Как понять, что тренинг не Х? Сборные рекомендации ЦПБ и мои
Дисклеймер: мы говорим про любое групповое обучение, любым навыкам, за редкими исключениями в виде групповой психотерапии или спортивных команд. Да, отчасти это касается и школы, и ВУЗов - с поправкой на то, что система образования фиксирована, и в ней возможны лишь "перегибы на местах".
- Тренинг дает конкретные навыки - применимые в конкретных условиях. Английский уровня Advanced - хорошо, даже если вы учитесь у мормонов. Лидерские навыки, уверенность в себе, женственность, маскулинность - туманно и допускает много интерпретаций. Интерпретации = поле для манипуляций.
- Лектор - лектор, а не бог. Постоянные участники хвалят качество преподавания, уровень учебного материала, свои знания по итогу. А не добродушие лектора, его благочестие, свою вдохновленность и осознанность.
- Большая часть участников не контактирует с лектором после окончания тренинга. Не звонят рассказать как дела. Не ходят домой на чай. Не приходят "просто посидеть и помочь с организацией". Получили навыки - ушли. Тренинг - услуга. По статистике в маркетинге - только 5% клиентов, если не меньше, вернутся, чтобы оставить положительный отзыв.
- Участники в основном адекватные. Без шуток. Блаженные и мудаки встречаются везде. Но если вы осматриваетесь, и окружающие слушатели вызывают недоумение или отторжение - видимо, вы не туда пришли. Это работает практически для всех, кроме групповой психотерапии.
- Лектору на вас плевать. Вы находитесь на тренинге в роли ученика, он в роли учителя. Это в принципе предполагает некоторое доминирование. Если лектора интересуете вы - за пределами области, которую вы пришли изучать, и области, где вы планируете применять получаемые навыки, это в целом странно.
- Материал тренинга не противоречит - здравому смыслу, логике, информации в сети, вашему опыту. Важно: у вас может не хватать информации, вы можете ошибаться. Но если вы спросили у лектора "почему это так, если я знаю другое?" - а он не объясняет, где ваш пробел, а уходит от вопроса или выдвигает ответные претензии - это плохо.
- Вам комфортно. Если вам принуждают делать что-то, что наносит вам физический и моральный урон - это плохой тренинг. Если на вас кричат, пугают, угрожают, давят на жалость, ответственность, чувство локтя. Это плохой тренинг (если только до того вы не доводили тренера). Если нужно отжиматься несмотря на озвученные проблемы с сердцем. Если нужно выходить на улицу в белье, или кричать фразы, которые не хочется кричать. Если нужно рассказывать о себе что-то, что не хочется рассказывать. Подобные упражнения можно делать только под индивидуальным наблюдением квалифицированного специалиста, который будет нести ответственность за последствия. Точка.
#FAQ #тренинги
Дисклеймер: мы говорим про любое групповое обучение, любым навыкам, за редкими исключениями в виде групповой психотерапии или спортивных команд. Да, отчасти это касается и школы, и ВУЗов - с поправкой на то, что система образования фиксирована, и в ней возможны лишь "перегибы на местах".
- Тренинг дает конкретные навыки - применимые в конкретных условиях. Английский уровня Advanced - хорошо, даже если вы учитесь у мормонов. Лидерские навыки, уверенность в себе, женственность, маскулинность - туманно и допускает много интерпретаций. Интерпретации = поле для манипуляций.
- Лектор - лектор, а не бог. Постоянные участники хвалят качество преподавания, уровень учебного материала, свои знания по итогу. А не добродушие лектора, его благочестие, свою вдохновленность и осознанность.
- Большая часть участников не контактирует с лектором после окончания тренинга. Не звонят рассказать как дела. Не ходят домой на чай. Не приходят "просто посидеть и помочь с организацией". Получили навыки - ушли. Тренинг - услуга. По статистике в маркетинге - только 5% клиентов, если не меньше, вернутся, чтобы оставить положительный отзыв.
- Участники в основном адекватные. Без шуток. Блаженные и мудаки встречаются везде. Но если вы осматриваетесь, и окружающие слушатели вызывают недоумение или отторжение - видимо, вы не туда пришли. Это работает практически для всех, кроме групповой психотерапии.
- Лектору на вас плевать. Вы находитесь на тренинге в роли ученика, он в роли учителя. Это в принципе предполагает некоторое доминирование. Если лектора интересуете вы - за пределами области, которую вы пришли изучать, и области, где вы планируете применять получаемые навыки, это в целом странно.
- Материал тренинга не противоречит - здравому смыслу, логике, информации в сети, вашему опыту. Важно: у вас может не хватать информации, вы можете ошибаться. Но если вы спросили у лектора "почему это так, если я знаю другое?" - а он не объясняет, где ваш пробел, а уходит от вопроса или выдвигает ответные претензии - это плохо.
- Вам комфортно. Если вам принуждают делать что-то, что наносит вам физический и моральный урон - это плохой тренинг. Если на вас кричат, пугают, угрожают, давят на жалость, ответственность, чувство локтя. Это плохой тренинг (если только до того вы не доводили тренера). Если нужно отжиматься несмотря на озвученные проблемы с сердцем. Если нужно выходить на улицу в белье, или кричать фразы, которые не хочется кричать. Если нужно рассказывать о себе что-то, что не хочется рассказывать. Подобные упражнения можно делать только под индивидуальным наблюдением квалифицированного специалиста, который будет нести ответственность за последствия. Точка.
#FAQ #тренинги