Обнаружила, что от довольно большого числа образованных людей слышу похвалу в адрес речи профессора Соловья. Если кто-то не в курсе, то это персонаж, постоянно предрекающий скорую смерть Путина и последующее всеобщее возрождение.
Часто рядом с образом Соловья появляется и образ Невзорова — его речью тоже любят восхищаться даже весьма интеллектуальные люди. И хотя в Соловье, на мой вгляд, людей прежде всего привлекает ложная надежда на светлое будущее без какого-либо труда с их стороны (умрет Путин — сразу станет хорошо), а Невзоров берет дерзкой категоричностью, насаженной на эффектный художественный прием, о них обоих принято говорить как о хороших ораторах.
Так они правда хорошие ораторы?
Из комментариев к
твиту про Соловья, где я выразила свое изумление почитанием этого персонажа, я поняла, что надо написать пост про этику.
Да, оратор, или ритор, в широком смысле — красиво и складно говорящий человек. Но у каждой сферы есть своя этика, о которой, к печали, многие напрочь забыли.
Этика — это совокупность моральных норм. Хороший оратор должен не только красиво вещать, он должен стремиться говорить правду. Здесь я разделяю понятия правды и истины, потому что антоним правды — ложь, а антоним истины — другая истина. Поскольку у меня нет цели пересказывать разные философские учения о правде и истине, то здесь, с вашего позволения, я обойдусь лишь этим тезисом.
Оратор должен подтверждать то, что говорит, по возможности недвусмысленно и с помощью убедительных доказательств. Он стремится остерегаться лжи, полуправды, введения в заблуждение, преувеличения и смещения акцентов.
Поэтому тот, кто говорит, что ему нравится сама речь, а содержание ее не важно, или обманывает, или крайне неразборчив — по-чеховски лопает что дают.
С тем же Гитлером, который сразу оказался в комментариях к твиту, похожая история путаницы между оратором и демагогом. Если бы люди не просто слушали, а слышали, что несет Гитлер, они бы с меньшей вероятностью поддались его пропаганде.
То же и с Соловьем, и с Невзоровым (мне странно обнаружить их рядом с Гитлером, но кто только рядом с фюрером не валялся). Аргумент, что их приятно или интересно слушать, говорит о неразборчивости аудитории и отсутствии у нее запроса на этику.
Мне кажется, отсюда в том числе народная любовь к Путину. Его поклонники не слушают и не проверяют,
что он говорит, только
как. А его речь часто звучит высокомерно и хамски, зато привычно. Этакий батя. А слова бати не принято поверять этикой.
Хвалить медовые речи, наполненные фальшью или лишенные смысла, как посещать гомеопата, рассказывая, что он помогает. Но гомеопатия лжива, а гомеопат не этичен, потому что он знает, что лжет. Его собственная вера в гомеопатию, если таковая есть, не делает его более этичным, потому что основа врачебной этики — компетентность и непричинение вреда.
Искусно обернутая ложь не становится менее лживой. Более того, люди, которые считают эстетику речей демагога первичной, популяризируют ложь и тем разносят ее.
Как нельзя пересказать чей-то мат не сматерившись, так невозможно похвалить чью-то ложь, не став при этом лгуном.