожгли) или хотя бы помешать канонизации (Бригитту Шведскую, вроде бы, пытались канонизировать четырежды, но в итоге именно её канонизация стала нормой). В итоге способом восстановить социальный порядок, нарушенный чрезмерным влиянием святых женщин, становится преследование других женщин, которых обвиняют в колдовстве.
P.S. За замечания и дополнения огромное спасибо Светлане Яцык, главному редактору журнала @voxmediiaevi